Татьяна Горбунова
Консультация для родителей дошкольников 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей дошкольников 4–5 лет
Возрастные особенности
Большая выносливость (ребёнок может совершать довольно длительные прогулки и, таким образом, значительно расширять знания об окружающем мире)
Удивительная ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля - это дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Публикация «Консультация для родителей дошкольников 4–5 лет» размещена в разделах
Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него не важен результат: на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок и оценивать результат своего труда. С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка.
Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками и контролю своего поведения, подчиняясь правилам игры. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм. Именно в игре ребенок реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами (палки, бруски, железяки и прочее). Творческое освоение языка, словотворчество - оно позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается. Речь часто используется для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.
Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. В начале этого периода, память ребенка носит в основном непроизвольный характер (все интересное запоминается само собой). Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д. К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д. При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, чтобы развивать смысловую память.
Ребенок воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства, переходить к формированию произвольного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: "Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению". В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например, так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях.
Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.
Обращайтесь с просьбой к нему и хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.
Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
Вы должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Помните, однако, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.