МААМ-картинки

Блиц-игры для использования в работе с воспитателями

Ольга Хмелинина
Блиц-игры для использования в работе с воспитателями
▼ Скачать + Заказать документы

Блиц – игры

Актуальность:

Блиц-игра наиболее эффективная форма работы в профессиональной подготовке педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений.

Методическая разработка представляет собой опыт работы старшего воспитателя по использованию нетрадиционных активных форм обучения на семинарах-практикумах с педагогическими кадрами.

Блиц-игры относятся к деятельностной технологии обучения, когда педагоги обучаются в ходе самостоятельной трансформации имеющихся знаний. Старший воспитатель лишь руководит процессом познания.

Публикация «Блиц-игры для использования в работе с воспитателями» размещена в разделах

Блиц-игры позволяют педагогам смоделировать образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении и выйти на творческий уровень деятельности в процессе решения профессиональных задач, требующих поисковой деятельности.

Данная разработка представляет интерес, т. к представлена система и вариативность использования блиц-игр по разным разделам и темам рабочей программы.

Материал может быть использован в работе с родителями т. к. технология блиц-игры разработана достаточно подробно, а схемы, представленные в приложении, позволяют увидеть многоплановость ее применения.

Отличительные признаки блиц-игры :

- Быстрота проведения и получения результатов, неожиданность и неординарность содержания, минимальный комплект ролей;

- Создание психологической установки, настроя на содержание образования;

- Выявление позиции обучаемого в образовании детей;

- Решение проблемных ситуаций.

В структуру игры входят: блок-схема, сюжет, наличие ролей и правил игры, инструкция экспертам.

Использование блиц-игр в работе с педагогическими кадрами

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижений целей обучения и общего развития личности специалиста выходит на первый план. Методы обучения при этом играют одну из решающих ролей.

Каким образом методы обучения влияют на личные качества обучаемых, можно проследить по ниже приведенной схеме.

Методы - Интерес - Познавательная активн. -Сформированность професс. ЗУН - Мотивированность - Творчество

Консультация – средний - средняя - низкая – средняя - низкое

Круглый стол – высокий – высокая – средняя - средняя - низкое

Открытые просмотры – высокий – высокая – высокая – высокая - высокое

Деловые игры – высокий – высокая – высокая – высокая - высокое

Блиц-игры – высокий – высокая – высокая – высокая – высокое

Бесспорно, деловая игра и блиц-игра являются одним из наиболее эффективных методов обучения, влияющих на личность специалиста. Блиц-игра выступает как средство моделирования профессиональной деятельности. Ее преимущество в том, что она:

Создает условия для активизации мышления

Повышает степень мотивации, эмоциональности и творчества

Способствует установлению сотрудничества

Содействует приобретению опыта самоуправления учебной деятельностью.

Отличительные признаки блиц-игры :

Быстрота проведения и получения результатов, неожиданность и неординарность содержания, минимальный комплект ролей

Создание психологической установки, настроя на содержание учебного материала

Развитие внимания и активности

Выявление позиции педагогического работника

Проверка знаний и умений

Решение проблемных ситуаций

Чтобы разработать игру, необходимо четко представить цель, обозначить какие стороны деятельности воспитателя будут моделироваться, определить содержание игры и методику ее проведения.

В структуру игры входят: блок-схема, сюжет, наличие ролей и правила игры, инструкция экспертам.

Схема блиц-игры

№ Содержание деятельности Время

1 Введение в игру 3-5 мин

2 Индивидуальное решение проблемы на основе анализа полученной информации 10 мин

3 Формирование игровых групп 3 мин

4 Распределение ролей (выбор лидеров и экспертов) 3 мин

5 Коллективное решение проблемы 10 мин

6 Сообщение старшим воспитателем правильного решения 3 мин

7 Подсчет индивидуальных и коллективных штрафных очков 5 мин

8 Выступление лидеров групп с обоснованием принятых решений до 3мин

9 Выступление экспертов до 3мин

10 Разбор игры, подведение итогов 5 мин

Регламент игры является примерным и зависит от ее содержания.

Правила для участников игры:

Соблюдать регламент

Работать согласованно

Проявлять активность

Выступать аргументировано

Уметь слушать и слышать других

Корректно отстаивать свою точку зрения

Инструкция экспертам

Не вмешиваться в естественный ход событий. Наблюдать за работой групп (насколько члены команды самостоятельны в работе, каково их эмоциональное состояние, кто первый выполнил задание, чье мнение было наиболее авторитетным в решении проблемы, кто из участников нарушал правила игры).

Блиц-игры направлены на решение разных задач:

На определение возраста ребенка по заданным параметрам образовательных задач

На разрешение педагогической ситуации

На анализ собственных педагогических решений по воспитанию ребенка

На разработку алгоритма действий, повышающих эффективность организации педагогического процесса

На группировку элементов по заданным параметрам

Возможно несколько вариантов проведения игры.

Предлагается к рассмотрению два варианта использования блиц-игры в теме «Игровая деятельность детей дошкольного возраста»

Первый вариант.

Блиц-игра проводится с педагогами в процессе изучения уровня развития игры. Старший воспитатель объясняет педагогам о развитии игры (теория Д. Б. Эльконина) по основным показателям: содержание игры; характер игровой роли; характер игровых действий; отношение детей разного возраста к правилам игры. После объяснения предлагает следующую ситуацию: «Представьте себе, что вы пришли работать в группу смешанного возраста (в группе есть малыши, дети среднего и старшего дошкольного возраста). Перед вами стоит задача, наблюдая их игры, определить, соответствуют ли они возрасту, игровым возможностям данного возраста. На листах (см. схему блиц-игры «Что я знаю об игре дошкольника») с левой стороны даны характеристики игры дошкольников, вы должны определить к какому возрасту относятся приведенные характеристики. Младший возраст обозначить цифрой 1, старший возраст обозначить цифрой 2. Правее, в колонке индивидуальная оценка, надо поставить цифру соответствующую той или иной возрастной группе. Педагоги работают сначала индивидуально, затем объединяются в подгруппы для выработки группового решения. Лидеры команд выступают с вариантами решений своей команды. Старший воспитатель диктует правильный ответ. Эксперты выступают с оценкой работы каждой команды. Преподаватель обобщает полученные результаты.

Второй вариант.

Игра называется «Я руковожу играми детей» старший воспитатель предлагает педагогам следующую ситуацию: «Представьте себе, что вы пришли работать воспитателем в старшую группу детского сада. С детьми вы не знакомы, не знаете их возможности, способности, интересы. До этого вы не работали со старшими дошкольниками, однако вы знаете теорию и методику игры. Вам предстоит придумать систему руководства сюжетно-ролевой игрой. Из предложенного перечня действий воспитателя необходимо выбрать то, что более всего соответствует возрастным возможностям детей старшей группы. Определить последовательность работы с детьми старшего дошкольного возраста.)см. схему «Я руковожу играми детей»)». В предложенной схеме заложены методы и приемы руководства играми младших и старших дошкольников.

Далее работа проводится по знакомому алгоритму. Педагоги находят разные варианты решений и в конце игры приходят к выводу, что вариантов может быть большое количество и все они правильные, если воспитатель не на прямую вмешивается в игру детей и не тормозит их инициативу и творчество.

Как например, приводится логика ответа одного из воспитателей.

Я пришла работать в старшую группу, до этого не работала со старшими дошкольниками и не знала возможностей детей. Поэтому свою работу начала с наблюдения за играми детей (1). Наблюдение за играми позволит оценить уровень развития игры в группе, их умения строить сюжет, реализовывать замысел, налаживать отношения с товарищами по ходу игры, организовывать игровую обстановку для развития сюжета…

Определив уровень развития игры, я как воспитатель, приступаю к планированию работы с детьми. Ставлю задачу по обогащению детей новыми впечатлениями о людях труда, по уточнению знаний в той или иной профессии. Для этого провожу с детьми экскурсии, наблюдения, беседы (2,3).

Я понимаю, что знания не всегда могут стать началом игры, поэтому подбираю игровой материал, который может вызвать интерес детей к определенной сфере деятельности.

Имея все условия для начала игры, дети не всегда могут организовать игру самостоятельно, моя задача помочь им в этом. Помощь будет заключаться в следующем: проведение коротких разговоров о предстоящей игре (8); вопросы к детям по теме и содержанию игры (5,6); совет по поводу распределения ролей, участие в сговоре на игру (7). В процессе самой игры буду давать конкретные советы, оказывать определенную помощь (9). Если игра не будет развиваться, приму участие в игре детей (10, предложив себя на второстепенную роль. Чтобы поддерживать игру, буду постоянно обогащать детей новыми впечатлениями путем дополнительных наблюдений за жизнью взрослых, чтением книг, рассматриванием картин и иллюстраций на определенную тему (11). В игровых зонах предусмотрю некоторые изменения в плане игрового материала или его места расположения, внесу дополнительные атрибуты и предметы-заместители (12).

Из всех предложенных в схеме действий воспитателя исключу из своего руководства такие, как: создание игровой обстановки до начала игры, организация игр-занятий, предложение себя на главную роль в игре т. к. применение этих средств педагогического воздействия будет тормозить развитие игры как деятельности, а также препятствовать воспитанию самостоятельности, инициативы и творчества детей.

Подобным образом проводятся блиц-игры и по другим темам (схемы даны в приложении к методической разработке).

Несколько иначе проводится блиц-игра «Я помогаю ребенку постичь азы нравственности».

Участникам игры дается ситуация, в которой ребенок совершает какое-то действие или поступок, не соответствующий нравственным нормам. Участники игры должны найти как можно больше подходов к решению педагогической задачи.

Схема данной блиц-игры и процедура ее проведения будет отличаться от выше перечисленных игр.

1 этап.

Старший воспитатель предлагает всем участникам игры разделиться на 3-4 подгруппы, в зависимости от общего количества педагогов. В каждой группе выбирают лидера и эксперта. Каждая подгруппа получает описание конкретной ситуации и задание – придумать варианты воздействия на ребенка со стороны взрослого человека.

2 этап.

Лидер в каждой подгруппе зачитывает заданную ситуацию. Каждый участник игры ее прорабатывает и ищет пути решения. Работа проходит индивидуально. Участникам игры раздаются схемы, в которых каждый должен заполнить графу «ситуация», варианты воздействия взрослого написать в графе «индивидуальная оценка».

Приводится фрагмент таблицы участника блиц-игры :

Описание ситуации

Трехлетний карапуз, отняв игрушку, радуется, что завладел ею, и совсем не обращает внимание на слезы обиженного ребенка;

Приносит трофей маме, удовлетворенно говорит: «Это мое!».

Как должен поступить взрослый в этой ситуации.

Индивидуальная оценка поведения взрослого на данную ситуацию

Забрать игрушку и отдать ее другому ребенку;

Наказать ребенка;

Отвлечь ребенка от игрушки и незаметно вернуть ее хозяину;

Потребовать, чтобы ребенок сам отдал игрушку другому;

Попросить поменяться игрушками на время игры;

Провести беседу с ребенком, сказать, почему нельзя отнимать у другого;

Попытаться вместе вернуть игрушку, обратив внимание на слезы обиженного ребенка.

3 этап.

Проводится коллективная проработка заданной ситуации. Это дает возможность участнику представить позитивные и негативные стороны каждого решения, заслушать все аргументы и сформировать наиболее рациональный. Сформулированное подгруппой решение записывается в графу коллективная оценка. Механизм подсчета ошибок прост. Количество не принятых решений конкретного участника игры является показателем его индивидуальных ошибок.

4 этап.

Лидеры каждой подгруппы знакомят всех участников с заданной ситуацией (она для каждой группы своя) и вариантами их решений. Задача участников блиц-игры выбрать лучшую команду, которая подобрала большее количество правильных ответов педагогического воздействия на ребенка.

Практика показала, что включение блиц-игр в образовательный процесс значительно повышает познавательную активность, что в свою очередь обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки специалистов.

Раздел «Педагогика»

«Я воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

Методическая справка: воспитатель – одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в 17-18 вв., когда появились первые дошкольные учреждения.

Назначение педагога в обществе – сотворение личности. В этом заключается социальная значимость профессии педагога. Задача воспитателя – помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить детей жить по законам и нормам, которые сегодня только отрабатываются, а завтра станут идеалом. Основа прогресса общества – это гуманизм. Гуманизация и демократизация системы образования обусловили усиление социальных функций педагога.

Блиц-игра «Позиция педагога в авторитарной и гуманистической системе воспитания»

Цель – выявить основные показатели в направлениях развития педагогики.

Инструкция: цифрой «1» отметить элементы в работе педагога авторитарной системы, цифрой «2» - гуманистической.

Содержание

Строгость, негативное отношение к деятельности и поведению воспитанников.

Внимание, доброта.

Осуждение, выражение недоверия, предостережение.

Доверие, ободрение.

Справедливость, объективность.

Ориентация педагога на отрицательное.

Приоритет дисциплинарных воздействий над организационными (приказ, наказание, выговор)

Организация ситуации критики и самокритики.

Ограничение субъективной свободы.

Требование, быть как все.

Ориентация педагога на положительное.

Снятие у окружающих напряженности и тревожности.

Педагог единолично определяет деятельность группы.

Поощряется активность.

Диалог, внушение, просьба, совет, помощь.

Организация общей творческой деятельности.

Создание ситуации успеха.

. Блиц-игра «Что я знаю об игре дошкольника»

Цель – определить, какие из заданных характеристик соответствуют возрасту ребенка.

Инструкция: цифрой «1» отметить младший возраст, цифрой «2» - старший

Характеристика игры ребенка

Содержание игры – действия с предметами.

Содержание игры – отражение отношений и взаимоотношений взрослых.

Сюжеты бытовые.

Тематика игр разнообразная, определяется опосредованным опытом детей.

Действия однообразные, часто повторяются. Роли не обозначены.

Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.

Игры одного содержания повторяются, обогащаются, существуют продолжительное время.

Логика, направленность игры определяется ролью.

Продолжительность игр увеличивается.

Дети в игре отражают быт, труд взрослых, а также яркие события общественной жизни.

В игре четко выделяется подготовительный этап распределения ролей, подбор игрового материала, его изготовление.

Самостоятельная игра кратковременна. Дети охотно играют со взрослыми.

Игры носят совместный характер, объединения устойчивы.

В игре дети объединяются по 2-3 человека.

Количество детей вовлеченных в игру 5-6 человек.

Стимул возникновения игры – игрушка или предмет-заместитель

Блиц-игра «Я руковожу сюжетно-ролевыми играми дошкольников».

Цель – продумать систему руководства играми детей.

Инструкция – установить последовательность.

Педагогические приемы, влияющие на развитие игры дошкольников

Беседы с детьми о труде взрослых, о ролевых отношениях в процессе трудовой деятельности.

Экскурсии, прогулки, наблюдения за жизнью взрослых и сверстников.

Наблюдение за играми детей.

Обновление игрового материала.

Чтение книг, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр художественных фильмов.

Подбор игрушек в соответствии с основной тематикой детских игр.

Создание игровой обстановки до начала игры.

Организация игр-занятий.

Изменение обстановки в игровых зонах.

Вопросы к детям по теме и содержанию игры.

Ролевое участие воспитателя в игре детей.

Участие воспитателя в сговоре на игру.

Объяснение, помощь, совет по ходу игры.

Организация игр-развлечений со всеми детьми.

Совет воспитателя детям по поводу распределения ролей.

Короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры.

Введение неожиданной ситуации, влияющей на ход игры, обогащающей ее содержание.

Помощь детям в объединении двух или более подгрупп в одну для реализации игрового замысла.

Обучение детей сюжетосложению.

Предложение детям сюжетно-дидактической игры с целью обучения детей игровым действиям и игровой роли.

Разговоры с детьми на тему: «Как мы играли».

Блиц-игра «Я готовлюсь к проведению занятий с детьми»

Цель – разработать алгоритм педагогических действий, повышающих эффективность организации педагогического процесса.

Действия воспитателя

Оформление конспекта.

Подбор индивидуальных заданий для детей в соответствии с их особенностями.

Подготовка необходимого оборудования и дидактического материала.

Определение темы и программного содержания занятия.

Определение последовательного хода и методических приемов каждой его части.

Определение задач воспитания и развития ребенка.

Выбор основного метода ведения занятия.

Анализ программных задач.

Прогнозирование трудностей в усвоении знаний всеми детьми возрастной группы.

Определение места в занятии игровым методам обучения.

Блиц-игра «Я провожу занятия с дошкольниками»

Цель: из предложенных характеристик выявить три уровня развития учебной деятельности у детей старшей группы (высокий, средний, низкий, обозначив их цифрами 1,2,3

Характеристика учебной деятельности

Слушают указания, руководствуются ими в работе.

В случае непонимания задают вопросы.

Правильно оценивают работу других детей.

Правильно оценивают свою собственную работу.

Достигают нужных результатов.

Слушают указания воспитателя, но как бы не слышат.

Результаты условны.

К оценке не чувствительны.

При выполнении работы склонны к подражанию другим детям.

Результата не достигают.

Самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей.

В самостоятельной работе не руководствуются указаниями воспитателя.

Слушают указания, условно придерживаются их в работе.

Часто отвлекаются от работы, быстро теряют интерес к деятельности.

Не испытывает желание исправить свою работу.

Проявляет усилие при достижении результата.

Блиц-игра «Я воспитываю у дошкольников культурно-гигиенические навыки»

Цель: определить в каком возрасте, какие следует решать задачи. (младшая группа обозначается цифрой 1, средняя-2, старшая-3).

Задачи воспитателя

Учить мыть руки и лицо.

Научить самостоятельно мыть руки и лицо.

Учить детей самостоятельно умываться. Мыть руки и лицо по мере необходимости.

Развивать самоконтроль при выполнении правил и навыков личной гигиены.

Учить своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок.

Совершенствовать навыки аккуратной еды.

Приучать детей есть самостоятельно и аккуратно, тщательно пережевывать пищу.

Формировать навыки аккуратной еды у детей: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Приучать детей садиться за стол в опрятном виде.

Научит детей быстро одеваться и раздеваться.

Побуждать замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Учить принимать правильное положение за столом и сохранять его.

Приучать правильно пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемного, есть бесшумно.

Раздел «Психология»

Блиц – игра «Различаю свойства внимания»

Инструкция: соотнесите свойства внимания к характеристикам, представленным в таблице

1. Избирательность;

2. Объем;

3. Распределение;

4. Концентрация;

5. Устойчивость;

6. Переключаемость

Характеристика свойств внимания

Способность быстро переходить от одного объекта к другому

Настройка на восприятие информации, относящейся к сознательной цели

Возможность одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности

Число одновременно воспринимаемых объектов

Степень сосредоточенности на объекте

Длительность концентрации внимания на объекте

Методическая справка: внимание – это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отключении от других.

Первые признаки внимания у ребенка проявляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения, однако еще долгое время этот процесс не приобретает самостоятельности.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Причем само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

В 4-6 лет ребенок под руководством взрослого овладевает произвольным вниманием. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Раздел «Педагогическое мастерство»

Методическая справка: Педагогическая технология, это систематический метод планирования, организации, применения и оценивания всего образовательного процесса для достижения наиболее эффективных результатов.

Блиц-игра «Я создаю ситуацию успеха для развития личности ребенка»

Инструкция: установите алгоритм создания ситуации успеха для ребенка дошкольного возраста

Метод педагогического воздействия, средство воспитания

Заключительная оценка

Инструктирование предстоящей деятельности

Внесение мотива (для чего это нужно)

Авансирование («Мы попробуем это сделать»)

Придание уверенности к предстоящей деятельности

Инструкция: ситуация успеха ассоциируется с состоянием радости потому, что результаты деятельности совпадают с ожиданиями ребенка. Радость оказывает влияние на познание, на восприятие и оценивание окружающей действительности.

Успех образовательной деятельности, в основе которого лежит позитивное взаимодействие воспитателя и ребенка, во многом определяется личностно-профессиональными качествами педагога и его эстетическими установками в отношении с воспитанниками. среди всех личностно-профессиональных качеств особое место отводится таким нравственным качествам педагога, как душевная чуткость (сердечность, эмпатия (способность к сопереживанию, справедливость (объективность) и толерантность (принятие чужого мнения; вычленение положительных моментов в мнении другого человека при осознании его несоответствия собственной позиции;, справедливость; поиск общих моментов в своей и чужой позиции; признание права на существование определенных положений в чужом мнении и отказ от внутреннего сопротивления им).

Этически грамотный педагог, выстраивая отношения со своими воспитанниками, руководствуется тремя аксиомами педагогической этики:

- Воспитатель должен относиться к детям с уважением;

- Воспитатель должен любить детей;

- Ребенок имеет право на незнание.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Праздничный блиц-опросПраздничный блиц-опрос Блиц - опросПраздничный блиц - опрос "Вот какая мама" мы проводили на день Матери. Оформили это в виде газеты. Фотография мамы и вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Блиц-игры для использования в работе с воспитателями
Опубликовано: 24 января 2013 в 22:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Блиц-игры для использования в работе с воспитателями» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Хмелинина (УИ 63897) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД