Татьяна Сарычева
Бизиборд для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные стимулируют формирование когнитивных процессов у малышей. Именно поэтому, сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков, конструкторов и других игровых материалов предназначенных для детей. И ни для кого не секрет, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Именно в младшем возрасте мы отмечаем у детей интерес к предметно-манипулятивной деятельности.
Темочки:
Уже с самого рождения дети начинают познавать мир - сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше фактур и текстур будет окружать ребенка, тем гармоничнее будет его развитие. Играя, у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, мышление, логика. Именно на развитие мелкой моторики и делают акцент педагоги. Нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.
В настоящее время существует большое разнообразие игровых методик по этому направлению работы:
- пальчиковые игры;
- игры с крупами (сортировка, рисование);
- детское творчество (карандаши, восковые мелки, краски, лепка из соленого теста).
И главная задача взрослого - сделать все эти знания разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы малыша.
Организуя игровую деятельность воспитанников, я стремилась найти что то новое, нетрадиционное. Хотелось избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желание и деятельность детей младшего дошкольного возраста. Смотивировать на более продуктивное, развивающее совместное сотрудничество.
Наиболее интересной из новых технологий мне показалась идея создания бизиборда.
БИЗИБОРД (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления.
Недаром бизиборды еще называют «Волшебная доска», «Чудо –доска», «Доска-стенд для мелкой моторики». А еще звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори». Ведь именно итальянский педагог Мария Монтессори первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами. А прототип современного бизиборда был изготовлен в 1907 году самой Марией Монтессори. Она решила дать возможность поиграть детям с предметами, к которым родители их не подпускают.
Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому саду или школе, но заложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам. По моему мнению, бизиборд является отличным пособием для развития детей дошкольного возраста и необходим в каждой группе, как элемент развивающей предметно- пространственной среды.
Начиная работу по использованию бизиборда, как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста, учитывала требования к организации предметно-развивающей среды указанные в программе «От рождения до школы», которая реализуется в нашем ДОУ. Исходя из них, бизиборд соответствует требованиям к таким компонентам как:
- содержательно- насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на этой доске, тем интереснее она будет ребенку: замочки, крючки, колесики, дверцы, кнопочки и т. д. ; если каждый закрепленный предмет может выполнять какое то действие- малыш учится нажимать, крутить вертеть и пр.)
-доступный (пособие изготовлено с учетом возрастных особенностей и находится в свободном доступе, доставляя детям радость и развивая интерес к изучению нового)
- безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены саморезы, использующиеся для крепления не выглядывают с обратной стороны доски; доски гладкие, без острых углов и пр.)
-здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской);
- эстетически- привлекательный (основной фон яркий, предметы разных форматов и цветов, использованы шумовые музыкальные пособия).
По моему мнению, бизиборд – действительно нужный предмет. С такой доской ребенок будет не только некоторое время занят, но также пополнит свой багаж знаний, разовьет свои тактильные ощущения, мелкую моторику, логику и мышление. На бизиборде можно найти детали, которые неизменно вызывают интерес у ребенка, но и запрещаются родителями по соображениям безопасности – розетки с вилками, прищепки, крючки. Дети изучают каждую мелкую детальку : двигают защелку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, открыть кошелек или расстегнуть молнию и т. д.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое. И так же может являться формой психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивают определенные навыки :
- мелкую моторику рук (основная задача бизиборда – полная свобода тактильного восприятия)
- координацию движений (шнуровки, цепочки, защелки и пр.)
-усидчивость (множество действий)
- логику (начинают понимать, что сначала открываем щеколду, потом откроется дверца)
- цветовосприятие (в оформлении доски используются разные цвета радуги)
-изучение слов, изучение мира (за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом и др.)
- воображение (самостоятельно может придумать как использовать ту или иную деталь)
- память (нейронные сигналы от пальчиков передаются в мозг ребенка и обогатят впечатлениями память).
Доска Бизиборд не имеет каких то возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту и развивая зоны мозга, отвечающие за речь. В процессе игры с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить или помогают сделать своим друзьям (коммуникативность и взаимопомощь).
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой работы и необходимости продолжения использовать данное дидактическое пособие.