Галина Якушова
Cаундбим как средство развития творческих навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Саундбим—это лучевая система, представляющее собой средство, с помощью которого человек с серьёзными отклонениями в развитии может выразить себя и начать общаться с миром через музыку и звук.
Данная система позволяет развить мелкую моторику и гасить непроизвольные движения (гиперкинезы, улучшить рисунок ходьбы, развить и укрепить правильную осанку, улучшать подвижность, открывать способности к импровизации и творческой активности, развивать навыки общения, коммуникативных навыков.
Публикация «Cаундбим как средство развития творческих навыков» размещена в разделах
Важно не забывать, что ограниченные возможности существуют не только у инвалидов, но и у многих людей, которые имеют временные физические отклонения из-за болезни или морального неблагоприятного состояния. Опыт использования саундбима детьми с тяжелыми заболеваниями показал существенные результаты в этом направлении. Саундбим успешно используется в повышении морального духа и настроения детей.
Дети 3—4 лет занимаются с контактным типом Сеундбим-луча. Познакомив со способами звукоизвлечения, руководитель предлагает выполнить притопы на одной или двух педалях под музыкальное сопровождение. Когда ребёнок начнёт выполнять движения ритмично (на сильную долю) можно предложить ему ещё несколько педалей для произвольной импровизационной деятельности, позже можно использовать данный вид деятельности и в парах, т. е. дуэтом, играть поочерёдно и вместе, усложняя ритмический рисунок.
Дети с 5—6 лет освоив контактный тип игры на луче могут перейти на бесконтактный. После демонстрации педагогом возможности данного вида звукоизвлечения предлагает детям изобразить с помощью луча «Весенний день».
--Просыпается наш Ваня. Солнышко ласково заглядывает к нам в окошко, обогревает всю землю. Всё живое пробуждается, тянется к солнечному теплу, (музыка, движения рук направлены вверхвниз… Снег тает, тает, и звенит весенняя капель (музыка меняется, горизонтальные движения правой рукой). И вот уже ручейки весело зажурчали (амплитуда увеличивается, побежали к полноводным рекам, питая землю, наполняя её живительной влагой (движения вперёд-назад, то отдаляясь, то приближаясь к источнику звука). Ваня с ребятами выходит на прогулку (пульсирующие движения ногой на педалях, звучит веселая музыка, темп можно менять). Лёгкие облака плывут у нас над головами (горизонтальные движения левой рукой, музыка меняется). Весеннюю песнь щебечут в вышине беззаботные птахи, весело приветствуя нас (активные движения рук вверх-вниз ладонью вверх, слышится пение птиц).
Ребята 7-10 лет, пройдя два первоначальных этапа освоения Саундбим-луча, учатся сами импровизировать и рассказывать о своих ассоциациях с музыкой, которую они сами создают; придумывают названия своим музыкальным произведениям. Например, «Весна», «Ночь», «В сказочном лесу», «За пером Жар-Птицы», «Алиса в стране чудес».
Учащимся средних и старших классов я предлагаю создать образ на заданную тему. «Песня в горах», «Звездочет», «Путешествие на ковре-самолёте», Подводное царство».
Внутренний мир особых детей сложен. Важно помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающего мира, познать своё Я, раскрыть и войти в мир, почувствовать полноту жизни, получать от общения с музыкой радость и дарить её окружающим. Одним из средств, способных решить эти задачи, является музыкальное искусство.