АКСАНА ДЕМЧУК
Буклет «Этапы работы по формированию связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Этапы работы по формированию связной речи дошкольников»
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для станов-ления его личности. Отсюда ясно, что невозможно развитие связной речи без совершенствования всех психических процессов, и в частности, словесно-логического мышления.
Публикация «Буклет „Этапы работы по формированию связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Буклеты для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Этапы работы по формированию связной речи
Подготовительный этап – предварительная работа.
Интеллектуальное развитие:
совершенствование психологической базы речи
развитие тонкой и артикуляционной моторики.
Речевое развитие:
развитие понимания речи
расширение пассивного и активного словаря
формирование фонематического восприятия и начальных
навыков звукового анализа
формирование фразы : договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок
-по образцу и без него
- составление предложений по демонстрации действия с помощью
вопросов и без вопросов
-по образцу и без образца
-составление предложений по одно- и много фигурным сюжетным картинам с помощью вопросов и без вопросов
- по опорным словам и без опор
-заучивание и воспроизведение 2 – 3 предложений составленных по сюжетной картине, связанных по смыслу
формирование лексико-грамматических категорий
коррекция произношения.
Подготовительный период развития речи, происходит на первом году жизни ребенка, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым.
Понимание речи- начальный этап в развитии функций речи.
Зарождается намеренность голосовой реакции, формируется речевой слух, произвольное произношение.
К концу первого – началу второго года жизни
• Ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому;
• Появляются первые предложения из двух слов;
• Появляются первые осмысленные слова;
Речь выступает как средство познания и как средство установления контакта.
На третьем году жизни
• Быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь;
• Возрастает словарный запас;
• Усложняется структура предложений
• Дети начинают использовать самую простую диалогическую речь
Речь связана с непосредственным опытом детей
Дети четвертого и пятого года жизни
• Активно вступают в разговор, могут поддержать беседу
• Пересказывают сказки и короткие рассказы
• Сами рассказывают по игрушкам и картинкам
• Умеют формулировать вопросы
• Рассказы в большинстве копируют образец взрослого
Дети старшего дошкольного возраста
• Активно участвуют в разговоре, беседе;
• Полно и точно отвечают на вопросы, формулируют вопросы;
• Достаточно хорошо участвуют в диалоге
• Монологическая речь развивается: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры.
• Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах : монолог и диалог.
Начальный этап – овладение диалогической речью при
частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи.
Диалог – разговор между двумя или несколькими людьми, сменяющиеся вопросы и ответы.
Задачи:
1. Научить детей отвечать на поставленные вопросы (кратко и полно).
2. Научить постановке вопросов:
• репродуктивные – Кто? Что? Кто это? Что это? (Кто это)
• поисковые – Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?
(Где спит кот)
• проблемные – Почему? Зачем?
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
Основной этап – формирование монологической речи : обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов) при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию.
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – рассказу и пересказу.
Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, в во втором материалом для высказывания служит художественное произведение
Функции монологической речи - коммуникативная (информативная и регулирующая) средство выражения мыслей, образования и развития их.
Формы монологической речи : описание, повествование, рассуждение.
Направления:
• обучение пересказу
• обучение составлению рассказов
• придумыванию по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, заданному началу и т. д.
Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, связки)
Рассказ –это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение)
Расширения речевой практики и активности детей
Задачи:
• Создать условия для развития речевой активности детей.
• Побуждать детей к речевому общению со взрослыми и между собой.
• Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т. д.
• Развивать фонетическую сторону речи.
• Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире.
• Развивать умение строить предложения различной синтаксической сложности,отвечать на вопросы с использование различных вспомогательных опор.
• Создавать условия для практического освоения правил родного языка
• Развивать связную речь
• Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы с обязательным обсуждением прочитанного.
Желаю творческих успехов в работе над развитием связной речи у детей!