Лариса Анисимова
Брошюра «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Д/С " Березка"
"Дидактические игры в обучении детей основам математики "
Анисимова Лариса
Валентиновна
Воспитатель первой
категории
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Публикация «Брошюра „Дидактические игры в обучении детей основам математики“» размещена в разделах
- Бижутерия своими руками
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
В связи с этим меня заинтересовала проблема:
как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям.
Задачи:
1. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.
2. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до эксперимента и после.
3. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в свете современных требований.
4. Разработать систему дидактических игр по математическому развитию дошкольников.
Работа с родителями:
1. Консультация : "Приобщение к основам математики в семье"
2. Папка-передвижка "Математические игры
дошкольников"
3. Консультация:"Развитие математических способностей у детей 4-5 лет".
4. Подборка математических игр для детей среднего возраста.
Работая в детском саду, я заинтересовалась проблемой: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Проверка знаний показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, внимание и память развиты слабо, допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие неправильно называли геометрические фигуры.
Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. При этом роль несложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
В первые дни учебного года в средней группе целесообразно проводить дидактические игры, в которые дети играли еще в младшей группе, с целью закрепления знаний и умений детей и повторения по элементарным математическим представлениям пройденного в младшей группе.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
Игры с цифрами и числами
Игры путешествие во времени
Игры на ориентирование в пространстве
Игры с геометрическими фигурами
Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет дети знакомятся с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.
Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя. " Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие.
Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти. " Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т. д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится предмет.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
Работа по собственному замыслу (просто человека)
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Математические игры.
" ЛЕВО – ПРАВО" д. и. Ориентировка относительно себя.
Дети показывают названные по ходу слов игры части тела.
Это – левая рука.
Это – правая рука.
Это – левая нога.
Это – правая нога.
Ушко левое у нас.
Ушко правое у нас.
А вот это левый глаз. прикрыть глаза ладошками
А вот это правый глаз.
- Ку – ку
" НАЙДИ СВОЙ ДОМИК" п. и. Геометрические фигуры.
На ковре лежат геометрические фигуры, это – домики. У детей в руках
карточки геометрического лото, это – адреса. Пока звучит музыка, дети двигаются по ковру, по сигналу – находят свой домик. В одном доме может быть один или несколько жильцов.
" ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО " д. и. Согласование прилагательных и существительных в роде.
Про что можно сказать длинный, короткая, большое, высокие…
" ПЕРЕПРАВА "п. и. Цифры.
Пройди по «камушкам» в указанном цифрами порядке, не «промочив» ног (не перепутав цифр)
"НАВЕДЕМ ПОРЯДОК" д. и. Сравнение величины предметов.
Расположи предметы в порядке убывания (увеличения) величины (предметы различаются по длине, либо ширине, высоте).
"ВОЗЬМИ СТОЛЬКО ЖЕ" д. и. Счет, отсчет, сравнение количества.
Возьми столько же предметов, сколько у меня. Сколько предметов ты взял, посчитай.
"КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО " д. и. Цифры, внимание.
Выстраивается числовой ряд из знакомых чисел. Одно число убирается, когда дети закрыли глаза (ночь). Затем дети рассматривают числа и называют недостающее. Аналогично можно играть с геометрическими фигурами, любыми предметами.
"БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН "д. и. Части суток, внимание.
Если я скажу правильно, хлопаем в ладоши если нет – топаем ногами.
Сначала вечер, а потом - ночь.
Мы завтракаем вечером.
Мы гуляем ночью.
После дня наступит вечер….
" ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ " п. и. Части суток.
Один, два, три – что утром (днем) делал – покажи. Дети выполняют загаданное действие, а воспитатель разгадывает.
" РИКИ – ТИКИ" д. и. Количество, цифры.
Рики – тики, посмотри,
Сколько пальцев говори. Из-за спины показываются раскрытые пальцы
(Что за цифра говори) показывают карточку с цифрой
" СОСЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО" п. и. Счет и отсчет движений.
Один, два, три, четыре, пять –
Начал заинька скакать.
Прыгать (хлопать, топать) заинька горазд,
Он подпрыгнул … раз.
" СКАЖИ НАОБОРОТ" д. и. Слова – антонимы
Теплый Мало Узкий
Быстро Тяжелый Раньше
Высоко Толстый День
" СНАЧАЛА – ПОТОМ" д. и. Временные и количественные представления.
Сначала весна, а потом….
Сначала день, а потом….
Сначала маленький, а потом…
Сначала 2, а потом…
Сначала 4, а потом….
Сначала яйцо, а потом….
Сначала гусеница, а потом…
Сначала цветочек, а потом…
" ОДИН – МНОГО "д. и. Соотнесение количества с движениями, внимание.
Если предмет бывает только один –хлопни один раз. Если предметов много – хлопни много раз
Сколько голов у человека?
Сколько рыб в море?
Сколько полосок у зебры?
Сколько хвостов у собаки?
Сколько песчинок на дне реки?
Сколько звездочек на небе?
Сколько листьев на дереве?
Сколько стебельков у цветочка?.
"НАЙДИ ПРЕДМЕТ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ"
Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
"ВЫЛОЖИ ОРНАМЕНТ"
Цель: научить ребенка выделять пространственное рас положение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
"ЛЕВО - ПРАВО"
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле.
«Ребята, послушайте внимательно стихотворение :
В. Берестов
Стоял ученик на развилке дорог
Где право, Где лево,Понять он не мог.
Но вдруг ученик В голове почесал
Той самой рукою, Которой писал,
И мячик кидал, И страницы листал,
И ложку держал, И полы подметал.
«Победа!» — раздался Ликующий крик.
Где право, Где лево,
Узнал ученик!
Как ученик узнал, где право, где лево? Какой рукою ученик почесал в голове? Покажите, а где у вас правая рука? Левая рука?
"РИСУЕМ ПЛАТОЧКИ"
Цель: развивать пространственную ориентировку.
" ПОВТОРИ"
Цель: развивать быструю ориентировку в пространстве относительно себя и относительно другого предмета.
«Слушайте внимательно и выполняйте :
Задание № 1. Поднимите вверх, пожалуйста, правую руку, теперь левую, посмотрите назад, в левую сторону, в правую сторону, вперед, вверх, вниз.
Задание № 2. В центре листа в клетку нарисуйте квадрат. Выше квадрата нарисуйте круг, ниже квадрата — треугольник, справа от квадрата — прямоугольник, слева — нарисуйте ромб.
"ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ"
Цель: развивать умение ориентироваться на листке бумаги.
«Ребята! Петрушка прислал нам письмо, на котором он для нас нарисовал волшебные узоры. Но он их не дорисовал до конца. Давайте поможем Петрушке.
Дорисуй узор справа.
Дорисуй узор слева.
Нарисуй «вишенки» внизу. Вверху».
" САМЫЙ ЛОВКИЙ"
Цель: развитие пространственно-ориентировочных реакций, мелкой моторики рук.
Материал : комплекты палочек по 20 штук.
«Ребята, перед вами коробочки, в которых у каждого из вас лежат палочки. Сейчас мы с вами проведем соревнование и узнаем, кто из вас самый ловкий. По моему сигналу вы правой рукой выкладываете по одной палочке из ко робки. Затем этой же правой рукой по одной палочке — в коробку. Выигрывает самый ловкий и быстрый».
Это же упражнение можно выполнять с детьми при работе левой рукой или же обеими руками одновременно.
" НАЙДИ ПРЕДМЕТ"
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве при помощи плана.
Для проведения данной игры предварительно необходимо нарисовать (можно вместе с ребенком) план комнаты (или двора) и заранее договориться с ребенком, какую игрушку нужно будет найти. Незаметно от ребенка спрячьте в комнате игрушку