Алевтина Сизикова
Эссе «Психологическое пространство в системе современного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Только один раз даётся детство со всеми его возможностями.
То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.
Императрица Александра Фёдоровна
Психологическое пространство в системе современного образования
В век мобилизации, скорости, глобализации - негативные явления имеют свойство нарастать в арифметической, а в отдельных случаях и геометрических прогрессиях. В прошлых тысячелетиях люди боролись с дикой природой - спасались от хищников, стихийных бедствий.
Публикация «Эссе „Психологическое пространство в системе современного образования“» размещена в разделах
Создавая вокруг себя искусственную среду: высотные дома, машины, ракеты, роботов, интернет – человек не заметил, как эта среда стала вытеснять его самого из этого мира, как бы стала «выживать» его из той атмосферы, где человечество вроде уже неуместно. Для обеспечения своих комфортных жизненных условий, человеку теперь необходимо больше сил, упорства, больше времени на работу. Он стал лишать себя обычных человеческих радостей: общения с друзьями, творчества, отдыха на природе.
Всё сложнее становиться оберегать себя от суеты, внешнего вторжения в своё личное пространство окружающих тебя людей, а значит, и способность справляться со стрессами снижается. Увы, но стресс в современном мире, уже приобрёл масштабы болезни – болезнь века. Серьёзное воздействие на восприятие жизненного пространства человека оказывают наши эмоции, которые развиваются в условиях общественной деятельности.
Много умных слов уже сказано о среде обитания человека и необходимости психологического пространства. Но это психологическое пространство разительно отличается от той среды, в которой живёт человек. Условия и экология жизни могут быть хорошими, а вот психологического пространства может и не быть.
Психологическое пространство – это то, что может быть осознанно самим человеком. Это система ориентиров, с помощью которых мы можем определить своё место и значение себя среди других явлений бытия. В нашем психологическом пространстве обитают мысли и чувства, воображения и мечты, радость и горе, сочувствие, и неприязнь, упрямство, люди из семейно – родственной, деловой и дружеской сфер и многое другое. Но во многом психологическое пространство зависит от нас самих. То или иное событие нашей жизни не имеет большого влияния, важно как мы интерпретируем это событие.
Первая социализация ребёнка начинается с детского сада, далее школа, институт, трудовая деятельность. Психо - эмоциональные условия ребёнка в данных учреждениях напрямую зависят, как будет проходить его приспособление, т. е. адаптация к окружающей среде.
Всё из детства! В детстве мы учим ребёнка делать первые шаги, говорить, умываться, ухаживать за собой, держать ложку и прочее, но 21 век требует от нас новых сверхспособностей - справляться с психологическим стрессом, агрессией, депрессией - вот чему мы должны учить детей уже с малых лет.
Сегодня очевидна связь психологического здоровья с образовательным процессом. В концепции модернизации российского образования (1 гл.) названы факторы, способные при отсутствии эффективной психологической помощи привести к негативным последствиям: увеличению социальной напряжённости за счёт психологической неготовности граждан к осуществлению политического и социального выбора, отсутствия целенаправленного формирования психологических качеств, обеспечивающих адаптацию в социальной среде, ухудшению здоровья, как следствие информационных перегрузок, росту девиантного поведения в подростковой и молодёжной среде, употребление ПАВ, как реакция на неумение справляться с психологическими проблемами.
На сегодняшний момент образование достигло своего пика и не в лучшем смысле этого слова. Я представляю школу, как клетку, в которой должен выжить брошенный туда ребёнок, учитель и родитель. Родители, к сожалению, не все компетентны в области психологии. Они не могут помочь профессионально решить возникающие проблемы, они лишь могут стать подспорьем в том или ином вопросе.
Каждый заброшенный, старается, выжит по - своему. Один выгрызает свой авторитет, подобно льву, другой как павлин, распушив хвост, старается тупо понравиться, ещё один словно кролик, спрятавшись где – то в тихом местечке сидит, бубня себе под нос: «Лишь бы никто не заметил. Я никого не трогаю, и меня никто не трогает».
А ведь каждому из нас хотелось бы, чтобы пространство, в котором мы находимся было комфортным и не вызывало у нас животных инстинктов к самосохранению любыми путями.
Моя миссия – обеспечить психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение их психического и психологического здоровья, путём научения выработки одинакового отношения к ситуациям успеха и поражения - «Что ж, в следующий раз может быть всё иначе!». Можно составить некую схему созависимости участников образовательного процесса.
педагог
Психолог ребёнок
родитель
Психолог путём проведения тренинга самоконтроля развивает умение сдерживать чувства, быть хладнокровным, не соматизировать переживания. Учит приемам, способствующим разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Участниками данных тренингов являются и педагоги, и родители, и дети.
Получается, что психолог это первая ступень на пути создания психологического пространства в системе современного образования. И от его профессиональной грамотности, жизненного опыта, гуманности и набора других человеческих качеств зависит какие смыслы, цели, ценности, аспекты отношений приобретёт будущий гражданин своей страны.
Когда речь идёт о детях, нельзя действовать наобум. Мы должны понимать, что неверно сказанное слово, неправильная интерпритация того или иного события ребёнка, неумение утешить, неспособность сочувствовать, может оказаться для несформированной детской личности детонатором. Тогда в сознании ребёнка, подростка, воспринимаемые компоненты нездоровой психологической среды трансформируются, преломляются и создают уже новую, его собственную систему смыслов и жизненных принципов.
Кто – то считает, что жизнь построена по системе бумеранга – всё возвращается. Мне же кажется, что жизнь, как игра в домино. Каждый из нас соединён невидимыми нитями с теми людьми, с кем взаимодействует он в течение всей своей жизни. Один неверный шаг и нить натягивается, тянет за собой следующего, а тот тянет другого рядом стоящего. Что я имею в виду? Неумение справляться со своими негативными эмоциями и чувствами, заставляет нас влиять на окружающих нас людей, события, ситуации, втягивая их в наш опасный аттракцион – «Будущее».
Какую роль играет школа в психологическом пространстве школьника? Как мы – педагоги можем повлиять, и зависит ли от нас благоприятное, комфортное состояние жизненного пространства маленького человека? Зависит на прямую!
Учитель воспринимается сейчас как человек, оказывающий образовательные услуги. Школа превращается в территорию бизнеса: ты мне я тебе. Кого интересует твоё психологическое пространство, если ты получаешь ту услугу, которая прописана в договоре образовательного учреждения. О психологическом пространстве речи не идёт. Необходимо поднимать статус учителя до духовного наставника. Необходимо менять стереотипы и образ мышления самого учителя. Процесс этот долгий и медленный. Но лучше это начать делать уже сейчас, чем потом жалеть о том, что ты этого не сделал. Мне хочется обратиться к учителям и родителям словами Императрицы Александры Фё доровны: «Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро». Нет необходимости расшифровывать сказанное. Мы можем воспитать новое общество, новое поколение, способное в каждом человеке видеть лучшее, что в нём есть, и уметь находить красоту и добро в жизни каждого, и вдохновлять людей на развитие лучших их качеств. Создать свой идеальный мир. Мир доверия и значимости, авторитетности и ответственности, радости и спокойствия.