Татьяна Реутова
Этапы работы по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Этапы работа по развитию речи дошкольников».
Основные задачи развития речи :
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Язык — «важнейшее средство человеческого общения».
Публикация «Этапы работы по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.
Необходимость развития связной речи :
Проблема развития речи весьма актуальна в нашем обществе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание художественных текстов.
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом и усвоение языковых норм и законов (овладение грамматическим строем языка).
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Отсюда ясно, что невозможно развитие связной речи без совершенствования всех психических процессов, и в частности, словесно-логического мышления.
Этапы работы по формированию связной речи :
Подготовительный этап – предварительная работа.
Интеллектуальное развитие (совершенствование психологической базы речи, развитие тонкой и артикуляционной моторики).
Речевое развитие : развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование фонематического восприятия и начальных навыков звукового анализа, формирование фразы: договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок, по образцу и без него, составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по образцу и без образца, составление предложений по одно- и много фигурным сюжетным картинам с помощью вопросов и без вопросов, по опорным словам и без опоры, заучивание и воспроизведение 2 – 3 предложений составленных по сюжетной картине, связанных по смыслу, формирование лексико-грамматических категорий, исправление произношения.
Начальный этап – овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи.
Диалог – разговор между двумя или несколькими людьми, сменяющиеся вопросы и ответы.
Задачи:
1. Научить детей отвечать на поставленные вопросы (кратко и полно).
2. Научить постановке вопросов. Репродуктивные – Кто? Что? Кто это? Что это? (Кто это) Поисковые – Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой? (Где спит кот) Проблемные – Почему? Зачем?
Основной этап – формирование монологической речи : обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов) при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию.
Функции монологической речи - коммуникативная (информативная и регулирующая) средство выражения мыслей, образования и развития их.
Формы монологической речи : описание, повествование, рассуждение.
Направления: обучение пересказу, обучение составлению рассказов, придумыванию по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме.
Обучение пересказу.
Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений, т. е. связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения в устной форме.
Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования:
1. высокую художественную ценность;
2. идейную направленность;
3. динамичность, лаконичность;
4. образность изложения;
5. четкость и последовательность развертывания действия;
6. занимательность содержания;
7. доступность литературного произведения и его объем.
Этим требования, например, соответствуют русские народные сказки, рассказы Ушинского, Толстого, Бианки, Пришвина.
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности и свой репертуар в соответствии с программными требованиями.
Схема обучения пересказу.
1. Выбор текста (малый объем, доступность содержания и языка, простота сюжета, высокая художественность текста, нравственность содержания)
2. Подготовительная работа : знакомство с текстом и иллюстративным материалом, рисование, аппликация, лепка на данную тему, лексико-грамматические упражнения на материале рассказа, выборочное заучивание.
Непосредственное обучение пересказу.
- 1-е чтение, направленное на целостное эмоциональное восприятие;
- 2-е чтение с установкой на запоминание;
- беседа по содержанию (сначала ответы на вопросы);
- работа над текстом;
- рассматривание иллюстраций;
- выстраивание логической последовательности серии картин;
- придумывание «дополнительной» картинки;
- выделение из текста фраз к каждой картинке;
- лексико-грамматические упражнения (выделение и подбор предметов, признаков, действий; словообразование родственных слов и слов с уменьшительно-ласкательным значением; замена слов синонимами; распространение и преобразование предложений);
- 3-е чтение (выставление смысловых акцентов, деление текста на части);
- работа с планом (соотнесение пунктов готового плана с текстом, коллективное составление плана с опорой на сюжетные картинки, пиктограммы и т. д., запоминание плана, воспроизведение плана по цепочке.
Пересказ:
- со зрительной опорой (картинки, пиктограммы, символы и т. д.);
- с вербальной опорой (деформированный текст, первая фраза, опорные слова, опорные фразы с последующим распространением и т. д.
Составление рассказа.
Необходимые условия:
- достаточный уровень интеллектуального и речевого развития,
- сформированность лексико-грамматического строя,
- высокая интенсивность познавательной деятельности.
Типы рассказов по характеру литературного жанра:
1. Описательный (не имеет сюжета и фабулы, отношение одновременности)
Структура рассказа:
- название предмета или явления,
- характерные признаки,
- назначение,
- отношение к данному предмету или явлению.
Речь эмоциональная с активным использованием признаков предметов и действий.
2. Повествовательный (имеет сюжет и фабулу, передает события в определенной последовательности)
Структура:
- начало (экспозиция) – знакомство с героями, с обстановкой,
- завязка – с чего начинается действие, где и когда происходят,
- развитие сюжета – последовательность событий,
- кульминация
- окончание, развязка.
Речь простая с преобладанием глаголов и существительных.
3. Рассказы-рассуждения.
Виды рассказов по ведущему виду деятельности:
1. По восприятию (зрительное восприятие опоры – серия сюжетных картин с восстановлением пропущенного звена, сюжетная картина, предметные картины, пейзажные картины,
2. По представлению (из личного опыта – малый объем, характер произвольный, основа – личный опыт ребенка,
3. По воображению (творческие рассказы – придумывание конца сказки,
составление по аналогии, по предложенному сюжету, по заданной теме).
Обучение детей рассказыванию.
Рассказы детей можно классифицировать так:
1) рассказ о событиях: происшедших только что, происшедших значительно раньше;
2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных) : наблюдаемых в данный момент, по памяти;
3) рассказ по картинке: статичной, подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм или кодопозитив);
4) творческий рассказ.
Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.
Специальная задача рассказа (так же как и задача пересказа) — развитие монологической речи.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа.
Монолог требует хорошей памяти, напряжения внимания к содержанию и речи. Монологическая речь сложнее в лингвистическом плане.
Рассказ – связанное развернутое изложение какого-либо факта.
Для рассказа ребенок самостоятельно выбирает тему. В рассказе больше отражение – личный опыт, эмоции.
Пересказ – связанное изложение прослушанного текста.
По содержанию рассказы можно условно разделить:
1. Фактические – составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память.
2. Творческие – здесь творческое воображение.
По форме:
1. Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события.
2. Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог.
Приемы обучения детей рассказыванию:
Образец рассказа педагога – краткое живое описание какого-либо предмета или события, доступное для восприятия по содержанию и форме.
Рассказ педагога, который служит образцом для детей, должен иметь следующие качества: содержательность, связанность, последовательность.
Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, который используют в основном на самых первых ступенях обучения рассказыванию.
Преимущество: активны все дети, они наглядно представляют себе, что значит придумать рассказ.
Недостатки: речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором слов, они мало обращаются к монологической речи.
Составление рассказа по частям – этот прием облегчает составление рассказа, т. к. уменьшается объем заданий. Занятие более интересное, многообразное, рассказы полнее, глубже, большее количество детей можно спросить.
Вопросы – здесь играют второстепенную роль (нельзя прерывать рассказ ребенка). Их задают после того, как рассказ составлен или до него. Лучше пользоваться подсказкой, предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка.
Оценка – смысл в том, чтобы дети подражали такому качеству рассказа, которое похвалил педагог и избегал того, что он осудил.
Обучение детей рассказыванию по картине.
Структура занятий:
1. Вводная часть – 3-5 мин. (загадка, предложение и др.).
2. Показ картины, вспоминаем ее, рассказывая, задаем вопросы с целью напомнить содержание картины (4-5 вопросов).
3. Указания педагога, например, слушайте, ты это говорил, скажи новое.
4. Составление рассказа детьми (образец рассказа или план дать детям или вместе составить, повторение плана детьми).
5. Оценка детских рассказов педагогом или детьми вопросами: понятен ли рассказ? О чем узнали? Что поняли?
Обучение детей рассказыванию по игрушкам:
1. Подбор игрушек.
2. Усложнение требований к рассказыванию детей в разном возрасте.
3. Виды занятий.
4. Структура занятий.
5. Особенности проведения занятий в разном возрасте.
Обучение детей рассказыванию из личного опыта (по памяти) :
Рассказывание по памяти более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т. е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.
Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.
Обучение детей творческому рассказыванию (по воображению) :
Методические приемы:
- предварительная беседа на тему рассказа;
- план рассказа, составленный педагогом с детьми;
- рассказ педагога (начало рассказа, образец для рассказа по аналогии);
- указания к составлению и анализу рассказа;
- наводящие вопросы и предложения, направленные на развитие сюжета.
Творческое рассказывание – это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры.
Характерная его особенность – построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта. Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.
Требования к рассказыванию детей:
1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.
2. Целенаправленность – умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.
3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.
4. Показатель устной речи детей 5-6 лет – это умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа или по аналогии с прочитанным.
Речевые и воспитательные задачи по обучению детей рассказыванию
Речевые задачи:
1. Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.
2. Развивать творческую продуктивность.
3. Учить совершенствовать новый вариант рассказа.
4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.
5. Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать их внимательно, обращая внимание на построение сочинения, исполнения выразительных средств языка.
Список литературы
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи. – М., 2005.
2. Глухов В. П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. //Дефектология. 2007. - №6.
3. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. – М. : МГОПУ, 2010.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. : Просвещения, 2005.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: Методическое пособие. – М. : ГНОМ и Д, 2003.