Юлия Смирнова
Блоки Дьенеша в работе со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Блоки Дьенеша в работе со старшими дошкольниками
Подготовила:
воспитатель МБДОУ ЦРР-
детского сада №332 «Березка»
Смирнова Ю. М.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Публикация «Блоки Дьенеша в работе со старшими дошкольниками» размещена в разделах
По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях.
Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Характерной особенностью деятельности по развитию у дошкольника математических представлений, является ее игровая направленность.
Задача воспитателя насытить эту деятельность проблемными ситуациями, творческими задачами, разнообразить игровыми упражнениями, обеспечить наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования и т. д.
Очень важно, что игра - это не только способ и средство обучения, это еще и радость, и удовольствие для ребенка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.
цель своей работы :
-Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного посредством логико-математических игр.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Развивать умение самостоятельно производить анализ, сравнение, синтез, классификацию, обобщение.
2. Развивать логическое мышление у детей.
3. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
4. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию.
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: "логические фигуры" (Фидлер М., "логические кубики" (Копылов Г., "логические блоки" (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.
Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.
Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Большую помощь в работе с блоками мне оказал набор «Давайте вместе поиграем». В дополнение к комплекту логических фигур он включает в себя 2 комплекта карточек с символами свойств и 1 комплект логических кубиков, а также полезные методические советы. Эти материалы необходимы всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с блоками Дьенеша. В методическом пособии раскрыты возможности использования их не только как дополнительного материала к блокам, но и для самостоятельных игр, а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми. Кроме этого в комплект «Давайте вместе поиграем» входит иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками и логическими фигурами.
Комплекты «Логические фигуры» я широко использую в педагогическом процессе:
• Ознакомление детей с эталонами форм;
• Обучение действиям с эталонами;
• Развитие восприятия, памяти, внимания, воображения
• Развитие способности к логическим операциям и т. д.
Материал «Логические фигуры» я использую как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Считаю, что знакомство с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Карточки с символами свойств использую не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурам, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире «мемори».
Логические кубики, как и карточки-символы помогают мне придумывать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь, будут полезны для овладения свойствами замещения, наглядного моделирования, кодирования и декодирования.
Наряду с логическими блоками я в работе применяюкарточки (5x5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет мнеразвивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них.
Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
С логическими блоками дети выполняют различные действия:
• выкладывают
• меняют местами
• убирают, прячут, ищут
• делят между "поссорившимися" игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждают.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, я их широко использую при ознакомлении детейс формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.
Блоки Дьенеша – прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольник можно легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным блюдом для пирожных Карлсона.
Используя блоки Дьенеша и логические кубики, мы с детьми придумываем сценарии различных игр. Для проведения некоторых игр и упражнений мы дополнительно приготовили вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.
В процессе своей работы с блоками Дьенешая использовала разнообразные методы и приемы: практические, наглядные, словесные и игровые. Они применялись комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом.
1. Практические, направленные на усвоение определенных способов действий с блоками, карточками, схемами, кубиками и т. д. Практический метод предполагал и организацию упражнений. Как в форме занятий, так и в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом
2. В числе наглядных методов мы использовали такие, как: рассматривание схем, моделей, карточек-свойств. Это помогало раскрыть смысл вводимых математических понятий посредством их образной подачи, а подключение резервов образного мышления к усвоению абстрактных математических зависимостей существенно облегчало усвоение и запоминание материала. Это создавало в процессе обучения благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как классификация, анализ, синтез, обобщение, что в свою очередь способствует повышению уровня знаний, умений, навыков ребят. Наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти, и поэтому я считаю ее очень эффективной.
3. Наряду с практическими и наглядными нами применялись и словесные методы и приемы: объяснение, пояснения, инструкции, указания, вопросы к детям. Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей. В ходе работы с раздаточным материалом я спрашивала то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить, заставляет задумываться, анализировать, сравнивать, сопоставлять. Указания и пояснения направляла и планировала деятельность детей. Кроме того я использовала такие приемы как контроль и оценка. Они выступали в тесной взаимосвязи друг с другом. Контроль осуществлялся при наблюдении за процессом выполнения детьми задания, результатами их действий, ответами. Он сочетается с указаниями, пояснениями, разъяснениями, непосредственной помощью, включает исправление ошибок.
Оценке подлежали способы и результаты действий детей, поведение ребят. Этот прием использовала по ходу и в конце выполненных упражнений, проводимых игр, занятий.
Эти приемы выполняли и воспитательную функцию: воспитывали доброжелательное отношение к товарищу, желание и умение ему помочь, активность и т. д.
Для поддержания интереса к занятиям я постоянно вношу элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет?» и т. д.
Как эффективное средство обучения детей составу чисел из единиц, количественному счету я планирую использовать на занятиях по математике дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Считаю, что эта работа будет также занимательной и полезной для развития логического мышления наших воспитанников.