Макарова Надежда Григорьевна
Буклет для родителей «Адаптация детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы идем в детский сад!» Такую фразу часто можно слышать от радостных родителей, малыши которых, наконец, выросли для новой ступеньки в жизни. Именно новая социальная и психоэмоциональная ступень в развитии – поступление в детский сад. И по большому счету, это перестройка всей семьи на новый режим с новыми ожиданиями и успехами, трудностями и победами.
Каждый родитель понимает, что его малышу важно развиваться, общаться со сверстниками, становиться самостоятельным, учится действовать в новой системе отношений. Это не простой период, связанный с перестройкой мотивов, с возрастным кризисом и в целом с определенной адаптационной нагрузкой.
Публикация «Буклет для родителей „Адаптация детей в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Буклеты для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Наша задача, как взрослых близких, так и сотрудников системы дошкольного образования, помочь перестроится не только ребенку, но и его родителям – поддержать, научить, подготовить.
В ДОУ построена целая система информационной, методической и консультационной помощи семье, чей ребенок поступает в детский сад. Регулярно проводятся первичные встречи с родителями поступающих детей, с целью анкетирования, информационной поддержки, выдачи практических рекомендаций для семьи будущего воспитанника. Это и анкетирование и мастер-классы, и собрания родителей, и консультации со специалистами.
В частности на этапе ранней помощи, до момента поступления ребенка в детский сад, мы разработали комплекс документов и методических разработок, которые помогают родителям лучше понимать, как будет происходить процесс вхождения малыша в новый для него мир социальных контактов.
В своей работе часто сталкиваюсь с консультированием родителей по вопросам их внутренней тревожности и переживаний за ребенка в детском саду в период адаптации.
Данный буклет в комплексе с рекомендациями психолога поможет снизить тревогу и помочь справится с переживаниями, прежде всего взрослым. Таким образом, косвенно мы достигаем положительной динамики в сроках и характере адаптации детей к детскому саду. Происходит интеграция совместных усилий всех участников образовательного процесса, повышение интереса и вовлечение родителей в жизнь ребенка в дошкольном учреждении от первых шагов и до выпуска.
БУКЛЕТ:
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду.
Основные особенности нормально текущего периода адаптации. К чему стоит быть готовым:
Перепады настроения:
Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления
Особенности поведения:
Упрямство, дерзость; неуважительное отношение к взрослым; медлительность; отстраненность, замкнутость; драчливость, кусание детей; гиперактивное поведение дома после садика.
Соматическое состояние:
Повышение температуры; ухудшение аппетита, уменьшение веса; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; нервозность, ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса.
Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивной, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания.
В норме, в течении 1-1,5 мес., данные симптомы должны сгладиться. Если период адаптации более длительный, стоит обратится к психологу ДОУ за консультацией и помощью.
Как помочь ребенку быстрее привыкнуть в детскому саду:
1. Старайтесь быть уравновешенным, спокойным, чтобы снизить и свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду. Он чувствует ваши переживания. Создайте благоприятную, бесконфликтную обстановку в семье.
2. Подбадривайте ребенка. Говорите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Расскажите как там интересно.
3. До начала посещения, приблизьте режим дня ребенка к режиму ДОУ. Посещая садик, в выходные дни резко не меняйте его режим дня.
4. Обязательно придумайте ритуал прощания: чмокнуть в щечку, обнять, помахать рукой, шлепнуть ладошками и т. д.
5. Желательно приводить малыша в детский сад кому-то одному из взрослых. Так он быстрее привыкнет расставаться.
6. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании о садике. Для него это не просто. Лучше еще раз напомните, что вы его любите и обязательно заберёте домой.
7. Не обманывайте ребенка - забирайте из группы вовремя, как пообещали.
8. «Не будешь слушаться - пойдешь завтра в детский сад!” Никогда не говорите таких слов, которые только повысят тревогу ребенка.
9. Щадите нервную систему дошкольника. На время прекратите посещение с ним многолюдных мест,: торговых центров, развлекательных интерактивных площадок, цирка и т. д.
10. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников - это может транслировать ему чувство небезопасности, что может продлить и осложнить адаптацию.
11. Посвятите ребенку больше своего времени: играйте вместе в интересные игры, каждый день читайте перед сном чтобы успокоится и быстрее уснуть.
12. Не скупитесь на похвалу. Эмоционально поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте его ласковыми именами.
Излучайте тепло и уверенность рядом со своим малышом! Сейчас ваша поддержка ему поможет не только в адаптации к саду, но и на протяжении всей жизни!
Как родителю справиться с состоянием тревоги за ребенка?
У каждой нашей эмоции есть своя роль. Тревога, страх имеют защитную функцию, они предупреждают нас о чем-то неприятном. Нормально их чувствовать и потом предпринять какие-то меры, чтобы защитить себя.
Однако, бывает повышенная (личностная) тревога за ребенка — это постоянное чувство внутреннего беспокойства и волнения за него, мысли о том, что с ним может что-то произойти, но это мало связанное с реальной ситуацией. Такая тревога взрослого осложнит эмоциональное состояние ребенка и с ней необходимо разбираться.
Поверьте - воспитатели и сотрудники ДОУ делают все возможное для того, чтобы процесс адаптации прошел для малыша успешно. Доверие ребенка и чувство психологической безопасности в присутствии воспитателя во многом зависит от транслируемого отношения и внутреннего доверия родителей к педагогу.
Как справляться с переживаниями:
1. Узнайте больше об адаптации к ДОУ, о возрастных особенностях ребенка (владение знанием поможет лучше понимать происходящее и увереннее себя чувствовать).
2. Познакомьтесь с педагогами группы, психологом ДОУ. Задайте все интересующие вопросы. Не бойтесь спрашивать о любых волнующих Вас моментах. Зайдите на сайт ДОУ: ds32anapa.ucoz.net - там можно найти дополнительные рекомендации и другие полезные мате-риалы.
3. Прочтите наш «Дневник адаптации» и попробуйте следовать рекомендациям наших специалистов. Ведите график наблюдения и отмечайте все положительные моменты пребывания ребенка в ДОУ. Разговаривайте с малышом, воодушевленно отзываясь о садике.
4. Полезно говорить себе в моменты тревоги: «Да, это нормально испытывать беспокойство за своего ребенка. Да, временами я чувствую себя беспомощной, но это тоже естественно, мне не нужно все контролировать».
Полезно нарисовать в виде круговой диаграммы, что зависит от Вас, а что – не зависит. Нужно сосредоточиться на том, что можешь сделать: «Я свою программу, свою зону ответственности выполняю, а с остальным справятся другие. Я просто помню, что всегда есть некая переменная икс, которая от меня не зависит», «буду решать проблемы по мере их поступления».
5. Вы всегда можете обратиться к нашему психологу для консультации по вопросам семьи и детской психологии.