Лариса Решетникова
Биоэнергопластика как одно из инновационных направлений коррекционной работы в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Биоэнергопластика как одно из инновационных направлений коррекционной работы в логопедической группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №11 «Росинка»
Решетникова Лариса Сергеевна
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА – ОДНО ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
из опыта работы
Саяногорск 2019
Движения пальцев рук исторически,
в ходе развития человечества,
оказались тесно связанными
с речевой функцией.
Публикация «Биоэнергопластика как одно из инновационных направлений коррекционной работы в логопедической группе» размещена в разделах
М. М. Кольцова
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Очень важно своевременно обратить внимание на имеющиеся трудности в формировании устной речи детей, так как эти недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах, спровоцировать возникновение различных психологических проблем, которые будут иметь далеко идущие негативные последствия.
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах с использованием разнообразных методов и приемов.
Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы в логопедической группе детского сада и результативность использования традиционных методов таких как: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика и т. д. – позволили мне выявить возможность и необходимость использования в коррекционной работе со старшими дошкольниками как традиционных, так и нетрадиционных методов, таких как: биоэнергопластика, кинезиология и Су Джок. Остановимся более подробно на методе биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук и всего тела.
По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И движения тела совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределения биоэнергии в организме.
Биоэнергопластика включает в себя такие компоненты как:
Пальчиковую гимнастику – она развивает у ребенка мелкую моторику и координацию движений активизирует речевые навыки, память, мышления, творческое воображения и внимание.
Логоритмику – игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением, эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувство.
Мимика – в жизни люди часто не задумываются, каким образом они выражают чувства, пока случайно не глянут в зеркало, в момент сильного эмоционального подъема. На лице отражается все наши эмоции. Глаза, нос, рот, могут продемонстрировать самые разные чувства: озадаченность, злость, удивление, испуг.
Пантомимика – выразительные движения, язык тела. Лицо может многое рассказать о чувствах, но и все тело может сказать очень многое. Не говоря не одного слова, с помощью языка, выразительных движений, можно показать свое настроение, эмоции, характер, профессию.
Биоэнергопластика имеет три направления :
1. Развитие артикуляционной моторики;
2. Развитие тонкой моторики;
3. Развитие общей моторики и координации.
Освоение технологии бионергопластики детьми на занятии происходит поэтапно:
Ознакомление с упражнением для губ, языка и челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука, ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.
Присоединение к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Когда освоены оба движения (артикуляционное и пальчиковое,
Разучивание движений на развитие координации: соединения слова с движением тела.
У воспитанников логопедической группы часто встречаются нарушение координации движений, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Причинами нарушений речи детей могут быть различные внутриутробные патологии, родовая травма и асфиксия, различные заболевания в первые годы жизни, травмы черепа, наследственные факторы.
Как показала практика, такие дети неуклюжи, раскоординированны, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: дети ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушается их темп, ритм, плавность. При применении технологии «биоэнергопластики» синхронизируется работа полушарий головного мозга, развивается способность, улучшается внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
При планировании работы, мною предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей.
Хороший эффект в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста дает сочетание методов биоэнергопластики и театрализации на интегрированных занятиях математического, риторического и познавательного направления в комплексе с продуктивными видами детской деятельности. Наивность детского восприятия и вера в реалистичность происходящего позволяют им через обыгрывание ситуаций вживаться в образы героев. При этом, принимая на себя роль, стараясь выглядеть реалистичнее и правдоподобнее, ребёнок раскрепощается, у него пропадает чувство стеснения перед аудиторией, появляется интонационная выразительность, эмоциональная окрашенность речи, совершенствуется дикция.
Каждое занятие состоит из 2 частей:
I часть (условно обозначенная нами как лингвистическая) — формирование культуры устной речи;
II часть — формирование творческого мышления.
Общая продолжительность занятия — 30 минут.
Основное содержание первой части занятия складывается из следующих разделов:
1. Артикуляционные упражнения (2-3 мин) :
а) упражнение для тренировки нижней челюсти;
б) упражнение для тренировки губ;
в) упражнение для тренировки языка.
2. Развитие речевого дыхания (3 мин).
3. Развитие мимической выразительности (2-3 мин).
4. Формирование речевого голоса (умения регулировать высоту и силу голоса) (3 мин).
5. Воспитание интонационной выразительности (3 мин).
Всего на эту часть занятия отводится 15 минут.
Вторая часть содержит познавательный материал.
Такие занятия оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движения и мелкую моторику, а также эмоционально – волевую сферу (выражение эмоций). У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение; формируются положительные личностные качества: уверенность в том, что он может донести себя и свои мысли до окружающих.
Тема НОД «Трудолюбивый муравей и ленивая стрекоза»
Цели, задачи: Цель: развитие у детей связной речи.
Задачи:
1. Учить создавать композицию изображения из разных материалов.
2. Учить детей строить развернутые предложения разных конструкций.
3. Развивать интеллектуальные функции: мышление, память, внимание, творческое воображение, эмоционально – волевую сферу и игровую деятельность.
4. Воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживание, уважение к труду взрослых.
Методы и приемы Словесные, импровизация
Методы бионергопластики: логоритмика, мимика, пантомимика.
Самостоятельная деятельность
Словесный
Игровой
Метод бионергопластики: пальчиковая гимнастика
Наглядные – показ, практические
Словесные, свободный диалог детей
Структура НОД
1. Организационный момент;
2. Беседа о значимости труда
3. Инсценировка басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
4. Динамическая пауза «Помоги муравью»
5. Беседа о пословицах про труд
6. Сюрпризный момент : «Королева леса» (педагог по изодеятельности)
7. Динамическая пауза «У лисы надежный дом»
8. Создание коллажа (рисование) «Лесные жители»
9. Итог
Тема НОД «Веселое путешествие»
Цели, задачи:
Цель: закрепление умения пользоваться приемами умственных действий.
Задачи:
1. Упражнять в количественном счете.
2. Закрепить умение сравнивать предметы по величине по представлению.
3. Развивать навыки ориентировки в пространстве от себя. 4. Закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку формы, находить фигуры с помощью условных обозначений их свойств.
5. Развитие ловкости, внимания, быстроты
6. Воспитывать желание помогать друг другу
Методы и приемы: Словесный, метод бионергопластики: логоритмика
Игровой
Словесный, наглядный
Игровой
Методы бионергопластики: пантомимика, мимика, жесты
Словесный, наглядный
Метод бионергопластики: пальчиковая гимнастика, самостоятельная деятельность
Свободный диалог детей
Структура НОД
1. Организационный момент: загадывание загадок, игра – имитация «Мы пилоты»
2. Сюрпризный момент: прилет на остров «Фантазия»
3. Математическое упражнение «На что похоже?»
4. Сюрпризный момент: появление папуаса (инструктор по физ. воспитанию)
5. Подвижная игра: «Делай как я», «Угадай кто это?»
6. Математическое упражнение: «Пройди по дорожке»
7. Эстафета «Попади в цель»
8. Итог занятия
Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми логопедической группы оказало положительное влияние на речевое развитие выпускников: если в начале года старшей группы 36% детей показывали высокий уровень речевого развития, то через два года, к концу подготовительной группы уровень речевого развития повысился на 42% и составил 78%.
Таким образом: есть все основания рассматривать биоэнергопластику как один из эффективных методов воздействия на становление речемыслительной деятельности воспитанников детского сада при подготовке их к школе.
Литература:
1. Т. Бабаева, З. Михайлова «Методические советы к программе «Детство» - Санкт-Петербург, 2001 г.
2. Т. В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
3. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера, 2003 г.
4. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
5. Е. А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 2001 г.
6. Формирование социально-психологических предпосылок к обучению детей 6 - 7 лет. Программа Лазаренко О. И., Ястребова А. В.
7. Л. Пименова «Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду» - Пермь, 1997 г.
8. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» - М., 2000 г.
9. Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 год.