Шукайло Дина Васильевна
Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста
«…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Каких только игрушек нет у наших детей. Куклы, конструкторы, машины, роботы…. и большинство автоматизированы. И все же! Детей постоянно тянет к так называемым «запрещенным» предметам. Как же им хочется добраться до розетки или же выключателя, открыть ящик или шкафчик.
«Не трогай! Нельзя! Опасно!» - как часто наши дети слышат это? Конечно, опасно – трогать розетку, баловаться дверным замком.
Публикация «Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Бизиборд
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Но мы понимаем, что каждый ребенок вправе выбирать интересное для себя занятие, а мы, должны поддерживать его инициативу и самостоятельность, стремление экспериментировать и познавать мир.
Поэтому мы решили разнообразить предметно-пространственную среду группы дидактическим пособием, которое будет помогать детям знакомиться с внешним миром, осваивать правила безопасности, развивать мелкую моторику, мышление и логику. Родители поддержали нашу идею и в результате появились пособия – Бизиборд («волшебная доска», «чудо-домик», «супер-куб» и т. п.)
Бизиборды (busy board)–(переводится- как доска для занятий ребенка) это развивающая доска, которая содержит много различных и всевозможных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и мнoгих других мaленьких «опaсностей», которые ребёнку трогать обычно запрещено. Недаром бизиборды так же называют «Чудо доска», «Волшебная доска», «Доска стенд для мелкой моторики». А кроме этого существует такое название как «Развивающая доска Монтессори», ведь именно итальянский педагог первой подала идею создания подобной развивающей доски.
В нашей образовательной практике, бизиборд - это полифункциональное дидактическое пособие, предназначенное для самостоятельной и совместной игры взрослого и ребёнка в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
Бизиборды так понравились детям и заинтересовали родителей, что число их в группе увеличивается. В след за традиционными досками появились «двусторонний бизиборд», «бизиборд-стул».
Оказалось, что самым маленьким ребятишкам, конструктивные детали ни к чему, для них главное – тактильные ощущения, которые можно обеспечить с помощью разных видов ткани, пуговиц, липучек, лент и тому подобного. Возникла необходимость в изготовлении тканевого (мягкого) бизиборда.
Педагогическая ценность бизиборда заключается в следующем:
- Бизиборды задают игровой формат образовательному процессу. Ведь для детей это, прежде всего, увлекательная игрушка;
- Соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования, предъявляемым к предметно-пространственной среде дошкольного учреждения (насыщенность, трансормируемость, безопасность, вариативность, полифункциональность)
- Бизиборд – универсальное пособие и находит применение во всех образовательных областях (социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
• художественно эстетическое развитие; физическое развитие.)
Прежде всего, с помощью бизибордов мы решаем задачи направленные на познавательное развитие. Данное пособие способствует развитию у детей мышления, логики, сенсорных ощущений, координации движения, памяти, зрения, ориентации в пространстве. Помогает решить важные образовательные задачи, такие как обучение счету, знакомство с геометрическими фигурами и т. д.
Дети гораздо быстрее запоминают информацию с помощью пособия, выполняя действия с предметами (пристёгивая и отстёгивая замочки, открывая засовы, откручивая гайки). Это намного эффективнее в сравнении с простым рассматриванием и называнием предметных и сюжетных картинок.
Ребенок может сам выбрать элемент, с которым хочет сегодня поиграть. В процессе игры с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их, ищат различные способы решения задачи.
А теперь чуть больше об этих элементах.
«Замки, защелки»
Все дети любят возиться с разными замочками, шпингалетами, крючками: открывают и закрывают их. Это всегда нравится детям, но в быту эти предметы могут быть опасны, учим ими пользоваться на бизиборде. Ребенку предлагается закрыть дом на (крючок, цепочку, шпингалет).
Детям бывает трудно застёгивать и расстёгивать куртки или другие вещи. На нашей доске есть замки молнии, где мы учимся застёгивать и расстёгивать.
«Открой и закрой окошечки»
Описание: необходимо открыть дверку, чтобы увидеть, кто там живёт. Более старшим детям можно описать предмет, а они должны угадать, что это.
«Кто где прячется?»
Когда ребенок всех нашел, узнал, кто где прячется, спрятал их обратно, предложить ему найти определенное животное, например – лисичку. И ребенок по памяти должен расстегнуть там, где, по его мнению, прячется лисичка.
«Шнуровка, ленточки»
Дошкольникам интересно возиться с шнурками, ленточками (развязывать, а потом попытаться завязать). Дети могут научиться завязывать шнурки. Описание: 1 вариант – продеть шнурок в дырочки. 2 вариант – зашнуровать ботинок. 3 вариант – завязать бант из шнурка на ботинке.
Мы в шнуровочку играем
И волчонку помогаем:
Завязать шнурок не мог,
Долго мучился волчок!
«Липучки, пуговицы, прищепки»
Когда можно потрогать и поиграть с этими предметами, то это надолго увлекает ребенка. В ходе игры, например, собери цветочки, дети учатся застегивать / растегивать пуговицы. В игре «Колючий еж» - надевать и снимать прищепки.
«Счеты»
Это простое пособие помогает развивать математические способности у ребенка, усвоить понятия «много», «мало», «один». Например, ребенок находит количество замочков (косточек) по заданию воспитателя (один - много).
В дальнейшем порядковый счет до трех и до десяти, причем считать можно в прямом и в обратном порядке. Определять критерии «больше», «меньше», «поровну».
Благодаря разноплановому наполнению один бизиборд может использоваться как детьми раннего возраста, так и старшими дошкольниками. Задания легко варьировать по сложности в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.
Таким образом, организуя игровую деятельность наших воспитанников, мы стремимся найти что-то новое, нетрадиционное для занятий с ними, избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность детей.
Мы радуемся знаниям, умениям и навыкам, которые нам удается развивать в наших детях благодаря данному пособию. Одно из главных достижений для нас, наблюдать, как дети с большим желанием используют их в самостоятельной деятельности, насколько разнообразнее становятся их игры.