Елена Вершинина
Ценностно-смысловые ориентиры современного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Ценностно-смысловые ориентиры современного образования в условиях реализации ФГОС
Прежде всего, я бы обратилась к понятию «ценности».
«Большой толковый словарь по культурологии» трактует ценность следующим образом : «Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные и духовные ценности, положительные и отрицательные. Существуют и общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, культурное наследие и др.)». Так, ценности имеют субъективную основу, то есть отношение человека к ним. В контексте данной темы все приведённые примеры ценностей имеют место быть. Но приоритетны всё же ценности, связанные с ребёнком как с человеком и маленьким гражданином, поскольку он, наделённый совокупностью определённых качеств, есть конечный результат каждого из всех уровней образования.
Публикация «Ценностно-смысловые ориентиры современного образования» размещена в разделах
Для российского общества базовые ценности определены нормативными документами: Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и, конечно, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. ФГОС ДО направлен, в том числе, на решение следующих задач: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни».
. Главное достижение образования 21 века будет заключаться в объединении и равнозначности адекватных философских взглядов в виде единой гуманистической системы ценностей, центром которой является ребёнок. Современному образованию требуются и традиционное, и новое; давно известные постулаты и новые открытия, а, главное, воспитание и обучение на основе равноправного диалога взрослого и ребёнка. Ведь недаром педагогическая деятельность называется совместной Этому будут способствовать исследовательский, частично-поисковый, системно-деятельностный методы в ОО.
Гуманизация обучения, личностно-ориентированная направленность, повсеместная компьютеризация, индивидуализация образовательных траекторий составляют ценности и тенденции современного образования. Перспектива развития образования представляется в выстраивании образования как системы, создающей условия для самопроектирования и самореализации обучающихся.
Это, на мой взгляд, самое важное в современной ОО. Ребёнок, как самая большая ценность, должен расти в эмоционально комфортных условиях, ощущая себя полноправным участником образовательных отношений. Он не должен бояться, что его не выслушают, прервут, не поймут. Поэтому ФГОС ДО предъявляет серьёзные требования к условиям реализации Программы, включает требования, прежде всего, к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
В этой связи, немаловажным компонентом образовательной среды является педагог, его мировоззрение, профессионализм, личностные качества. Приобщение воспитанника к таким ценностям, как гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, является сложной задачей и предъявляет высокие требования к педагогическому мастерству воспитателя. Здесь проблема существует и будет сохраняться долго, так как, даже пройдя специальные курсы по внедрению ФГОС ДО или профессиональную переподготовку, обычному педагогу сложно перестроить своё мировоззрение, систему взглядов на воспитание и обучение, на отношение к воспитаннику как равноправному партнёру. Поэтому заинтересованный, вдумчивый педагог будет учиться ежечасно, пробовать, создавать ситуации успеха, сотрудничества с детьми. А уставший, сопротивляющийся прогрессивным тенденциям, необучаемый педагог должен уйти.
Актуализировать ценностную ориентацию обучающихся помогут художественная литература, сказки, искусство театра, музыки, живописи. Эти средства более всего позволяют проникать в душу ребёнка сочувствию, доброте, дружбе, состраданию.
Таким образом, центральной фигурой, ценностью современного образования является человек, ребёнок саморазвивающийся, обучающийся, выступающий субъектом собственной деятельности, в конечном итоге, субъектом собственной жизни.