Елена Постникова
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Вниманию логопедов, воспитателей и родителей предлагается нетрадиционное дидактическое пособие, включающее в себя разнообразные игры, помогающие детям с тяжелыми нарушениями речи быстрее и легче овладеть грамотой. Данные дидактические игры помогают ребенку с тяжелым нарушением речи в игровой форме овладеть навыками звукового анализа, проще запомнить графический образ буквы, давать характеристику звуков. Данные дидактические игры адресованы логопедам, воспитателям, родителям.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте, логопедия. Игры, дидактические пособия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
В связи с особенностями развития дети с ТНР нуждаются в целенаправленном обучении. Для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для детей с ТНР.
Третий уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат игры, проводимые на серии нетрадиционных пособий по обучению грамоте. Рекомендуемые дидактические пособия разрабатывались в соответствии с требованиями ФГОС. Они обладают многофункциональностью, доступностью в изготовлении, безопасностью.
Серия нетрадиционных дидактических пособий предназначена для образовательной и коррекционной работы с детьми от 4-х до 7 лет и включает в себя дидактические пособия :
1. «Планшетики».
2. «Звуковая мозаика».
3. «Сигналы».
4. «Волшебные палочки».
Предложенная серия нетрадиционных дидактических пособий способствует развитию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ТНР, необходимых для успешной подготовки к обучению грамоте.
Образовательные задачи:
- формировать у детей навык самостоятельного выкладывания букв;
- совершенствовать фонематический слух и навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Коррекционные задачи:
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение; ориентировку на микроплоскости; мелкую моторику и осязание.
Практическая значимость
Данные пособия можно использовать при обучении грамоте детей с ТНР. Подача материала в игровой форме, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию к обучению.
Образовательный планируемый результат
В результате применения серии нетрадиционных дидактических пособий у детей сформировано положительное эмоциональное отношение к обучению грамоте, дети активны, проявляют желание действовать с развивающими предметами и игрушками, получать новые знания, обобщать и закреплять их. Закреплены имеющиеся у детей представления о звуках и буквах; развита память, внимание, мелкая моторика, наблюдательность.
1. Дидактическое пособие «Планшетики».
Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.
Комплектация пособия :
- основа планшета – фоторамка 10х15см. - 3 шт. ;
- бархатная бумага красного, синего и зелёного цветов;
- декоративные камни.
Содержание работы
Варианты игр и упражнений с «Планшетиками».
"Выложи букву".
Задачи: закреплять представление об образе буквы.
Ход игры: Педагог располагает перед ребенком три планшетика разных цветов. Затем просит выложить букву из камешков на подходящем по цвету планшете.
"Сколько гласных, сколько согласных?"
Задачи: формировать умение находить гласные и согласные звуки в словах.
Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть картинку, назвать ее, определить количество гласных и согласных звуков и выложить на планшетики соответствующее количество камней данного цвета.
2. Дидактическое пособие «Звуковая мозаика».
Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.
Комплектация пособия :
- разные виды мозаики красного, синего, зеленого цветов;
- предметные картинки.
Содержание работы.
"Составь узор".
Задачи: закреплять умение выполнять звуковой анализ слова.
Ход игры: Педагог располагает перед ребенком картинку. Затем просит назвать картинку, выполнить звуковой анализ слова и составить схему слова из мозаики.
3. Дидактическое пособие «Сигналы».
Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.
Комплектация пособия :
- разделённые вееры букв с наклеенными на них символами звуков;
- предметные картинки.
Содержание работы.
Варианты игр и упражнений с дидактическим пособием «Сигналы».
"Сигнальщики".
Задачи: формировать и закреплять умение слышать заданный звук в словах.
Ход игры: Педагог раздаёт детям символы звуков. Затем называет различные звуки, слоги, слова и просит детей поднять соответствующий данному звуку сигнал.
"Твердый - мягкий".
Задачи: закреплять умение различать на слух твердые — мягкие согласные звуки в слогах, словах.
Ход игры: Педагог раздаёт детям символы звуков. Затем называет различные звуки, слоги, слова и просит детей поднять соответствующий данному звуку сигнал.
4. Дидактическое пособие «Волшебные палочки».
Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.
Комплектация пособия :
- бигуди.
Содержание работы.
Дидактическая игра "Волшебные палочки".
Задачи: формировать и закреплять знание образа буквы.
Ход игры: Педагог раздаёт детям бигуди. Затем просит выложить из них соответствующую заданной теме букву.
Все игры сопровождаются речевым высказыванием детей в соответствии с поставленными задачами.