МААМ-картинки

Буллинг в детском саду

Елизавета Лобова
Буллинг в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Буллинг в детском саду

Воспитатель МБОУ «Ягуновская СОШ»

Лобова Елизавета Николаевна

С. Ягуново, Кемеровский район

Буллинг… На протяжении всей своей жизни каждый человек хотя бы раз сталкивался с этой проблемой. Некоторые сталкивались с этим в детстве, некоторые уже в сознательном возрасте. Как человек, который испытал это на себе, я могу с уверенностью сказать, что это очень обидно. Хуже всего, когда с этим сталкивается маленький ребёнок, не способный, в силу своего возраста, понять, почему это с ним произошло и как с этим бороться.

Публикация «Буллинг в детском саду» размещена в разделах

Чтобы понять причины буллинга, нужно обратиться к самому понятию «буллинг».

«Английское слово «буллинг» (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Применяются и другие термины, например притеснение, дискриминация, моббинг (что предполагает групповые формы преследования человека, а также травля». [2]

Буллинг - это длительный целенаправленный процесс психологического или физического притеснения одним человеком другим человеком. В переводе на русский язык – это травля, оскорбление, унижение. В проблеме жестокого обращения в детском коллективе уделяется особое внимание. Насилия в детском саду отличается от насилия в школе. В начальной школе насилие носит групповой характер, а в детском саду – это отдельные дети. У дошкольников при насилии не бывает этапа предварительного обдумывания [1].

С самого раннего возраста дети проявляют агрессивное поведение, начиная с отстаивания возможности поиграть в определенную игрушку. В детском образовательном учреждении в течение дня дети находятся под постоянным присмотром, но агрессия между детьми даже при высокой занятости все равно проявляется часто. Воспитатель и помощник воспитателя чаще всего могут остановить, проговорить и привести к перемирию, но это лишь временно, до следующего инцидента.

«В возрасте 5-7 лет дети уже умело практикуют стратегии агрессии,

примирения, вмешательства в агрессию на стороне агрессора или жертвы, а также манипулируют поведением сверстников. Связано это с формированием социальной иерархии в детском саду в процессе конкуренции за лучшие игрушки, игровое место и выгодную роль в игре.

В целом, определенная степень ситуативных ударов рукой, щипания, и других агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста «считается» нормальной и может служить проявлением самоутверждения. Однако если детям нравится наблюдать, как другому человеку плохо, они могут сознательно и систематически находить способы, чтобы причинить вред или ущерб своим «жертвам», вплоть до того, что станут смеяться над ними, когда совершают свой злой поступок»[3].

Что же характерно для буллинга? Давайте разберёмся.

Для буллинга характерно следующее:

• Импульсивность;

• Раздражительность;

• Неуравновешенность;

• Завышенная самооценка;

• Повышенная агрессия;

• Отсутствие коммуникативных навыков при соблюдении общепринятых норм и правил;

• Склонность ко лжи или жульничеству.

«Дети дошкольного возраста не понимают до конца своих поступков. Ребенок не осознает последствий и не испытывает чувства вины. Оправданием насилия является небольшой проступок. Жестокое поведение дошкольников расходится с их словами.

Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия во внешности, так и в поведении»[4].

Выделяют следующие типы жертв буллинга:

Пассивные

Чтобы пассивной жертве спровоцировать агрессора, ей достаточно

просто существовать. Пассивным людям трудно выражать мысли, чувства и желания. А когда они пытаются это сделать, то используют всегда непрямую самоуничижительную форму. Они не борцы (ни на словах, ни на кулаках, а потому позволяют другим себя унижать.

Проактивные

Проактивным жертвам обычно недостает социальных навыков: это

раздражает других и привлекает агрессоров. Как и пассивные жертвы, эти

люди не любят бороться, а если вступают в противодействие, то чаще

безуспешно. К сожалению, они обычно сами провоцируют столкновения,

вследствие чего направленная на них агрессия кажется обоснованной. Проактивные жертвы нередко испытывают трудности в обучении – из-за дефицита внимания или гиперактивности, которые раздражают других.»[5]

«Необходимо знать: можно с детства носить очки или быть обладателем веснушек, но могут постоять за себя. Дети подсознательно видят того, кто не способен за себя постоять и не окажет сопротивления.

Основными чертоми ребёнка, которого легко подавлять, являются:

• низкая самооценка,

• застенчивость,

• пугливость,

• мрачность,

• апатичность,

• незаинтересованность в том, что происходит вокруг, отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников, смиренное принятие всего происходящего.

Дошкольники, совершающие буллинг, не умеют сочувствовать и сопереживать, гиперактивные, агрессивные, физически превосходящие своих сверстников. Ребёнок, который является лидером или хочет им стать, чувствует вседозволенность из-за нехватки воспитания или высокого социального статуса родителей.» [4]

Как же ведёт себя ребёнок, совершающий буллинг:

• наказать;

• отомстить;

• удивить;

• поразить;

• разрядиться, «приколоться»;

• показать преимущество;

• специально унизить;

• запугать. [1]

В три года дети начинают друг друга дразнить, а уже в пять шесть лет появляются обзывалки. Причинами могут быть попытки подражать взрослым, для самоутверждения и привлечь к себе внимания.

Данным образом дошкольники выплескивают свою агрессию, из зависти, и для самозащиты дети обзываются. Так иногда дети испытывают на прочность новичка в группе. При этом им важно, чтобы в это время были наблюдатели, что потом они расскажут. Воспитателям необходимо исправить эту ситуацию в группе. Для этого необходимо провести с дошкольниками игру «Обзывалки», но обзываться друг друга нужно овощами или фруктами. Например, «Ты, Катя, капуста». Ребята смеются, накопившийся негатив перетекает в позитивные эмоции. Эта игра поможет снять напряжение и выплеснуть детскую агрессию.

Родителям надо понять, что дети берет пример со взрослых и необходимо следить за своей речью и своим поведением, чтобы ребенок не стал словестным агрессором.

Дети дошкольного возраста схватывают все на лету. Очень часто родители не учитывают это, когда использую в своей речи бранные слова. Им кается, что ребенок еще маленький и не понимает смысл этих слов, но на самом деле, у ребенка откладывается в памяти нецензурная лексика, которую он использует в общении со сверстниками.

Научите ребенка быть толерантным к особенностям других людей, больше читайте сказки, там много мудрости заложенной народом.

Не редкостью бывает так, что ребенка бьют, толкают, отбирают игрушки, проявляют, по отношению к нему, агрессию – это еще один вид детской травли.

Агрессором выступают дошкольники, уверенные в себе, доминирующие и подчиняющие к себе других, по сильным моральным и физическим качествам, а жертвами выступают дети с низкой самооценкой, очень чувствительные к стрессам, неспособны постоять за себя.

Поведение родителей в таких ситуациях проявляется по-разному: кто-то учит ребенка отвечать агрессией на агрессию, кто-то рекомендует давать сдачи, кто-то спешит разобраться с обидчиком самостоятельно, а кто-то жалуется воспитателям, если инцидент произошел в детском саду.

Родителям, в подобном случае, рекомендуется попытаться разобраться в ситуации и, если ребенка обижают в детском саду, то нужно обращаться к воспитателям или психологу.

Можно с ребенком разыграть несколько игровых ситуаций происходящих в детском саду как ребята шалят. Что делает воспитатель в этой ситуации? Что делают другие дети в этом момент? А если волк обижает ежика, толкает его, отнимает игрушки и дерётся? Как это происходит? Что делать ежику? Понаблюдайте во время игры за реакцией ребёнка.

Не надо ругать других детей, заступаясь за своего ребенка. Это надо делать только в исключительных случаях. Нельзя ругать ребёнка и заставлять дать сдачи: если бы он это мог, то давно бы сделал. Разборки с родителями тоже малоэффективны. Нужно учить своего ребёнка общаться, находить компромиссы в сложившихся ситуациях.

Детской травле подвержены дети отвергнутые детским коллективом.

Это большая неприятность для ребенка, а для его родителей трагедия. Родителям в такой ситуации хочется помочь, и избавить от одиночества.

В этом случаи воспитателю нужно создать дружескую атмосферу в детском коллективе. Воспитатель действует как арбитр в детском коллективе, наблюдает за непозволительным поведением детей. Все дети обращают внимание на реакцию педагога. Необходимо, что бы педагоги пресекали фразы «Я не хочу играть с тобой», «Мы не дружим с тобой» и не в коем сличай не одобрять ябедничество. Бывают дети интроверты, которые не особо нуждаются в общении. В каждом конкретном случае разбираться отдельно с педагогом.

Родителям в данном случае необходимо изучить обстановку в группе, собрав информацию от воспитателя и своего ребенка, а так же других родителей. Конфликтные ситуации вы можете обыграть дома при помощи спектакля. Обыгрывая ситуацию, вы научите ребенка находить правильные слова и правильно действовать. Чаще общайтесь со своим ребенком. Приглашайте в гости его сверстников. Ходите на детские площадки, пусть ребенок чаще общается с детьми. Ребенку необходимо научиться общаться.

Если дети не играют с ребенком, значит, возможно, проблема в нем. В разных коллективах у ребенка возникают такие же проблемы. Если родители замечают, что сложно ребенку общаться с детьми, то необходимо обратиться к психологу. Часто дети не умеют общаться, у них не развитые социально-коммуникативные навыки. Основными причинами являются – ребенок застенчивый, агрессивный, по внешности отличается от других, избалованный, имеет нарушения речи, проблемы в семье.

Телесные приставания так же являются видом детской травли. У дошколят показывают свои интимные места, бывают попытки поцелуя. При этом дети находятся в растерянности, испытывают шок и не всегда признаются взрослым. Родителям в этой ситуации нужно правильно реагировать, переводя эту ситуацию в шутку, не заострять на этом внимание, сглаживать ситуацию (для пострадавшего ребенка). С трех до четырех с половиной лет ребенок проявляет интерес к половым органам.

Воспитателю необходимо обсуждать проблемы в отсутствия ребенка. Провести беседу с родителями виновника. При наличии такого ребенка педагог должен мягко, но настойчиво отваживать его от подобных действий, не зацикливаясь на этом. И не оставлять дошкольников без присмотра в туалете и в спальне. Интерес обычно пропадает через полгода и в прочем так и воспоминания об этом.

Применять такие игры и упражнения как «Любовь и злость», игра «Царь», упражнение «Шутливое письмо», «Самый-самый», «Покажи ситуацию» позволит снизить агрессию и враждебную реакцию у дошколят.

Помогут в оптимизации межличностных отношений. Формируют правильно реагировать в конфликтной ситуации. Воспитывают толерантность и эмпатию. А также эти игры и упражнения помогут при профилактике буллинга в детском коллективе.

Если оставить все без контроля и должного внимания, то травля жертвы и ее унижения не прекратятся, а будут только усиливаться. Разрешенная проблема травли на ранних стадиях, позволит уберечь психику ребенка и иметь минимум последствий. Поэтому, будь то ребенок в роли жертвы или нападающего – это нужно незамедлительно пресечь и не допускать дальнейшего развития проблемы. Проигнорировав жалобу ребенка, вы рискуете никогда не узнать о причинах и обстоятельствах случившегося с вашим ребенком.

Литература:

1. Аршад С., Хусейн, Холокомб В. Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. М. 1998.

2. Баркан А. И. «Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребёнка», статья.

3. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб. 2003.

4. Гилберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста. М. 2004.

5. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие. СПб. 1993.

6. Гуггенбюль А. Зловешее очарование насилия. СПб. 2000.

7. Цымбаленко Н. Буллинг. Как остановить травлю ребенка, Издательство: Питер, 2019 г.

8. https://xn--282-5cdu8a4ankw.xn--p1ai/images/19-20/doc/bulling.pdf

9. https://kssovushka.ru/zhurnal/24/2573-bulling-v-detskom-sadu-prichiny-i-profilaktika/

10. https://xn--282-5cdu8a4ankw.xn--p1ai/images/19-20/doc/bulling.pdf

Публикации по теме:

Игростудия в детском садуИгростудия в детском саду Для ребенка основным видом деятельности, является Игра. Для развития этого вида деятельности дошкольников создаются специальные условия,.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Теплица в детском садуТеплица в детском саду Наступило время посевочно, посадочных работ и конечно детский сад, не может оставить это в стороне без внимания. Мне хочется поделиться.

Аппликация в детском садуАппликация в детском саду Представление о красивом складывается у каждого с детства постепенно. Труд, нравственность и красота неразрывно. Начиная со старшей группы.

Арт-терапия в детском садуАрт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Метеостанция в детском садуМетеостанция в детском саду Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения,.

Год литературы в детском садуГод литературы в детском саду .

Масленица в детском садуМасленица в детском саду От души вас поздравляем И сердечно приглашаем: К нам на Масленицу. Убедитесь сами: Угостим блинами Февралю - помашем, Марту - "здравствуй".

Прогулка в детском садуПрогулка в детском саду Прогулка – это одно из основных оздоровительных мероприятий в детском саду, предупреждающая охрану и укрепление здоровья детей, полноценное.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Огромную роль в воспитании детей имеет знание правил дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Буллинг в детском саду
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 15:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Буллинг в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Лобова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД