Наталья Любасенко
Центр развития и формирования математических представлений в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с раннего возраста и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. Занятия проводятся один раз в неделю, с подгруппами или же со всей группой. Для того, чтобы занятия дали ожидаемый эффект, необходимо организовывать образовательную деятельность так, что новые знания давались детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей. С маленькими детьми учебный материал усваивается лучше, если он преподносится в игровой форме. Поэтому занятия лучше проводить в форме дидактической игры или начинать с сюрпризных моментов. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, знакомятся с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа, а так же во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.
Публикация «Центр развития и формирования математических представлений в детском саду» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Игры помогают осуществлять общие программные задачи:
• Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.
• Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
• Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.
• Обучение измерению с помощью условной мерки.
• Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
• Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
• Развитие логического мышления.
Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал)
1. Счетный материал : игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
2. Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.
3. Занимательный и познавательный математический материал : доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.
4. Схемы и планы: групповая комната, схемы маршрутов от дома до детского сада и др.
5. Рабочие тетради по математике.
6. Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.
7. Наборы объемных геометрических фигур.
8. Счетные палочки.
9. Учебные приборы: линейки(10 шт., сантиметры, ростомер для детей
10. Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
11. Наборы головоломок, головоломки-лабиринты.
12. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
13. Настольно-печатные игры.
14. Наборы моделей: деление на части (2-8).
15. Разнообразные дидактические игры.
Если рассматривать отдельно каждый возраст, то наполняемость математического уголка должна быть приблизительно следующей:
Ранний возраст
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами :
- пирамидки (пластиковые, деревянные, напольные, настольные)
- логические кубики
- шнуровки
- наборы из объёмных геометрических форм
- матрёшки
- наборы для завинчивания из элементов разных форм, размеров, цветов
- мозаика, домино, тактильный набор и т. д.
Младший возраст
Предметная среда в младшей группе организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.
- Игра «Чудесный мешочек».
- Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1 – 2 признакам (например, большую корзинку – большие мячи; в красную коробку – красные кубики).
- Игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических фигур, предметов по размеру, цвету (выложи дорожку к домику кругом, квадратом, затем снова кругом).
- Нанизывание бус на шнур, чередование разного размера, формы.
- Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).
- Геометрическая мозаика.
- Две-три матрешки.
- Пирамидки из 3 – 4 колец одинакового и разного размера.
- Предметы разного размера и назначения.
- Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото).
- Игры с алгоритмами – заданной последовательностью действий.
Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек – вкладышей, пирамидок, шнуровок – нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и другие хозяйственные предметы. Применяя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.
Средний возраст
В среднем дошкольном возрасте важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.
- Игры – логические кубики и т. д.
- Серия: «Сложи узор», «сложи картинку».
- Дидактические пособия: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
- Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Достройка»).
- Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений.
- Игры для освоения величинных, числовых, пространственных отношений («составь такой же узор»).
- Игры с алгоритмами, включающие 3 – 5 элементов простых действий
- Альбомы с образцами логических упражнений.
Среди дидактических игр должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам, на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (Танграм, Колумбово яйцо, пазлы, разрезные картинки). Примерно 15% игр должно быть для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность, детям не останавливаться, а продвигаться дальше.
Старшая и подготовительная группы
- Игры «Танграм», «Головоломки Пифагора», «Кирпичики», «Уникуб».
- Трафареты, линейки, счетные палочки
- Игры «Петнамино», «Забавные мячи».
- Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»).
- Игры с цифрами, монетами.
- Игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины.
- Игры с алгоритмами.
- Модели числовых и временных отношений (числовая лесенка, дни недели).
- Игры для развития логического мышления, освоения шашек и шахмат.
В старшем возрасте обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги, игры на развитие умений счётной и вычислительной деятельности, игры с правилами: домино, лото, шашки и т. д.
Цели и задачи по каждой возрастной группе меняются, усложняются. Необходимо использовать разнообразные формы и методы работы : счет, сравнение, отгадывание загадок, решение логических задач, игры, игры с картинками, работа по картине, работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, дидактические игры, и т. д.