Симонова Лариса Владимировна
Картотека игр. Блоки Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Замечательное пособие для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за воспитателем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.
Публикация «Картотека игр, Блоки Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств. Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЛОКИ?
В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур, но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.
КАРТОТЕКА ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША.
Дидактическая игра «Найди»
Задачи:
Знакомить с логическими блоками
Закрепить название геометрических фигур, основные цвета, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий»
Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявляя общий признак и находить фигуру по заданному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша
Ход игры: Педагог дает детям задания – «Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
Дидактическая игра «Что изменилось»
Задачи:
Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине
Развивать логическое мышление, память
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Дидактическая игра «Найди не такую»
Задачи: Продолжать знакомить с логическими блоками.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
Задачи:
Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине
Развивать логическое мышление
Материал: Набор блоков Дьенеша
Ход игры: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
Дидактическая игра «Найди пару»
Задачи:
Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине
Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т. д.
Дидактическая игра «Второй ряд»
Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Дидактическая игра «Найди нужный блок»
Задачи:
Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков
Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.
Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.
Список используемой литературы:
З. А. Михайлова, Е. А. Носова Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2015. – 128с., ил. – (Методический комплект программы «Детство»).
З. А. Михайлова Игровые задачи для дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2015. – 144с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. –С. -Петербург. : Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000.