Еремеева Маргарита
Конспект занятия «Богородская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Богородская игрушка
Тема: «Хранящая тепло человеческих рук».
Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством России. Расширять представление детей о народной игрушке. Познакомить с историей рождения Богородского промысла.
Публикация «Конспект занятия „Богородская игрушка“» размещена в разделах
- Богородская игрушка
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Задачи: Учить понимать взаимосвязь окружающего мира (наличие лесов на территории России) с появлением Богородского промысла. Формировать эстетическое отношение к игрушке, эмоциональную отзывчивость на восприятие ее. Учить видеть характер образа, средства выразительности, присущие данной игрушке. Воспитывать уважительное отношение к игрушке.
Предварительная работа:
1. Проведение словарной работы: ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. И недаром говорят в народе: «Шум, как на ярмарке» (из-за большого скопления людей). Купец – владелец частного торгового предприятия.
2. Изготовление детьми входных билетов для участия в подвижной игре «Карусель».
Оборудование: Богородская игрушка, иллюстративный материал с изображением богородской игрушки и народных мастеров, карта России, записи народных лиходий, кукольный театр, «карусель» (для подвижной игры, дидактическая игра «Определи верно», игрушечный большой грузовик, книга «Художественные промыслы Подмосковья», «входные билеты» для участия в подвижной игре «Карусель».
Ход занятия.
I. Вчера, готовясь к встрече с вами, мое внимание на домашней книжной полке привлекла одна книга (обращаю внимание детей на книгу, лежащую на столе, дети рассматриваю ее).
- Как вы думаете, почему меня заинтересовала именно эта книга? (Очень необычная в футляре, красиво оформлена, нарядная).
- Правильно, молодцы! Я взяла книгу в руки, раскрыла ее и стала рассматривать фотографии в ней. И так меня заинтересовали предметы, изображенные на фотографиях, что мне захотелось побольше узнать о них. А, узнав, захотелось и с вами поделиться прочитанным. Вы хотели бы послушать мой рассказ?
II. Тогда приготовьтесь внимательно слушать.
Рассказ воспитателя (сопровождаю показом кукольного театра).
Случилось это давным–давно, более 300 лет назад, в селе Богородском, что под Москвой (показываю село на карте).
Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской семье ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А, купить не на что. Подумала, подумала… Если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалиться. И взяла она полено из-под печки, топором и ножом вырезала куклу.
Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ау, ау». И назвали ее Аука. А, выросли – забросили свою Ауку.
Собиралась как-то мать на базар, увидела игрушку.
«Забрать, что ли, с собой – думает, - может, кто и купит». Так и продала.
Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:
- Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
- Я торговала, - говорит, - а, тебе зачем?
- А, не вырежешь таких еще? Все куплю.
- Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство свое показывать. Односельчане расспрашивают: что да как. И стали вслед за ней разные игрушки из мягкой, легкой в работе липы делать и купцам продавать. Купцы игрушками на ярмарках торговали. Так по всей стране путешествовали деревянные богородские игрушки.
III. Конечно, познакомив вас с богородской игрушкой, я не могла не принести ее сегодня. Она находится в группе.
Задание детям: Молча, глазами найти богородскую игрушку и подойти ко мне (чтобы не мешать другим детям, искать ее).
Сбор богородских игрушек на игрушечный грузовик.
IV. А, сейчас возьмите по одной игрушке в руки, полюбуйтесь ею, поиграйте, и она вам о себе много расскажет. Подумайте, что может рассказать вам игрушка, постарайтесь понять ее (игры детей с игрушками под музыкальное сопровождение).
V. Вопросы к детям (за правильный ответ дети получают «билет» для участия в подвижной игле «Карусель»).
1. Как называются игрушки, с которыми я вас сегодня познакомила?
2. Почему игрушка называется богородской?
3. Из чего сделана богородская игрушка?
4. Почему игрушки делали, в том числе и из дерева? (обилие лесов на территории Руси)
5. Назовите особенности богородской игрушки :
а) режут из неокрашенного дерева;
б) режут из целого куска;
в) силуэт игрушки и композиции предельно прост;
г) разнообразие игрушки : фигурки, сценки, игрушки с движением;
д) юмористическая тематика: игрушки добрые, веселые, занятные;
е) центральный герой – мишка (символ русского человека).
6. Какое чувство вы испытали, когда увидели эти игрушки? (радость)
7. Понравилась вам богородская игрушка?
8. Почему? (- Я играла со своей игрушкой, у нее гладкая поверхность и ее приятно погладить; - Мне нравится, что игрушка теплая – она хранит тепло человеческих рук)
9. Для чего нужна богородская игрушка? (-не только для забавы, но и для украшения жилища, создания уюта)
10. Как нужно обращаться с нею? (бережно)
11. Почему? (- в нее вложен труд народных мастеров)
VI. Продолжение рассказа (сопровождается показом иллюстративного материала).
Прошло время. В Богородском научились мастерить разнообразные игрушки с движением. Потянешь за две планочки, смотришь игрушка ожила. «Тук-тук» - звонко бьют молотом по наковальне кузнецы – мужик и медведь.
Как по команде, солдаты то встают в строй рядами, то растягиваются в одну шеренгу.
Придумали и другие устройства.
Вот на дощечке стоят куры. Дерни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зерна.
А, вот два козлика, если нажать маленькую кнопку, примутся бодать друг друга. В наши дни появились новые работы из дерева: заяц регулирует уличное движение, медведи едут на мотороллерах, играют в футбол и даже запускают спутник вокруг луны.
Казалось бы, что хитрого в их ремесле? Как будто все просто. Сначала топором делается болванка. В ней определяются размеры будущей игрушки. Затем мастер – резчик берет инструмент (острый короткий нож и несколько стамесок). Действуя ножом и стамеской, мастер начинает выявлять форму. К примеру, в верхней части круглые уши и короткий нос сделает, посередине – живот, внизу толстые медвежьи лапы. Острым резцом вырезает по всему деревянному зверю - шерстку. Такой замечательный получится мишка! Точно дивой!
VII. – В чем же тут секрет? Благодаря чему появились эти игрушки? (Благодаря фантазии и умелым рукам мастера, его зоркому зрению, от которого ничего не ускользает. Все он точно подметит и перенесет в свои произведения. Обычную деревянную игрушку превратит в сказочную игрушку.)
- Что вы можете сказать о народных мастерах? Какие они? ( Работа детей с карточками: на них изображены различные эмоциональные состояния человека. Найти соответствующие народным мастерам.)
- Как необходимо относится к мастерам? (Уважительно, заботливо. К ним так и относятся в Богородском. Они окружены почетом. Мастера ведь настоящие художники.)
- А, кто-то из вас хотел бы заниматься этим мастерством?
По сей день людям дорого радостное, доброе искусство богородских мастеров. Умельцы не прочь пошутить: «Москва – столица страны, а мы, Богородск, - стольный град игрушек».
Огюст Роден, увидев на Парижской выставке в 1910 году «кузнецов» произнес: «Народ, который создал эту игрушку, великий народ». Говорят, знаменитый скульптор поинтересовался, сколько человек в России могут резать «кузнецов», и когда ему ответили – вся деревня, он врос в землю от изумления: вся деревня – художники!
VIII. Проведение подвижной игры «Карусель» ( вход по билетам: их дети заработали за правильные ответы на вопросы в течении всего занятия).