Приложение МААМ

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНР (8 фото)

Елена Постникова
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Вниманию логопедов, воспитателей и родителей предлагается нетрадиционное дидактическое пособие, включающее в себя разнообразные игры, помогающие детям с тяжелыми нарушениями речи быстрее и легче овладеть грамотой. Данные дидактические игры помогают ребенку с тяжелым нарушением речи в игровой форме овладеть навыками звукового анализа, проще запомнить графический образ буквы, давать характеристику звуков. Данные дидактические игры адресованы логопедам, воспитателям, родителям.

Темочки:

В связи с особенностями развития дети с ТНР нуждаются в целенаправленном обучении. Для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для детей с ТНР.

Третий уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат игры, проводимые на серии нетрадиционных пособий по обучению грамоте. Рекомендуемые дидактические пособия разрабатывались в соответствии с требованиями ФГОС. Они обладают многофункциональностью, доступностью в изготовлении, безопасностью.

Серия нетрадиционных дидактических пособий предназначена для образовательной и коррекционной работы с детьми от 4-х до 7 лет и включает в себя дидактические пособия :

1. «Планшетики».

2. «Звуковая мозаика».

3. «Сигналы».

4. «Волшебные палочки».

Предложенная серия нетрадиционных дидактических пособий способствует развитию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ТНР, необходимых для успешной подготовки к обучению грамоте.

Образовательные задачи:

- формировать у детей навык самостоятельного выкладывания букв;

- совершенствовать фонематический слух и навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Коррекционные задачи:

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение; ориентировку на микроплоскости; мелкую моторику и осязание.

Практическая значимость

Данные пособия можно использовать при обучении грамоте детей с ТНР. Подача материала в игровой форме, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию к обучению.

Образовательный планируемый результат

В результате применения серии нетрадиционных дидактических пособий у детей сформировано положительное эмоциональное отношение к обучению грамоте, дети активны, проявляют желание действовать с развивающими предметами и игрушками, получать новые знания, обобщать и закреплять их. Закреплены имеющиеся у детей представления о звуках и буквах; развита память, внимание, мелкая моторика, наблюдательность.

1. Дидактическое пособие «Планшетики».

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНР
Фото №1 Вниманию логопедов воспитателей и родителей предлагается нетрадиционное

Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.

Комплектация пособия :

- основа планшета – фоторамка 10х15см. - 3 шт. ;

- бархатная бумага красного, синего и зелёного цветов;

- декоративные камни.

Содержание работы

Варианты игр и упражнений с «Планшетиками».

"Выложи букву".

Задачи: закреплять представление об образе буквы.

Ход игры: Педагог располагает перед ребенком три планшетика разных цветов. Затем просит выложить букву из камешков на подходящем по цвету планшете.

"Сколько гласных, сколько согласных?"

Задачи: формировать умение находить гласные и согласные звуки в словах.

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть картинку, назвать ее, определить количество гласных и согласных звуков и выложить на планшетики соответствующее количество камней данного цвета.

2. Дидактическое пособие «Звуковая мозаика».

Фото №2 Дидактические игры для детей Фото №3 ВСЕ игры дидактическое пособие включающее в себя разнообразные игры помогающие детям с тяжелыми нарушениями речи быстрее и легче овладеть грамотой

Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.

Комплектация пособия :

- разные виды мозаики красного, синего, зеленого цветов;

- предметные картинки.

Содержание работы.

"Составь узор".

Задачи: закреплять умение выполнять звуковой анализ слова.

Ход игры: Педагог располагает перед ребенком картинку. Затем просит назвать картинку, выполнить звуковой анализ слова и составить схему слова из мозаики.

3. Дидактическое пособие «Сигналы».

Фото №4 Данные дидактические игры помогают ребенку с тяжелым нарушением речи в игровой форме овладеть навыками звукового анализа проще запомнить графический образ буквы давать характеристику звуков Фото №5 Данные дидактические игры адресованы логопедам воспитателям родителям

Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.

Комплектация пособия :

- разделённые вееры букв с наклеенными на них символами звуков;

- предметные картинки.

Содержание работы.

Варианты игр и упражнений с дидактическим пособием «Сигналы».

"Сигнальщики".

Задачи: формировать и закреплять умение слышать заданный звук в словах.

Ход игры: Педагог раздаёт детям символы звуков. Затем называет различные звуки, слоги, слова и просит детей поднять соответствующий данному звуку сигнал.

"Твердый - мягкий".

Задачи: закреплять умение различать на слух твердые — мягкие согласные звуки в слогах, словах.

Ход игры: Педагог раздаёт детям символы звуков. Затем называет различные звуки, слоги, слова и просит детей поднять соответствующий данному звуку сигнал.

4. Дидактическое пособие «Волшебные палочки».

Фото №6 Темочки Дидактические игры для детей Фото №7 ВСЕ игры Заикание ТНР

Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.

Комплектация пособия :

- бигуди.

Содержание работы.

Дидактическая игра "Волшебные палочки".

Задачи: формировать и закреплять знание образа буквы.

Ход игры: Педагог раздаёт детям бигуди. Затем просит выложить из них соответствующую заданной теме букву.

Все игры сопровождаются речевым высказыванием детей в соответствии с поставленными задачами.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов «Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников» Методические рекомендации для педагогов и родителей «Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников».

Дистанционная педконференция. Методические рекомендации по использованию педтехнологии «Методы выявления детской одарённости» Автор: Сызранцева Елена Евсеевна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ-детский сад "Берёзка" р. п. Лысые Горы,Лысогорский район, Саратовская.

Доклад из опыта работы «Использование нетрадиционных дидактических пособий в формировании основ безопасности» В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. Сегодня.

Изготовление дидактических пособий для развития дыханияИзготовление дидактических пособий для развития дыхания В этом году меня с моей сменщицей перевели на среднюю группу,где детки с четырех до пяти лет. Дети маленькие, и многие из них не умеют.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем.

Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр вне ОД с целью развития музыкальных способностей Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание.

Методические рекомендации по использованию пособия «Визуальное расписание» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида» города Минусинска Красноярского.

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста С чего следует начинать обучение шахматной игре? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием.

Методические рекомендации по использованию развивающего пособия «Мир чувств и эмоций» для старшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 46 городского округа-город Камышин.

Рекомендации родителям дошкольников по правильному подбору и рациональному использованию физкультурного оборудования Рекомендации родителям дошкольников. Создание физкультурно-игровой среды в домашних условиях Цель: Дать родителям рекомендации по правильному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНР
Опубликовано: 29 января 2018 в 19:03
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Постникова (УИ 1185789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД