Елена Саламатова
Бисероплетение для дошкольников или сказка своими руками
▼ Скачать + Заказать документы
Бисероплетение для дошкольников, или сказка своими руками.
В образовательной области «Художественное творчество» выделены различные виды продуктивной деятельности, с которыми не обходимо познакомить ребенка-дошкольника. Помимо традиционных видов деятельности педагоги ДОУ осваивают и другие виды, в том числе и различные направления декоративно-прикладного искуства.
Публикация «Бисероплетение для дошкольников или сказка своими руками» размещена в разделах
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. К одному из направлений декоративно-прикладного искусства относится и бисероплетение.
Работа с бисером относится к древним видам рукоделия. Зародившееся еще в Древнем Египте, искусство бисероплетения развивалось в течение тысячелетий, порой выходя из моды, а затем возвращаясь на новом витке своего развития. В России бисер появился еще в IX – XI веках, но наибольшего расцвета это рукоделие достигло в 18 веке и частично в начале 19 века.
Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста вполне способны осваивать приемы работы с бисером в условиях дошкольного образования и воспитания. В старину детей приобщали к бисерному рукоделию с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно низали цепочки-основы для украшений в четыре нити.
Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена.
Дети, при желании и при хорошем объяснении, усваивают многое. К счастью, у детей такое желание имеется. Сегодня педагоги ручного труда, воспитатели детских садов и учителя начальных классов сталкиваются с другой проблемой – развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев» (В. Сухомлинский). Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Для решения данной проблемы можно использовать разработанную технологию бисероплетения для дошкольников, направленную на развитие ручной умелости, сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, вырабатывается усидчивость, аккуратность, эстетический вкус. Результаты многолетнего опыта показали: при обращении к нетрадиционным видам художественно-творческой деятельности, а также при соблюдении соответствующих средство обеспечения в результате усилий ребенка можно получить качественный, привлекательный, а, следовательно, ценный в глазах окружающих продукт.
Первые шаги в искусстве бисероплетения.
Весь курс обучения длится на три года: средний, старший и подготовительный возраст. Первый год заключает в себя обучение самому простому приему в бисероплетении – «нанизывание». Данный прием присутствует в каждом изделии как основа всей работы. Нанизывая бусины, ребенок практикуется в количественном и порядковом счете. Предлагаемый материал для плетения: проволока, бусины разного размера, формы и цвета. Забавные игрушки помогают ребенку освоить основные приемы работы с бусинками. На занятиях дети знакомятся в доступной форме с историей возникновения бисера, с техникой безопасности в работе с проволокой и бусинами. Каждое занятие сопровождается методической сказкой или художественным словом. Постепенно вводится новый прием плетения – «капелька». С помощью этого приема выполняются крылья насекомых, лепестки цветов, плавники и хвост у рыбы, и многое другое. Данный прием используется как самостоятельно, так и в сочетании с другими приемами.
На следующем этапе происходит знакомство с приемом «игольчатый», который используется в изготовлении стебельков, лап у животных, рук и ног у человечков, различных ответвлений. Этот прием также применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими приемами.
В конце года дети знакомятся с основным приемом, используемом в бисероплетении – «параллельное плетение». В данном возрасте обучение ведется по показу, схема прилагается для взрослого. Цикл занятий состоит из блоков, составленных по принципу от простого к ложному, по определенной тематике.
В работе с бисером дети рассматривают образцы, выполненные из бусин и бисера. Анализируют материал, количество, цвет, способы выполнения.
С каждого занятия ребенок уходит с выполненным изделием, с которым малыш может поиграть, подарить своим близким или украсить новогоднюю елку.
Закрепление приемов и знакомство со схемами.
Второй год обучения начинается с закрепления пройденного материала. Постепенно вводится самостоятельная работа со схемами разных изделий. Детям выдаются карточки, на которых изображена схема изделия с символами-указателями (начало плетения, цифры, указывающие количество бисера в каждом ряду ит. д.) дети анализируют схему и выполняют работу. Также используется частичный показ. Для некоторых изделий еще используются бусины в сочетании с бисером. Для работы дети самостоятельно выбирают цветовую гамму бисера.
Во второй половине года вводится новый прием – «подплетение проволоки». Данный прием используется с помощью взрослого.
Цикл занятий также разбит на блоки по сложности выполнения и по тематике.
.
Самостоятельное применение техники бисероплетения.
Третий год обучения включает в себя закрепление и автоматизацию усвоенных приемов. Детям предлагаются схемы на выбор, в которые они вносят свои изменения, тем самым, проявляя творчество. От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли».
Схемы могут быть подчинены определенной тематике. Например, тема «Дары природы» включает в себя изделия: яблоко, груша, ананас, вишня и т. д. Тема «Цветы» - разные виды цветов. Дети могут плести на предложенную тему не одно занятие, а несколько. В дальнейшем у детей получаются оформленные композиции, которые могут использоваться в оформлении интерьера. Дети, освоившие технику бисероплетения, свободно ориентируются в специальной литературе, доступной данному возрасту. Они могут самостоятельно придумывать свои изделия и выполнять их, а также модифицировать уже знакомые им схемы.
Требование к организации занятий по бисероплетению.
1. Учитывая психологические особенности детей 4-6 лет (первый и второй год обучения, когда для них наиболее важен не сам процесс деятельности, его конечный результат, следует работу построить так, чтобы продукт (изделие) к концу занятия детьми был реализован. У детей 6-7 лет (третий год обучения) достаточно высокий уровень мотивации на достижение результатов своего труда. Они способны выполнить сложные изделия за 2-3 занятия.
2. Дети дошкольного возраста не всегда способны овладевать с первого занятия некоторыми навыками бисероплетения (закрепление первой бусины в «замок», параллельное плетение и т. д.). Поэтому необходима автоматизация этих навыков, следует подбирать 2-3 одинаковых по сложности изделия.
3. Игра в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности, является главной движущей силой умственного и психического развития. Все занятия по бисероплетению сюжетные и изделия, которые можно использовать в играх или как украшение, находят отклик в сердцах маленьких творцов. В результате, трудоемкий процесс бисероплетения становится для дошкольников интересным и познавательным, развивая волевые качества, что необходимо в школьном возрасте.
4. Особенно важно – это соблюдение требований по охране зрения и осанке детей. Соблюдение этих требований важно, так как глазные мышцы у детей еще не окрепли, и длительная работа с очень мелкими предметами может привести к нарушению ряда зрительных функций (косоглазию, близорукости, астигматизму). Для профилактики таких нарушений предлагается выполнение комплекса гимнастических упражнений для глаз. Первые два упражнения из этого комплекса рекомендуется выполнять каждые 15-20 минут работы с бисером. Такая «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, циркуляцию внутриглазной жидкости, укрепляет глазные мышцы и хорошо снимает их усталость.
Авторская программа «Бисероплетение для дошкольников или сказка своими руками» основана на анализе и синтезе методической литературы разных авторов и дополнена авторскими разработками. Новизна проекта заключается в том, что впервые данная система разработана для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Весь материал систематизирован в соответствии с принципами непосредственной образовательной деятельностью (НОД) и принципами подхода к личности ребенка. Кроме того, на каждом занятии ребенок узнает что-то новое из общеобразовательной программы: математики, истории, географии, традиции разных стран и т. п. Это непременно разовьет его интерес к вышеперечисленным предметам, а также общую способность к самообучению. Ну и, конечно, дети учатся не только делать подарки своими руками, но и дарить их.