Оксана Боровкова
Проект «Ближе к звездам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 123
Юридический адрес: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, ул. Бебеля 114 а
Тел. /факс 367-45-20, E-mail: Domowjonok123@yandex.ru
Проект
«Ближе к звездам»
Из опыта работы
воспитателя
Боровковой О. А.
Екатеринбург,2016
«Ближе к звездам»
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Ближе к звездам“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Данная тема направлена на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
В повседневной суете многим родителям некогда рассказывать детям о наших праздниках, а некоторые даже и не вспомнят, о какой нибудь знаменательной дате.
Отсюда вытекает проблема.
Проблема:
Недостаточно сформированы у детей среднего дошкольного возраста представления о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми
Цель:
Познакомить детей с понятием «космос», как устроена солнечная система, с российским праздником - День космонавтики и героями космоса.
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Задачи:
.
1. Создать условия для совместной познавательной деятельности родителей и детей, педагогов по развитию естественнонаучных представлений об окружающем мире (о космосе).
2. Формировать у детей понятия «космос», «космическое пространство».
3. Формировать эмоциональное, ценностное отношения к людям, работа которых связана с освоением космоса.
4. Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете.
Участники проекта: дети средней группы № 2, (4-5 лет).
Сроки реализации проекта: одна неделя с 06.04.2015. по 14.04.2015.
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Тип проекта: практико-ориентированный
Материально-техническое оснащение:
- методическая, художественная, научная литература по данной теме;
- наглядный и демонстрационный материал (папки передвижки, плакаты, открытки, фотоальбомы);
- материал для изобразительной деятельности (пластилин, краски, кисти,, ножницы, клей, цветная бумага, картон);
- средства ТСО (магнитафон, проектор, USB карта с записями фильма «Астраномия для самых маленьких» и мультфильма «Белка и Стрелка).
Продукт проектной деятельности:
Создание альбома «Космические просторы»
Этапы работы
1. Подготовительный: разработка проекта
2. Практический: внедрение проекта
3. Заключительный: поездка в планетарий, представление проекта на педсовете МБДОУ №123.
1 этап. Разработка проекта:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал, аудио и видео записи по теме «Ближе к звездам».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной деятельности детей.
5. Составить план мероприятий.
2 этап. Практический.
СИСТЕМНАЯ «ПАУТИНКА» ПО ПРОЕКТУ
«БЛИЖЕ К ЗВЕЗДАМ»
(Интеграция различных видов детской деятельности)
Решение поставленных задач с детьми через совместную деятельность детей и педагога
Изобразительная
(рисование, лепка, аппликация)
Лепка: «Веселые космонавты»,
Аппликация: «Космический корабль»
Рисование: «Животные неизвестной планеты»
Игровая
Сюжетные игры: (предварительная работа - беседы, изготовление атрибутов для игры)
- «Космический космодром» ,
- «Будущие космонавты»
Дидактические игры (Приложение 1).
- «Найди лишнее»; - «Укрась слово»
- «Дверная скважина»; - «Звук потерялся»
Пальчиковая гимнастика:
«Космонавт»
- В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете…
Координация речи с движением.
- «Космос»
- «Космический корабль»
Коммуникативная
Беседы:
- «Планета на которой мы живем»
- «Ближайшая к нам звезда»
- «Планеты солнечной системы»
- «Спутник земли»
- «Первые космонавты»
- «Когда в космос полетел человек»
- «Кто может стать космонавтам и как».
Рассказ о профессии космонавтов.
Загадывание космических загадок
(о космосе, космонавтах, планетах)
Встреча с экскурсоводом в планетарии
Музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
Экспериментирование со звуками «Звуки неизвестной планеты»
Слушание Б. Шоль «Космическая мелодия», песен о космосе
Придумывание танца инопланетян
Тема
«Ближе к звездам» Двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Космические гимнастики (утренняя гимнастика)
Подвижные игры:
Космические старты, «Не опоздай на ракету»,«Самолёты – на посадку!»,
«Летает – не летает», «Выше ноги от земли».
Физкультурный досуг:
«Космическое путешествие»
Восприятие художественной литературы и фольклора
К. Булычев «Тайна третьей планеты»
В. Медведев «Звездолет Брунька»
В. Кащенко «Найди созвездия»
В. Бороздин «Первый в космосе»
П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»
А. Леонов «Шаги над планетой»
- Просмотр и обсуждене видеофильма «Астрономия для самых маленьких».
-Изготовление альбома «осмические просторы».
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Ручной труд изготовление атрибутов для сюжетной ролевой игры.
Дежурство по столовой «Чтобы в космос полететь надо подкрепиться»
Дежурство в уголке природы «Растения планеты Земля»
Хозяйственно-бытовой труд: «Порядок на космодроме», «Шкафчики космонавтов», «Космические инструменты»
Конструирование
(из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал)
Создание макета «Планета Земля»
«Космодром»
Оригами «Космический корабль»
Познавательно-исследовательская
Опыты –притяжение Земли.
Наблюдение путь солнца по небосклону.
Решение поставленных задач с детьми через непосредственно организованную образовательную деятельность
1. Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Земля наш дом во вселенной».
Цель: Формировать у детей понятия «Космос», «Вселенная», «Звезды». Дать представление о Солнечной системе, о первых полетах в космос.
2. Развитие речи.
Тема: «Этот загадочный космос!»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей; расширить представления о космических просторах; развивать речь, воображение.
3. Развитие элементарных математических представлений,
Тема: «Большое космическое путешествие».
Цель: Продолжать учить детей считать и пересчитывать в пределах пяти, соблюдая все правила; отсчитывать из большого количества меньшее; находить и называть знаковую форму предметов.
Работа с родителями:
- рекомендации в родительском уголке (Приложение 3);
- организация выставки творческих работ детей;
«Домашние зарисовки о космосе». (Приложение4)
- организация экскурсии в планетарий.
3 этап. Заключительный
1. Реализуя различные формы работы с детьми в данном проекте «Ближе к звездам» мы пришли к выводу, что у детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
2. На начальном этапе данного проекта проводился опрос детей. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1) Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
2) Кто летает в Космос?
3) Кто первый полетел в космос?
4) Как звали первого космонавта?
5) На чем летают в космос?
6) Зачем люди летают в Космос?
3. Результаты опроса показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 0детей, на достаточном уровне были знания у 7 детей, недостаточный уровень – у 5 детей. Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, плохо представляли, чем люди занимаются в космосе.
На конечном этапе работы результаты показали, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в разных видах детской деятельности: в игровой, музыкальной, трудовой, двигательной, коммуникативной и т. д. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсии в планетарий. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для всех и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 9 детей, достаточный уровень - 3 ребенок, недостаточный уровень-0 детей
4. Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОО и возможности взаимодействия с социумом.
5. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Предполагаемые результаты:
- Созданы условия для совместной познавательной деятельности родителей и детей, педагогов по развитию естественных представлений об окружающем мире (о космосе):
- У детей сформированы такие понятия, как «Космос», «Вселенная», «Планеты», «Звезды»
- Дети узнали о первых животных полетевших в космос, о первом человеке облетевшем вокруг Земли. Об открытиях, которые совершило человечество и какую пользу эти открытия принесли людям.
- Организована выставка творческих работ детей по темам «Веселые космонавты», «Жители далеких планет»
- Посещение планетария.
Используемая литература:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования программа «Истоки». Под ред. Л. А. Парамоновой издательство «Творческий Центр Сфера» 2014 г.
2. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
7. Почемучка. Под ред. А. Алексина. - Москва, 1992.
8. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 200