Екатерина Курманова
Методические советы по использованию дидактических игр с логическими фигурами. Блоки Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Блоки Дьенеша. Методические советы по использованию дидактических игр с логическими фигурами.
Во многих странах успешно применяется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Публикация «Методические советы по использованию дидактических игр с логическими фигурами, Блоки Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Опыт российских педагогов показал, эффективность использования логических блоков Дьенеша, как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
• Знакомства детей с геометрическими фигурами, их формой и размером.
• Развития мыслительных способностей: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
• Усвоения простейших навыков алгоритмической культуры мышления
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения
• Развития творческих способностей.
Накоплен успешный опыт использования блоков Дьенеша в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.
Набор «Давайте вместе поиграем» содержит:
• 9 комплектов логических фигур, плоскостной вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей)
• 2 комплекта карточек с символами свойств блоков
• 1 комплект логических кубиков.
Эти материалы нужны всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с блоками Дьенеша. В описании рассказывается о возможности использования их не только как дополнительного материала к блокам Дьенеша, но и для самостоятельных игр, а также продемонстрированы возможные пути придумывания игр с детьми. Помимо этого в комплект «Давайте вместе поиграем» входят изображения для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами (Для игр с подгруппой детей желательно иметь 2 комплекта блоков Дьенеша). Разделение игр по возрастам условно: все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша. Рекомендуемая последовательность использования игр в педагогическом процессе:
Игры для младшего дошкольного возраста (3-5 лет) : Логические фигуры, Угощение для медвежат, Художники, Магазин
Игры для старшего дошкольного возраста (5-7 лет) : Логические кубики, Украсим елку бусами, Архитекторы (детская площадка, Карточки - символы свойств, Логический поезд, Мозаика цифр.
Логические фигуры
Описание материала: В наборе «Давайте вместе поиграем» 9 комплектов логических фигур для работы с подгруппой детей. В каждом комплекте 24 фигуры (6 квадратов, 6 прямоугольников, 6 треугольников, 6 кругов, отличающихся цветом (красный, синий, желтый) и размером (большой, маленький). Логические фигуры представляют собой плоский вариант блоков Дьенеша.
Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при:
• ознакомлении детей с эталонами форм
• обучении действиям с эталонами
• развитии восприятия, памяти, внимания, воображения
• развитии способности к логическим операциям и т. д.
Работу с комплектом можно начинать с раннего возраста, начиная с ознакомления с одним, двумя, а затем тремя свойствами.
Материал «Логические фигуры» можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Приводим описание игры «Сколько?» (идея Метлиной Л. С.)
Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько.». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали, «Сколько кругов?» и т. д.
Карточки с символами свойств.
Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире «мемори».
Игра «найди пару»
Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 шт.
Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.
Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные - показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки. и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.
Логические кубики
Материал: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3-8)
Педагогические возможности материала: Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики применяют в комплексе с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика, а это всегда нравится детям.
Варианты игр с логическими кубиками и блоками Дьенеша
Блоки Дьенеша - замечательный материал для замещения каких бы то нибыло предметов. Так, маленький красный треугольник может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круг может стать замечательным блюдом для пирожных для Карлсона. Используя в работе блоки Дьенеша и логические кубики, можно разработать множество сценариев разнообразных игр. К примеру, мы задумали поиграть в «Садовников» и высадить прекрасные цветы цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе клумбу (большой цветной круг) и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у " садовника " будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Может быть, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный прямоугольник. А потом наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе (по цвету, форме, толщине, как цветы попали на клумбу, свои цветочные истории. Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).
Угощение для медвежат.
Материал: 9 изображений маленьких медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.
Цель игры:
• развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам
• понимание слов: «разные», «одинаковые»
• подведение к пониманию отрицания свойств.
Описание игры:
1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же мы угостим гостей? Наши медвежата - большие сладкоежки и очень любят печенье, но оно должно быть разного цвета, разной формы. Что мы можем «превратить» в печенье. Естественно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры - отличие печенья по двум признакам - цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего дошкольного возраста добавляют отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах дети выбирают любой блок «печенье» в одну лапу, а в другую подбирает по правилу, которое предложил воспитатель.
2 вариант с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.
• Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх
• Ребенок вынимает из стопки любую карточку
• Находит «печенье» с таким же свойством
• Ищет еще одно печенье,которое отличается только по этим свойствам
• Дает угощение мишке
• «Записывает», как угощал мишку. Ребенок выбрал. Например: выбрана карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру : большой, красный треугольник; второе печенье: маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.
• В играх, в которых нужно находить отличия по 4 свойствам, используются блоки Дьенеша
• В играх можно использовать логические кубики, кроме цифровых
• В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.
Художники.
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.
Цель игры:
• развитие умения анализировать форму предметов
• развитие умения сравнивать по их свойствам
• развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
Описание игры: Детям предлагают «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к картине, необходимые для этого блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами, ребенок будет использовать дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В завершении работы, художники продумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.
Магазин.
Материал: Товар (карточки с изображением предметов, Логические фигуры.
Цель игры:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Украсим елку бусами.
Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
Цель:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• умение «читать схему»
• закрепление навыков порядкового счета
Описание игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленькийжелтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.
Архитекторы (детская площадка)
Материал: Алгоритмы №№ 1, 2, Блоки Дьенеша
Описание игры: Детям предлагается разработать проект детской площадки; выбрать необходимый строительный материал; построить объекты детской площадки. Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал»? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.
Берем блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово «начало» говорит нам откуда начинатся путь (движение по блок схеме). В ромбе вопрос: «красный наш блок?» - Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: «круглый наш блок?» - Нет и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве. Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос «красный?» Отвечаем «да» и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос»красный?» Отвечаем «нет» и двигаемся вправо. На вопрос «круглый?» Отвечаем «да» и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом к концу наш блок будет синим квадратным большим тонким.
Следовательно весь наш строительный материал будет, т. е. не красным и некруглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступить к строительству. Поощряются самые смелые проекты. Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм № 2. (Идея игр принадлежит О. Финкельштейну).
Логический поезд.
Материал:
• Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).
• На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12.
• 4 вагона
• Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами
• Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.
Цель игры:
• развитие способности к логическим действиям и операциям
• умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке
• умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке
• умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами
Описание игры:
В игре может участвовать вся подгруппа детей 9-12 человек. Педагог, а затем сами дети, раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно, также раскладываются карточки с числовыми соотношениями. Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.
Последовательность действий.
• Распределение команд по поездам. Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, находит число, обозначенное * - это 3, значит его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Таким образом все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах)
• Перевозка груза Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура : большой красный треугольник, в первом вагоне (от головы поезда он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета - наш груз маленький синий прямоугольник.
• Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания.
• Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза.
• Один из вариантов дальнейшего развития игры: выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т. д.) Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид, шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 1 - 2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволят проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).
Мозаика цифр.
Материал:
• 48 карточек с изображением символов и примеров.
• 12 числовых карточек.
• Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина)
• 15 предметных карточек
• Блоки Дьенеша
Цель игры:
• Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке
• Умение выбирать блоки по заданным свойствам
• Закрепление навыков вычислительной деятельности.
Описание игры: Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, «расшифровывает» ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-4, следовательно блок он должен взять красный, круглый, маленький, тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.