Екатерина Калинина
Буклет «Запрещенные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра — это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.»
А. М. Горький
Психологами установлено, что в игре развивается способность к воображению и мышлению. Но, к сожалению, в настоящее время забываются те добрые, красивые игрушки, например, которые были в нашем детстве. Детские психологи все чаще и чаще проявляют озабоченность по поводу игрушек и их влияния на психологическое состояние и психическое здоровье. Мнение психологов однозначно, современные игрушки в том виде, в котором они существуют сегодня, могут вызывать у ребенка расстройство психики, они могут учить их быть агрессивными, злыми, жестокими, капризными и пр. Страшного вида игрушка или игра, а такими заполнены прилавки современных магазинов для детей, могут негативно влиять на формирование характера детей. При просматривании картинок или игры с агрессивными игрушками малыш программирует себя на агрессивное поведение. И зависимость такова – чем больше у ребенка агрессивных игрушек, тем резче и возбудимее, агрессивнее он становится. Те впечатления, которые ребенок получает с возраста двух до пяти лет, него могут сохраняться очень длительно.
Публикация «Буклет „Запрещенные игры“» размещена в разделах
- Буклеты для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Объективные показатели негативного влияния:
1. сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);
2. провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формиро- ванию негативных установок личности;
3. чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);
4. формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;
5. снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятель- ности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);
Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих критериев:
1. Педагогический (дидактический) — чему научит игрушка? Как разовьет умения, творческие способности?
2. Психоэмоциональный — что несет в себе игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит?
3. Эстетический — соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?
4. Социальный — даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации?
Принципы оценки безопасности игровой продукции:
1. Физическая и экологическая безопасность: отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества.
2. Психофизиологическая безопасность — соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту, возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4. Духовно-нравственная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Игровая продукция должна соответствовать анатомо-физиологическим критериям:
• половозрастным характеристикам ребенка,
• росту,
• массе тела,
• размеру руки, дающее возможность захвата предмета.
Духовно-нравственная безопасность игровой продукции — необходимый
принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек на личностно-смысловом,
тонко психологическом уровне.
1. К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу, относятся:
- способствующие формированию у
ребенка негативного отношения к
физическим недостаткам других людей
по признаку расовой, национальной,
религиозной или социальной принадлежности;
- посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинства ребенка и его родителей.
2. Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление:
- эксплуатирующие тему сексуальных отношений; формирующие представления о педофилии, детской проституции и т. д. ;
- изображающие насильственные действия сексуального характера.
3. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие
их в негативном виде, побуждающие
ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.
Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности.
1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:
- провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или
совершение самоубийства;
- содержащие пропаганду или рекламу употребления наркотических, табачных
или алкогольных изделий.
2. Игрушки устрашающего характера:
- травм, увечий, аварий, катастроф и прочее;
- детально и натуралистически
изображающие акты вскрытия,
самоубийства и членовредительства и пр.
3. Игрушки, провоцирующие на жестокость
и агрессию, либо формирующие поведение детей, как жертвы:
- побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;
- провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры или самой сюжетной игрушке.
4. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное
манипулирование ребенком:
- навязывающие ребенку зависимость.
5. Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого (леденцы в виде скелета,черепа);
6. Игрушки, изображающие и моделирующие гениталии человека или животных.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 15 «Ручеек»
Влияние игрушек на психику ребенка
Сергач, 2016 г.