Шиндина Алёна
Центр художественно-эстетического развития (на примере изобразительной деятельности) детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка проекта «Центр художественно-эстетического развития (на примере изобразительной деятельности) детей с ограниченными возможностями здоровья».
«Центр художественно-эстетического развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Публикация «Центр художественно-эстетического развития (на примере изобразительной деятельности) детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Назначение: воспитание гармоничной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обладающей умением трудиться, желанием творить, понимающим красоту жизни и красоту искусства;
Вид нарушения: нарушение интеллекта;
Год (этап) обучения: четвертый год обучения;
Значение Центра в развивающей среде группы : обеспечение различных видов изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллекта. В Центре художественно-эстетического развития дети учатся получать удовольствие от рассматривания репродукций картин русских художников, книжных иллюстраций, малых форм скульптуры, народных игрушек, изделий народных промыслов, познание происходит в интенсивном общении и обмене впечатлениями. Набравших впечатлений, дети превращаются в юных мастеров, скульпторов или художников, пытаются выразить себя в продуктивных видах деятельности. Выставки рисунков детей, выполненные по мотивам картин художников, пластические работы из разных материалов, приводят к выводу: если искусство вдохновляет ребёнка на действие, значит, оно действительно обладает побудительной силой.
Планируемые результаты художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе деятельности в центре : одно из главных направлений центра художественно-эстетического развития – ознакомление воспитанников с изобразительным искусством – мощным средством воспитания чувств.
Огромную роль изобразительное искусство может сыграть в воспитании личности ребё нка с нарушениями интеллекта: можно сформировать многие личностные качества, снять психоэмоциональное напряжение, сформировать положительную «Я - Концепцию». Это бесспорный, доказанный наукой факт. На нём основаны методики лечения детей с ОВЗ средствами искусства.
Занимаясь художественно-эстетическим воспитанием детей, у них формируется позитивное отношение к миру. Благодаря этому дети с ограниченными возможностями здоровья, испытывают радость и обретают уверенность в собственных силах.
Эстетическое воспитание пронизывает всю жизнь детей в группе, реализуясь через различные методы работы педагогов и виды детской деятельности. Выделяется специально организованная образовательная деятельность в Центре развития, которая решает конкретные цели и задачи эстетического воспитания.
Дети должны научиться:
обследовать предмет перед лепкой - ощупывать форму предмета;
создавать лепные поделки отдельных предметов по образцу и играть с ними;
передавать в лепных поделках основные свойства и отношения предметов (форма - круглый, овальный; цвет - белый, серый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, черный, коричневый; размер -большой, средний, маленький, длинный, короткий; пространственные отношения - вверху, внизу, слева, справа;
лепить предметы по образцу, словесной инструкции; давать элементарную оценку своей работе и работам сверстников;
участвовать в создании коллективных лепных поделок;
ориентироваться в пространстве листа бумаги, работая по образцу: вверху, внизу, посередине, слева, справа;
правильно располагать рисунок на листе бумаги, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого;
выполнять аппликации по образцу-конструкции, по представлению и речевой инструкции взрослого;
рассказывать о последовательности действий при выполнении работы;
давать оценку своим работам и работам сверстников, сравнивая их с образцом, с наблюдаемым предметом или явлением;
готовить рабочее место к выполнению задания в соответствии с определенным видом изобразительной деятельности; пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями — карандашами, красками, фломастерами, мелом, губкой для доски, подставками для кисточки, тряпочкой для кисточки;
создавать по просьбе взрослого предметные и сюжетные изображения знакомого содержания;
выполнять рисунки по предварительному замыслу;
участвовать в выполнении коллективных изображений;
эмоционально реагировать на красивые сочетания цветов, подбор предметов в композициях, оригинальных изображениях;
рассказывать о последовательности выполнения работы;
давать оценку своим работам и работам сверстников.
Чем обеспечивается насыщенность среды в центре развития :
Содержательная насыщенность обеспечивает художественно-эстетическое развитие с доступными детям материалами, развитие крупной и мелкой моторики. Дети в свободной деятельности могут рисовать, лепить, раскрашивать, делать аппликации, рассматривать иллюстрации с произведениями народно - прикладного искусства.
Содержательная насыщенность обеспечивает сенсорное развитие через разнообразные игры.
Содержательная насыщенность обеспечивает эмоциональное благополучие детей, все материалы в сдержанных цветовых оттенках, нет пугающих, детей, иллюстрации, что очень важно в работе с детьми с нарушением интеллекта.
Чем обеспечивается трансформируемость среды в центре развития : возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от тематики, временных изменений, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Педагог подбирает соответствующий материал, меняет игры и иллюстрации.
Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Мебель, задействованная в Центре (детский стол, комод) легкая, что позволяет детям переставлять ее по своему желанию.
Чем обеспечивается полифункциональность и вариативность среды в центре развития : содержание специально организованной деятельности включает игровую мотивацию изобразительной деятельности : игры-путешествия; дидактические игры, подвижные; а так же сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации с обыгрыванием продуктов детского творчества. Особое место отводится сказке, которая облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития воображения детей.
Полифункциональны по своему назначению и некоторые материалы Центра : разные виды бумаги, ватные палочки, природный и бросовый материал (высушенные листья, шишки, семена, мох, ленты, бусины, нитки) используются как для нетрадиционных техник рисования, так и для детского дизайна, в работе творческой мастерской.
Чем обеспечивается доступность и безопасность среды в центре развития : центр располагается в специально отведенном месте, куда каждый ребенок может подойти и в свободном доступе приступить к деятельности, где на полках разместились предметы декоративно-прикладного, народного искусства, образцы малой скульптуры, пластические работы детей и педагогов, детская библиотека, развивающие игры, материалы для индивидуальной работы с детьми. Все предметы отвечают требованиям безопасности.
Методические материалы в оснащении центра :
1. Методика Т. С. Комаровой позволяет реализовать художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности.
2. Методика И. А. Лыковой помогает осуществлять новый подход к художественно-творческому развитию детей средствами кружковой работы, гармонично сочетать классику и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.
3. Использование методики Н. А. Горяевой позволяет рассматривать искусство и детскую художественную деятельность, как мощное средство формирования отношения ребёнка к миру и к себе, как средство духовного воспитания.
Новизна, оригинальность, авторский подход к структуре и содержанию центра художественно-эстетического развития : отличительной особенностью центра является его направленность на развитие у детей интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Наполнение центра позволяет расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров. С этой целью в Центре присутствуют герои-куклы в народных костюмах. Оборудован мини-музей «Народные промыслы», где размещаются образцы изделий народных промыслов (Жостовские подносы, изделия, расписанные хохломской, гжельской росписью, каргопольская игрушка, городецкая роспись, как на постоянной основе, так и в качестве сменных экспозиций.
Сведения об авторе: Шиндина Алёна Сергеевна, воспитатель МБ ДОУ "Детский Сад № 221".