Юлия Давыдова
Целевая прогулка по экологической тропе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени;
Задачи:
- Развивать умения узнавать и называть растения родного края, доказывать принадлежность растения и животного к определённому виду;
- Воспитывать культуру общения с природой
- Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическая тропа в детском саду
- Темочки
Предварительная работа: Разработка маршрута, чтение стихов о природе, подбор рассказов - описаний деревьев, кустарников, трав, а также стихов и загадок, посвященных осени, подбор подвижных игр.
- Оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас природу. Какое время года сейчас? (ответы детей).
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий! (небо)
- Посмотрите на небо, какое оно?
(Выглядывает солнце, временами появляются темные, тяжелые тучи, быстро передвигающиеся по небу)
- Почему облака быстрого движутся?
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, да не уймешь! (ветер)
Дети самостоятельно дают характеристику ветру. (Сильный, легкий, порывистый, теплый, холодный). С помощью султанчиков определяют, откуда и куда дует ветер.
Дидактическая игра с мячом «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний и т. д).
- С наступлением осени, каждый день становится все холоднее. Все взрослые и дети теплее одеваются. Ребята, предлагаю вспомнить, какую одежду надевают осенью. (ответы детей)
Двигаемся дальше и следующая остановка около ели.
- К какому виду относится это растение? (Это дерево)
- Верно! У дерева - один толстый ствол, у кустарников-тонкие стволы, и их много. А у нашего дерева есть ещё и иголки - это ель, хвойное дерево.
- Ребята, давайте посмотрим на красивые и пушистые ветки ели.
Чтобы двигаться дальше, вы должны отгадать загадку:
Не заботясь о погоде,
В сарафане в белом ходит.
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёзка)
Мы отправляемся к следующему дереву к русской белоствольной берёзке.
- Почему берёзу называют белоствольной красавицей? (ответы детей)
- Правильно, за цвет коры. Берёза единственное дерево с белой корой. Берёза хороша в любое время года, она является символом России. Кора у берёзы тонкая, нежная без белой коры у берёзы были бы солнечные ожоги.
- Почему у берёзы чёрные пятна? (ответы детей)
- Через них она дышит. Из берёзы люди делают посуду, мебель, игрушки, ложки, корзины и многое другое. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте.
- А теперь предлагаю рассмотреть рябинку.
- Дети, что можно сказать о внешнем виде этого дерева? Какая у нас рябина? (тонкая, кудрявая, красная, пышная, румяная)
- Рябина очень красивое дерево. Все деревья осенью одеваются в разноцветные одежды: желтые, красные, оранжевые, бардовые.
- Какого цвета и формы листья у рябины? (ответы детей)
- Лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы.
- Что мы видим на рябине кроме листьев? (ответы детей)
- На тонких веточках, которые прогибаются от тяжести, висят оранжево-красные ягодки, которых очень много. Они мелкие, сочные с маленькими семечками внутри.
- С чем можно сравнить грозди рябины? (с бусами, как шарики, как сережки, как драгоценные камешки)
- В августе кисти рябины начинают краснеть, а потом постепенно одевается в осенний наряд и все дерево. Ярко горят алые кисти рябины или листья. В эту пору спешит к рябине шумная птичья стая. Дрозды, свиристели, тетерева кормятся ягодами рябины. Рябина - любимое лакомство медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси я зайцы. Косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины.
- Следующая наша остановка «Цветик - семицветик»
- Обратите внимание на красоту и яркость клумб.
Не ленись моя лопатка!
Будет вскопанная грядка.
Грядку граблями пригладим
Все комочки разобьем,
А потом цветы посадим,
А потом водой польём.
Лейка, лейка, лей, лей!
Грядка, грядка, пей, пей!
- Так какие же инструменты нужны для работы на грядке и клумбе? (ответы детей)
- Молодцы! А для чего нужны цветы?
Правильно, цветы нужны пчёлам, бабочкам и другим насекомым. Они пьют сладкий нектар растений, переносят пыльцу с цветка на цветок. Так они опыляют растения. Если этого не происходит, то не будет ягод и плодов.
- Засмотрелись мы с вами на красоту цветов, а теперь немного разомнемся! Поиграем в игру «Садовник» (выбирается один водящий – садовник, остальные дети цветы встают напротив водящего).
Садовник: Я иду сорвать цветок,
Из цветов сплету венок.
Дети-цветы: Не хотим, чтоб нас срывали
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в саду остаться,
Будут нами любоваться!
Дети перебегают на другую сторону «сада», садовник пытается их поймать.
Остановка «Огородик»
Вот он наш огород
Чего в нем только не растет
И редиска и лучок
И петрушка, кабачок,
Ну а без капусты
Было бы на грядке пусто.
Жаль, что не растет у нас
Фрукт заморский – ананас.
Д/игра «Кто больше назовет овощей»
- Ребята, вспомните и назовите все-все овощи, которые вы знаете! (ответы детей)
- Молодцы! братите внимание, как выросли помидоры, огурцы, кабачки и капуста, которые мы проращивали из маленьких семечек.
ждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка, брошенный мусор-это рана, нанесённая природе. Надеемся, что каждый из вас, пройдя сегодня по этой экологической тропе, почувствует желание сохранить природу родного края от любого жестокого обращения с ней.