Елена Рябцева
Моделирование в работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективным направлением совершенствования процесса кор-рекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошко-льного возраста с общим недораз-витием речи является использование наглядного моделирования.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошколь-ников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (ис-пользование условных обозначе-ний, чертежей, схематических ри-сунков и т. п., появляется возмож-ность применить заместители и наглядные модели в уме, представ-лять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предви-деть возможные результаты соб-ственных действий.
Публикация «Моделирование в работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
Составление рассказа «Осень»
по графическому плану
• Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».
• Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют — меняют летний мех на теплый зимний.
• Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
• Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.
• Солнце. (Солнце светит.)
• Дождь. (Часто идут дожди.)
• Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)
• Ежик. (Животные готовятся к зиме.) '
• Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)
• Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№ 2 «Кубаночка»
Учитель-логопед:
Е. В. Рябцева
ст. Брюховецкая, 2012г.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Наглядный материал у до-школьников усваивается лучше, ис-пользование мнемотаблиц на
занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью - наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах.
«Лук» (загадка)
Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Ребенок, анализируя новый материал и графически обозначая, (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.