Екатерина Васильева
Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС до. Диагностика готовности ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Диагностика готовности ребенка к школе.
Слайд №2
ФГОС дошкольного образования выдвигает ряд требований к дошкольному образованию, в частности, к результатам освоения основной образовательной программы (ООП). Результаты освоения ООП дошкольного образования в соответствии с ФГОС определены в виде целевых ориентиров.
Публикация «Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, Диагностика готовности ребенка к школе» размещена в разделах
Слайд №3
Вы видите, что целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках : знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Слайд №4
Предлагаемые Стандартом целевые ориентиры «. не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей» (п. 4.3, а также не могут служить основанием для оценки качества дошкольного образования. Но, вместе с тем, в Стандарте указано: «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.» (п. 3.2.3).
Слайд №5
От готовности ребенка к обучению в школе зависит успешность обучения, развитие личности ребенка, эффективность воспитательных воздействий, эмоциональное состояние и проявление волевых качеств, желание познавать мир и т. д. На сегодняшний день психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, включающая развитие психологических качеств, являющихся наиболее важными для нормальной адаптации в новой социальной среде и успешного формирования школьных навыков и учебной деятельности.
Слайд №6.
Целью изучения готовности воспитанниов к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников
Слайд №7
+ Для комплексной диагностики готовности ребенка к школе можно использовать систему тестов, которую вы видите на слайде
Слайд №8
+ и протокол индивидуальной диагностики готовности ребенка к школе
Слайд №9
Диагностику готовности ребенка к школе можно начинать с теста
«Четвертый лишний»
Цель данного теста - исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Ребенку предлагается четыре картинку с четырьмя предметами и предлагается ответить на вопрос Что лишнее и почему, на ответы дается 3 минуты.
Слайд №10
Здесь вы видите стимульный материал для этого теста
Слайд №11
+ Задания теста Керна – Йирасека направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения.
Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать.
Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
Он содержит 3 задания:
1. Рисование фигуры человека.
Слайд №12
2. Графическое копирование фразы из письменных букв.
3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Слайд №13
Тест Керна–Йирасека может применяется как в группе, так и индивидуально. Время на выполнение каждого задания не ограничено.
При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается.
Ребенку дают лист нелинованной бумаги.
Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой. Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения теста встает, убегает, машет руками и т. п., это может говорить о незрелости эмоционально-волевой сферы.
Слайд №14
Тест «Графический диктант» направлен на выявления умения ориентироваться в пространстве.
Ребенку предлагается нарисовать разные узоры. Дается установка, что бы узоры были красивые и аккуратные, для этого надо внимательно слушать на сколько клеточек и в какую сторону ребенок должен проводить линию.
Для усиления мотивации к качественной деятельности возможен игровой вариант: «Мы с вами машинисты и поведем свои паровозы по маршруту. Рельсы по маршруту проложены замысловатым узором. Важно провести паровозы строго по рельсам, чтобы не совершить аварию. Будьте внимательны к командам диспетчера».
Сначала дается тренировочный тест, результаты которого не оцениваются
Слайд №15
А затем предлагаются еще три узора более сложные, которые подлежат оценке.
Слайд №16
За каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.
Суммированный балл может быть от нуля до 16 (если за оба вида работы получено по 8 баллов)
Слайд №17.
Тест «Звуковые прятки» направлен исследование фонематического слуха
Ребенку предлагают поиграть в "прятки" со звуками.
Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. На каждый звук дается по три слова, которые содержат искомый звук. Слова должны быть знакомыми ребенку и недлинными. Желательно, чтобы звуки повторялись в слове только один раз.
На бланке фиксируются правильные и ошибочные ответы, а затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые подряд на все слова отвечают, что искомый звук в них есть. В этом случае правильные ответы надо рассматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука
Слайд №18 - 19
Тест «Стандартная беседа Нежновой»
Цель данного теста это исследование внутренней позиции дошкольника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Слайд №20
Определить уровень концентрации внимания, объема кратковременной зрительной памяти поможет тест Пьерона - Рузера
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек.
Главные условия при работе с группой – удобно разместить детей, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.
Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом.
По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку.
Знаки расставляйте подряд построчно.
Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".
Слайд №21
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"
Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.
Слайд №22
Тест «Лесенка» предназначен для выявления системы представлений детей старшего дошкольного возраста о том, как ребёнок оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Слайд №23
Самооценка – представление человека о важности своей личности среди других людей. От этого критерия зависит не только формирование характера человека, но и его успешность в будущем. Ребенок с заниженной самооценкой всегда будет оставаться в тени своих сверстников, стесняться отвечать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения и прочее.
Слайд №24- 26
Диагностическая анкета на определение УРКС (уровня развития коммуникативных способностей ребенка) заполняется на основании наблюдения за деятельностью ребенка во время пребывания в ДОУ. Заполняется воспитателем или педагогом-психологом.
Слайд №27
+ Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к школе осуществляют медики по определенным критериям
+ а мы можем использовать Филиппинский тест, который учитывает длину конечностей, которая должна быть у ребенка 7-ми лет.
Слайд №28
При диагностике готовности к школе необходимо помнить о том, что все компоненты психологической готовности не обязательно должны быть максимально развиты, гораздо важнее, чтобы присутствовали все эти компоненты, даже если уровень сформированности некоторых из них невысок. В процессе учебы возможна компенсация менее сформированных качеств более развитыми, однако отсутствие какого-то компонента психологической готовности к школе полностью не компенсируется и может привести к не успешности в учебной деятельности.
На данный момент действует Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
(Зарегистрирован 06.02.2023 № 72264)
Приказ вступает в силу с 17 февраля 2023 года
Изменения коснулись названия Примерная основная образовательная программа сейчас звучит - Федеральная основная образовательная программа основного общего образования.
В соответствии с этим приказом изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Утверждении федеральная образовательная программа дошкольного образования"
Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847, в которой определены целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста по направлениям воспитания – Патриотическое, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, этико – эстетческое, ценности и показатели по этим направлениям