Зульфия Нургaлиева
Ценность труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нургалиева З. Н.
пгт. Джалиль Сармановского р-она РТ «МБДОУ №1 Березка»,
воспитатель
ЦЕННОСТЬ ТРУДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящее время вопросы охраны природы, разумного и бережного отношения к флоре и фауне нашей страны, приобретают все большую актуальность. Это понятно ученым. Это глобально. Но это не имеет смысла, если мы не научимся сами, не научим детей с раннего возраста беречь природу.
Публикация «Ценность труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста строиться на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства.
Для детей экологическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Контакт, с природой через продуманную организацию труда – ключ к правильной постановке экологического воспитания, и получения нужного результата. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости, воспитывает деятельную любовь к природе: стремление как можно больше узнать о ней, желание и умение применять знания при уходе за растениями и животными. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от исходной методологической позиции. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.
В процессе труда в природе, у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадия развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности и пытливости. Вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения. Это планирование работы, подбор материалов и инструментов, определение последовательности операций, распределение их по времени и между участниками труда, оценка результатов и т. д.
Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
В своей группе я активно применяю разнообразный труд в природе в повседневной жизни. Каждое утро в нашей группе начинается с ухода за комнатными растениями. Многие дети с желанием включаются в эту деятельность. Расставляя вместе с детьми горшки с цветами, рассказываю, какие растения светолюбивые, а какие теневыносливые. Даю возможность детям самим решить, куда лучше поставить какое-либо растение. Во время ухода за растениями объясняю приемы содержания их в чистоте: пыль можно смывать тряпочкой только с плотных гладких листьев; растения с нежными ворсистыми листьями надо обрызгивать. Разъясняю, как правильно рыхлить землю. Наблюдая за комнатными растениями, ребята замечают, что цветы тянутся к свету «листочки повернулись к окну, как будто просят света», от нехватки воды они чахнут. Делаем вывод: растения нуждаются в воде свете, и в уходе. Так же дети принимают участие в пересадке, размножении и подкормки растений. Начиная с февраля, высеваем в ящики семена помидоров, цветов для будущих клумб и проращиваем лук. Наблюдая за ростом этих овощных культур, ведем «дневник наблюдений» куда заносим (зарисовываем) все изменения.
Таким образом, работая в уголке природы, дети начинают осознавать влияние своей деятельности на природу, в данном случае – на озеленение группы.
Большую часть времени мы проводим на прогулках. Участок – это благоприятное место для организации трудовой деятельности детей в природе в любое время года. Весной начинается работа в огороде и в цветнике. Ведется эта работа по этапам:
- подготовка почвы
- разбивка огорода и цветника
- уход за растениями
- сбор и использование урожая.
Дети уже знакомые с выращиваем растений в помещении, учатся применять знания в новых условиях. В воспитании действенного и бережного отношения к природе проводим опыт: сравниваем рост и развитие растений, выращенных сухими и предварительно намоченными семенами. Делаем вывод: можно ускорить рост растений.
Зимой на участке тоже немало дел. Сгребаем снег к стволам деревьев и кустарников. Важно объяснить, для чего это нужно. Понимание мотивации побуждает к трудовым действиям, установить связи, лежащие в основе законов природы.
Дети очень любят подкармливать птиц. Вывешиваем кормушки, сделанные родителями. Птицы привыкают к регулярной подкормке, они ждут её и следят за выходящими из здания детьми. Провожу беседы с детьми о том, какое хорошее дело они делают – помогают птицам выжить в сааме трудное время года.
Полезно с детьми проводить образовательную деятельность на природе. Не зря гласит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Дети, слушая о лесе, о людях, лучше воспринимают и понимают всю информацию, если сами находятся в лесу. Недалеко от нашего детского сада есть поселковый парк. Мы часто туда ходим с детьми на экскурсии. Видим иногда безобразную картину – всюду валяется мусор: пустые бутылки, банки, бумага… Детей это сильно возмущает, как могли люди набросать горы мусора, ведь под ними живут букашки и растения, которые могут погибнуть. Проводим беседы. Начинаем собирать мусор в мешки. Трудимся, осознавая, что помогаем природе. Такие экскурсии для большинства детей не пройдут бесследно. Не сможет человек обидеть ни живое существо, ни растение, когда сам прилагал немало усилий для их спасения.
Наши начинания горячо поддерживают родители воспитанников. Они всегда откликаются на просьбы помочь в изготовлении кормушек, инвентаря для труда, в озеленении участка. В семьях наших детей есть обязанности по уходу за растениями и животными. Многие родители и дома в холодные дни подкармливают птиц, поощряют инициативу своих детей.
Наши дети будут строить новые города, воспитывать детей. И если дело свое они будут делить с позиции человека, любящего природу, понимающего, что её судьба в руках каждого из нас, мы спокойны за наше будущее.
Список использованных источников
1. Павленко Л. Ф. В гармонии с природой: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.-100 с.
2. Редактор Глизерина Л. И. Природа – наш дом: Редакция журнала «Марий Эл учитель». Йошкар-Ола: 1995-1996, -111 с.
3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.