Анна Кобелева
Ценность слова для современного человека. Стихосложение как средство развития детской речи. Методика
▼ Скачать +Заказ
Ценность слова для современного человека
Анна Кобелева
Стихосложение, как средство развития детской речи. Методика.
Ценность слова является основой нашего мира. К словам нужно относиться внимательно, понимая их смысл и значимость. К сожалению, современный человек мало интересуется литературой. Произведения классиков в основном читаются детьми только в школе из необходимости выполнения домашнего задания. Художественное слово из-под пера даже самых известных авторов, таких как В. Крапивин, И. Бунин, А. С. Пушкин, Некрасов, Есенин, Лермонтов, А. Погорельский и т. д., пылится на полках в библиотеке. А жаль, ведь именно с помощью слова мы можем выразить свое настроение, мнение, радость, печаль, отношение, возмущение, все свои чувства, и влиять на происходящее. Многие произведения способны открыть перед нами целый мир удивительных, чувств, и вызвать немало вопросов в душе каждого человека о любви, дружбе, предательстве, муках совести, силах добра и зла.
Публикация «Ценность слова для современного человека, Стихосложение как средство развития детской речи, Методика» размещена в разделах
Грамотная художественная речь, преобразованная в стихотворение, лучше запоминается, и, проникая в человеческую душу, оставляет в ней множество впечатлений и образов.
По средствам речи человек общается, делится опытом, информацией, навыками. Овладев красиво и грамотно построенной речью, люди чувствуют себя в обществе более уверенно. Наблюдая за разными возрастными категориями детей, я пришла к выводу, что работу с художественным словом необходимо начинать с дошкольного возраста.
Основная ценность стихосложения заключается в том, что дети начинают внимательно относиться к слову, глубже мыслить и чувствовать, приобретая интерес к поэзии и литературе в целом. Углубляясь в процесс стихосложения, дети получают всесторонний опыт во многих областях деятельности: описывание, воображение, фантазирование, рисование и т. д. Уроки стихосложения позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка и дать возможность его развития, сформировать активную жизненную позицию личности дошкольника.
На систематических занятиях по стихосложению, речь ребёнка оттачивается, становится более содержательной, складной, выразительной, образной, насыщенной. Словарный запас дошкольников обогащается. Дети знакомятся с новыми звуковыми и смысловыми ресурсами художественного слова. Систематическая работа с рифмой повышает интерес ребёнка к словотворчеству и словообразованию.
Многие люди заблуждаются, думая, что работа со словом нужна лишь литераторам. Умение чувствовать и грамотно оформлять свои мысли, помогает ребёнку всецело реализовать себя и с лёгкостью адаптироваться в любом новом коллективе.
Цель: Создание условий для формирования грамотно-оформленной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, посредством стихосложения.
Задачи:
- Формировать поэтический слух;
- Развивать словотворческие возможностей детей;
- учить излагать свои мысли в стихотворной форме;
- Расширять словарный запас;
- Увеличивать интерес работы в группе;
- Приобщать к чувствам прекрасного;
- Расширить представления о окружающем мире;
-Совершенствовать выразительность речи;
- Научить анализировать, сочинять, преобразовывать;
- Способствовать развитию образной и складной речи ребёнка.
Необходимо научить ребёнка не бояться слова, а с интересом работать с ним, искать синонимы, эхообразные слова с одинаковым окончанием, для создания рифмы. Подобные занятия с детьми лучше выстраивать в процессе игры. Во время игры ребёнок чувствует себя более раскрепощённо, понимая, что его никто не оценивает и не ограничивает. Именно такая, не к чему не обязывающая обстановка позволяет совершенствовать речевые способности ребёнка, развивать чувство юмора, рождать жажду общения и переноса своего слова на бумагу, а также учить остроумию и сообразительности.
Предметно-развивающая игровая среда :
Игра «Эхословики»; сундучок рифм; настольные игры из цикла «словострой»; игры «Продолжай-ка»; игры «Дышанчики» (для развития речевого дыхания); физические стиш-минутки; игры «Сказочники»; Игры «Ритмолов» и «Рифмолов»
Реквизит для выработки ритма: деревянные палочки, погремушки, маракасы и другие муз. Инструменты. Набор чистоговорок и скороговорок (аки-лаки, аки-лаки, во дворе сидят СОБАКИ и тд); предметные и сюжетные картинки; игрушки, тематические альбомы к каждому уроку, кубики с буквами, партфолио.
Методика стихосложения
Подготовительную работу по поиску рифмы к слову, по сочинению простых двустиший можно начинать с младшего дошкольного возраста. Детям средней дошкольной группы предлагается выбрать 3-4 рифмующихся слова, и найти рифму к любому из этих слов, а в последствие к выбранному или предложенному словосочетанию. Детям старшей и подготовительной группы предлагается сочинить двустишие и четверостишие. Далее вместе с детьми можно изготовить книжки – малышки со стихами, сказками, загадками, а также заказать печатный вариант в типографии. Это даст ребёнку возможность увидеть результат своего труда и мотивирует на дальнейшую работу.
Чтобы создать даже небольшое стихотворение необходимо иметь определенный опыт: впечатления, эмоции, настрой, желание и фантазию. Поэтому с детьми нужно как можно чаще путешествовать, наблюдать за природой, животными, читать интересные книги, смотреть познавательные мультфильмы, ведь всё это помогает увеличить словарный запас вашего малыша!
Если у ребёнка недостаточно впечатлений, задача педагога или воспитателя насытить скудный опыт ребёнка на занятиях, с помощью игровых ситуаций и положительных эмоций, расширить кругозор, добавить впечатлений для плодотворной работы и творчества.
Изучение ритма по средствам музыкальных инструментов, придаст речи ребёнка стройность и соразмерность. На занятиях по стихосложению большую роль играют наглядные пособия (картины, предметы, карточки, природные материалы) и музыкальное сопровождение (биение сердца, движущийся маятник, шум прибоя, стук колёс движущегося поезда – всё это имеет ритм).
Ведь чтобы сочинить стихотворение о пляже ребёнку нужно почувствовать рассыпчатость песка и услышать шум волн. Всё это можно отнести к чувственному опыту, немало важному для сочинительской деятельности. Такая работа может проводиться с любым объектом словотворчества. Прежде чем писать стихи об осени, нужно поговорить о природных явлениях этого времени года, тоже касается и зимней пейзажной лирике, летней и весенней.
Подготовку к стихосложению нужно проводить в несколько этапов:
1 этап:
Изучение темы для сочинения, чтение об выбранном объекте детской научной литературы, просмотр тематических видеофильмов, обзор энциклопедий.
2 этап:
Изображение объекта сочинения, различными художественными приёмами (пластилинография, аппликация, эскиз, рисунок)
3 этап:
Подготовка книжек- малышек, портфолио.
4 этап:
Игра «Подбери рифму к слову» (создание словарика).
(Галка – палка, рука –мука, мама – дама)
5 этап:
Сочинение лимерика, стихотворения, сказки по плану и т. д.
( Например: Однажды?
Это было?
И вдруг?
Всё закончилось тем, что?
Вывод.)
6 этап:
Запись художественного произведения в книжку – малышку или портфолио.
7 этап:
Дополнение иллюстрации в книжке-малышке, изготовление открыток и т. д.
Диагностика детей дошкольного возраста с учётом адаптационного периода. (Диагностика разных возрастных групп).
Сентябрь. Младшая группа.
Цель: Создание условий для определения способностей у детей из ряда слов выбирать два и более рифмующихся слова.
Реквизит: природный материал, предметные картинки.
Инструкция к проведению: Дети рассматривают и анализируют предложенные картинки, называя изображения по очереди вслух; по просьбе воспитателя или учителя начинают поиск слов похожих по звучанию, с одинаковым окончанием, что словно эхо аукаются и повторяют друг друга. (Игра «Эхословики»)
Оценка: критерий – называние двух рифмующихся слов, фиксируется количество подобранных пар слов. (Пол – стол, ёлка – полка, дом – ком, мишка – книжка и тд)
Май. Младшая группа.
Цель: Систематизировать приобретённые умения и навыки в поиске рифмованных слов и стихосложении, составить сравнительную диагностику с результатами диагностики середины второго триместра.
Реквизит: новый набор предметных картинок, природный материал.
Инструкция к проведению: Ребёнок подбирает рифму (2 – 3 рифмы) к любому предмету на столе.
Оценка: критерий – количество подобранных слов в рифму, их количество фиксируется, проводится сравнительная диагностика.
Внимание!
На начальном этапе работы низкий уровень не ставится. После проведения диагностики намечается индивидуальная работа.
Сентябрь. Диагностика в средней группе.
Цель: Создание условий для определения уровня способностей детей подбирать рифму к заданному словосочетанию.
Реквизит: Карточки с картинками и словами, муз. Инструменты (деревянные ложки, маракас и тд)
Игры: «Продолжай-ка», «Ритмолов, «Рифмолов»
Инструкция к проведению: ребенок выбирает из предложенных ему карточек, две или более, после чего составляет по ним словосочетание, затем подбирает рифму к своему словосочетанию (творческий подход).
Май. Диагностика в средней группе.
Цель: Систематизировать приобретённые умения и навыки в поиске рифмы к заданному словосочетанию, составить сравнительную диагностику с результатами диагностики середины второго триместра.
Реквизит: набор новых карточек с картинками и словами, муз. Инструменты, природный материал.
Инструкция к проведению тематических игр: Ребёнок составляет словосочетание (2-3, подбирает рифму к заданному или к самостоятельно составленному словосочетанию (2-3).
Оценка. Критерий: грамматически правильно составленное словосочетание из набора предложенных слов и придуманная к нему рифма.
Низкий уровень – ребенок затрудняется составить элементарное словосочетание. Наводящие вопросы не помогают.
Средний уровень – ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам и самостоятельно подбирает рифму к придуманному словосочетанию.
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно составляет словосочетание и легко подбирает к нему рифму.
Сентябрь. Диагностика в старшей группе.
Цель: Создать условия для определения способностей детей связывать словосочетания между собой по смыслу и умение соединять эти словосочетания в двустишия, четверостишия.
Реквизит: иллюстрации к любому детскому произведению, маски, шляпки, тематические предметы.
Инструкция к проведению: после знакомства с несколькими иллюстрациями ребенок выбирает одну, самостоятельно составляет первую строчку, после чего подбирает к ней следующую так, чтобы получилось двустишие, затем составляет следующую пару, не теряя смысла. Демонстрирует классу полученное четверостишие. (Творческий подход)
Май. Диагностика в старшей группе.
Цель: Систематизировать приобретённые умения и навыки в образовании двустиший и четверостиший, составить сравнительную диагностику с результатами диагностики середины второго триместра.
Реквизит: набор новых иллюстраций, тематические предметы.
Инструкция к проведению: ребёнок составляет грамматически верное двустишие, затем четверостишие, по предложенным или самостоятельно выбранным иллюстрациям, сохраняя смысловую уникальность.
Оценка.
Критерий – сочинение двустишия, четверостишия по выбранной или предложенной иллюстрации.
Низкий уровень – ребенок затрудняется составить словосочетание, и подобрать к нему рифму.
Средний уровень – ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам, сочиняет двустишия.
Высокий уровень – ребенок без посторонней помощи составляет словосочетание, сочиняет двустишия, четверостишия. Сочинение стихотворений с интересом. Оформление детских книжек.
Наблюдение – в течение всего учебного года в ходе кружковой работы по стихосложению.
Внимание: Результаты диагностики каждой возрастной группы фиксируются в таблицах. Исходя, из полученных результатов планируется дальнейшая индивидуальная работа, как с детьми высокого, так и низкого уровня.
В диагностических картах группы используются различные условные обозначения высокого, среднего, низкого уровней:
- В младшей группе – солнышко (высокий уровень) и цветочек (средний уровень, низкий уровень в этой возрастной группе не выставляется.
- В средней группе – смайлик с широкой улыбкой (высокий уровень,подмигивающий смайлик (средний уровень), равнодушный смайлик (низкий уровень).
- В старшей группе добавляется перо, которое обозначает ярко выраженные способности к прозе.
Подобное условное обозначение даёт возможность наглядно отследить уровни развития детей, занимающихся стихосложением.
Не забываем, что в любом виде деятельности главное сохранить интерес, мотивировать к творчеству, совместной работе и пробудить желание, как у детей, так и у родителей двигаться вперёд и достигать новых результатов.
Следует помнить, что творчество и сотворчество – это шаг вперед и выше, что даёт возможность развиваться в соответствии с имеющимися и приобретёнными способностями.
© Copyright : Анна Кобелева, 2018
Свидетельство о публикации №118030810805