Елена Толкачева
Конспект бинарной ООД по познавательному и речевому развитию «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача: приобщать детей к социокультурным ценностям: расширять кругозор, формировать целостную картину мира;
Цели:
Образовательные: формировать познавательную мотивацию, первичные представления об объектах окружающего мира.
Развивающие : развивать познавательные интересы детей, способность анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
Публикация «Конспект бинарной ООД по познавательному и речевому развитию „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение к окружающим.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие : развитие общения детей со взрослыми и сверстниками
Познавательное развитие :
ФЭМП:
Количество и счет: совершенствовать навыки количественного счета в пределах 20, обратном счете в пределах 10, закрепить состав числа 9 из двух меньших, упражнять в составлении и решении простых арифметических задач не сложение и вычитание;
Величина: формировать у детей первоначальные измерительные умения, измерять длину с помощью условной меры.
Форма: уточнить знания известных геометрических фигур, некоторых их свойств;
Ориентировка в пространстве: продолжать учить детей ориентироваться на ограниченной территории (листе бумаги, располагать предметы в указанном порядке, отражать их в пространственном расположении
Ориентировка во времени: закрепить у детей элементарные представления о времени: последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Речевое развитие :
Формирование словаря: обогащать речь детей существительными (звездолет,
Прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, слов с противоположным значением, побуждать детей интересоваться смыслом слова:
Звуковая культура речи: совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком.
Грамматический строй речи: продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной и превосходной степени, строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей;
Связная речь: продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, совершенствовать умение составлять синквейны на заданную тему;
Подготовка к обучению грамоте: закреплять умение детей делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, выделять последовательность звуков в простых словах.
Приобщение к художественной литературе: продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении белого стиха – синквейна.
Художественно – эстетическое развитие : аппликация: побуждать создавать сюжетную композицию по представлению.
Музыкальная деятельность: закреплять умение петь коллективно без музыкального сопровождения
Физическое развитие : развитие интереса к участию в подвижных играх.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы:. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт»; В. Бороздин «Первый в космосе»; Ю. Яковлев «Трое в космосе», А. Леонов «Шаги над планетой»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; В. Медведев «Звездочёт Брунька», В. Драгунский «Удивительный день». А. Дитрих «Кто обгрыз месяц?», «Жил да был звездочёт»,В. Степанов «Юрий Гагарин», Р. Сеф «Голубой метеорит»;
Беседы «Почему в космос летают на ракете», «Как устроена ракета», «Зачем космонавту скафандр», «Завтрак космонавта», «Почему космонавтов называют героями»;
Дидактические игры «Геометрия в космосе», «Космическая игра – соединялка», «Космическая еда», «Космические профессии», «Разрезные картинки», «Разложи планеты на орбитах», «Найди лишнее», «Найди отличия»;
Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва, К. Булычёв «Алиса на планете загадок»;
Рассматривание и чтение детских энциклопедий (раздел «Космос»);
Наблюдения за звёздным небом в вечерние часы (с родителями);
Художественно – эстетическое развитие : рассматривание репродукции И. Левитана «Лунная ночь»;
Рисование «Разноцветные планеты», «Инопланетяне»
Аппликация «Ракеты и кометы»
Лепка «Космонавты»
Конструирование «Космические корабли», «Космодром»
Оригами «Таинственный мир космоса»
Изготовление коллажа «Пришельцы из космоса»
Эксперимент с глобусом и фонариком «День и ночь»
Презентация «Планеты Солнечной системы»
Игровой прием.
1 восп. Ребята, только что в наш детский сад поступила радиограмма с планеты Формадос.
Прослушивание грамзаписи.
Жители Земли! У нас случилась беда. Пролетела комета, прошёл метеоритный дождь и уничтожил всё живое. Остался один я, Робот-эколог, устаревшая конструкция. Я знаю, что на вашей планете растут удивительные растения, которые очищают воздух. Пожалуйста, спасите планету!
1восп. Что же делать?
Дети. Отправиться на эту планету и помочь.
1восп. А люди какой профессии смогут отправиться на помощь инопланетянам?
Дети. Космонавты.
1восп. А знаете ли вы, какие еще профессии связаны с космосом?
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
1восп. Кто конструирует ракету? Конструктор.
Кто наблюдает за звездами? Астроном.
Кто предсказывает судьбу по звездам, составляет гороскоп? Астролог.
Кто заправляет ракету топливом?
Кто готовит космонавтов к полетам?
2Восп. Что мы должны захватить с собой в полет? Что это за растения такие, которые очищают воздух?
Дети. Это деревья. Их листья поглощают углекислый газ, который выдыхает все живое, и вырабатывают кислород.
2Восп. Так что же нам необходимо взять в дорогу?
Дети. Семена деревьев.
2 восп. Впереди вас ожидают трудности. Уверены, что справитесь? Какими должны быть космонавты?
Дети. Дети. Смелыми, спортивными, дисциплинированными, умными, сообразительными, здоровыми, сильными, храбрыми, внимательными, наблюдательными.
2Восп. Дорога на Формадос долгая. Какие качества необходимы будут вам в полете?
Дети. Дружба, доброта, взаимовыручка.
2Восп. Ваше решение окончательное? Вы не передумали?
Дети. Нет.
2Восп. Проходим в класс учебного центра подготовки космонавтов.
Д/и «Карта звездного неба»
1Восп. Мы летим на планету Формадос, рассмотрим карту звездного неба.
- Сколько всего планет вы видите?
- Как можно получить число 9 из двух меньших?
- Какая по счету Земля?
- Какая планета вторая по счету? Четвертая по счету?
- Составьте высказывания о планетах, которые находятся ближе и дальше от Земли
- Какая планета самая маленькая? - Плутон
- Какая планета самая большая?- Юпитер
Восп. Известно, что планета Формадос находится между Меркурием и Солнцем. Почему же ее не видно на карте?
Дети. Она волшебная, выдуманная.
Д/и «Карта полета»
2Восп. А сейчас мы составим карту нашего полета. Начало нашего полета – планета Земля. На карте она будет находится в нижнем левом углу. Мы пролетим мимо планеты Венера. Ее расположим в правом левом углу, Мы пролетим также мимо планеты Марс. Он будет находится в в правом нижнем. Место положение планеты Формадос в правом верхнем углу. В центре находится Солнце. В верхней части листа располагаем метеоритный поток, который и разрушил все живое на планете Формадос. Назовем форму метеоритов, они разной геометрической формы
Восп. Каково расстояние от планеты Земля до планеты Формадос? Как можно измерить расстояние между планетами на карте?
Дети. С помощью мерки.
Д/и «Измерим расстояние от планеты Земля до планеты Формадос»
1восп. Ребята, а вы знаете, почему летит ракета?
Опыт «Почему летит ракета»
1восп. Возьмём воздушный шар и надуем его, но не завяжем, а зажмём пальцами.
1восп. Что есть в шаре?
Дети. В шаре воздух.
1 восп. Что будет, если мы отпустим шар?
Дети. Правильно, он резко вырывается вверх.
1Восп. Правильно он полетит, полетит как ракета вверх и вперёд. Конечно же ракету не надувают обычным воздухом, а горючим веществом. При горении это вещество превращается в газ, который вырывается из ракеты назад пламенем и толкает её вперёд.
2восп. Чтобы попасть на ракету, нужно набрать код из 5 цифр.
Д/и «Цифры в ряд»
- Первая цифра больше 1 на 1 (2)
- Вторая цифра больше 9 на 1 (10)
- Третья цифра меньше 9 на 1 (8)
- Четвертая цифра меньше 4 на 1 (3)
- Пятая цифра больше 5, но меньше 7 (6)
1Восп. На пути могут встретиться непредвиденные ситуации и задачи. Что мы должны делать? Важно правильно и быстро найти решение. Начнем с арифметических задач.
- Составим задачу по выражению 3-1=
Первая задача. На космодроме стояли 3 ракеты, одна из них улетела в космос. Сколько ракет осталось на космодроме?
- Как мы будем решать эту задачу?
3-1=2
-Даем полный ответ: на космодроме осталось 2 ракеты.
Следующая – 5+2=
К полету готовились5 космонавтов, пришли еще 2. Сколько всего стало космонавтов?
Дети решают задачу: 5+2=7
2Восп. Сверим наши космические часы. Старт ракеты назначен ровно на 9 часов. Выставим это время на циферблатах наших часов.
2Восп. В полете мы пробудем 2 часа. Во сколько часов мы должны приземлиться на Землю?
Физминутка «Космонавты»
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь!
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носках)
Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (Приседают)
И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, (показать мускулы)
И завтра всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)
1Восп. Наша ракета какая?
Дети. Большая, быстрая, космическая.
Восп. О чем можно сказать космическая?
Дети. Ракета, станция, еда, тарелка, капсула.
Восп. О чем можно сказать космическое?
Дети. Пространство, время.
Восп. О чем можно сказать космический?
Дети. Корабль, скафандр, спутник, полет.
Восп. О чем можно сказать космические?
Дети. Объекты, военные силы, пришельцы, приборы, тарелки.
Д/и «Найди свое место»
Восп. Экипажу можно занять свои места в ракете. Нужно решить пример, ответ и будет номером вашего места.
Дети решают примеры
Диспетчер. Надеть космические скафандры.
Командир корабля. Прошу подняться на предстартовую площадку космодрома. Там ровно 20 ступенек. Шагаем на месте, считаем до 20.
Диспетчер. Объявляю трёхминутную готовность!
Проверить скафандры и кислород!
Командир. Есть проверить скафандры и кислород!
Диспетчер. Проверить радиосвязь!
Командир. Есть проверить радиосвязь!
Диспетчер. Ключ на старт!
Командир. Есть ключ на старт!
Диспетчер. Зажигание!
Командир. Есть зажигание!
Диспетчер. Экипаж к полету в космос готов?
Приготовиться к старту! Пристегнуть ремни!
Командир. Есть приготовиться к старту! Пристегнуть ремни.
Штурман: Запускаю двигатель!
Диспетчер. Внимание! До старта осталось 10 секунд. Считаем: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Пуск!
Звучит мелодия запуска ракеты
Звучит космическая музыка + видеоряд полёта космического корабля.
Командир: Поехали. Возьмитесь за руки, сейчас начнутся большие перегрузки, входим в плотные слои атмосферы. Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелая голова, руки, ноги. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в невесомости.
Командир : Мы в космосе, отстегните ремни
2 Восп. Снять скафандры.
Радист. «Земля», «Земля», на связь вызывает «Салют». Корабль вышел на орбиту. Как слышите? Прием!
Диспетчер. «Салют», «Салют», слышу вас хорошо. Что вы видите в иллюминаторе?
Дети. Мы видим метеориты, кометы, планеты.
Диспетчер. Посчитайте их.
Дети. я вижу три планеты, я вижу шесть комет., пять метеоритов
Дисптчер. Мимо какой планеты вы пролетаете?
Штурман. Мы пролетаем возле планеты Венера. Она вся закрыта облаками. Кажется, что ее поверхность блестит.
Диспетчер. А что вы видите перед собой?
Космонавт. Впереди у нас Марс. Он движется с очень большой скоростью. Вся его поверхность покрыта кратерами.
Диспетчер. Видите ли вы Солнце?
Диспетчер. Назовите его ласково
Дети. Солнышко.
Придумаем слова родственники к слову Солнце
Дети. Солнышко, солнечный, солнечно.
Диспетчер. Что собой представляет Солнце?
Восп. Солнце – громадный шар из раскаленных газов.
Диспетчер. Громадный. Как можно сказать по-другому?
Дети. Огромный, большой.
Диспетчер. Что оно делает?
Дети. Солнце светит
Диспетчер. Как можно сказать по – другому?
Дети. Сверкает, сияет.
Диспетчер. А что еще сияет в космосе?
Дети. Звезды, Луна.
Диспетчер. Как можно ласково сказать о звездах?
Дети. Звездочки.
Диспетчер. Как выглядят звезды?
Дети. Звезды разные, не одинаковые по цвету.
Диспетчер. Почему?
Дети. Их цвет зависит от того, насколько сильно раскален газ, из которого состоит звезда.
Д/и «Изменим слово по образцу»
- Эта звезда голубая, а эта голубее, а эта самая голубая.
- Эта звезда белая, а эта белее, а эта еще белее, а эта самая белая.
- Эта звезда желтая, а эта желтее, а эта самая желтая
Диспетчер. Расскажите, пожалуйста, как выглядит Земля из космоса. На что похожа?
Дети. Наша земля кажется маленьким шариком. Мы видим на ней синие пятна – это океаны, моря, реки, озера. Есть и белые пятна – ледники в горах, коричневый цвет – суша.
Диспетчер. Как называют жителей Земли? Кто мы?
Дети. Земляне.
Диспетчер. Вам нравится наша планета? Почему?
Дети. Нам нравится наша планета, потому что на ней много лесов, рек, морей, гор. На нашей планете живут разные интересные животные. На Земле много больших и маленьких городов. Много красивых цветов. Здесь мы родились.
Диспетчер. Дорогие космонавты! Напоминаю, что сейчас по расписанию у вас обед.
Повара: Угощайтесь, пожалуйста! Приятного аппетита.
Командир : Слушай мою команду. Переходим на автоматический режим
управления.
Диспетчер. Расскажите, ваше меню на обед.
Дети. Читают названия блюд.
Космонавты после еды космонавты благодарят поваров. Спасибо! Все было очень вкусно!
Командир : Наш полёт продолжается — всем занять свои места
Штурман : Приближаемся к планете Формадос.
Звучит сигнал тревоги.
Диспетчер. Внимание, экипаж! На корабле пергруз. Срочно убираем лишнее.
Интерактивная игра «Четвертый лишний»
Земля, Луна, Солнце, Африка.
Ракета, космическая станция, лодка, луноход
Звезда, комета, метеорит, глобус …
Гагарин, Терешкова, Леонов, Белка и Стрелка
Восп.. Чтобы избавится от лишнего, нужно сказать наоборот.
Днем на Земле светло, а в космосе … темно.
Летом на солнце очень жарко, а в космосе… холодно.
На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе… медленно.
На Земле работать легко, а в космосе… тяжело.
Командир. Заело ключ. Ключ в отгадке, отгадка в загадке.
Д/и «К какому слову относится эта схема»
Звуковая схема слов Земля, метеорит, робот.
Восп. Как вы догадались, что схема относится к слову? Какой первый звук в слове Земля? Дадим ему характеристику. Какой первый звук в слове метеорит. Дадим ему характеристику. Какой первый звук в слове робот? Дадим ему характеристику. Проверим звуковую схему к слову робот. Молодцы, ребята, слово определено правильно
Штурман : Приближаемся к планете Формадос.
Восп. Надеть скафандры!
Командир: Внимание! Пристегните ремни. Мы приближаемся к планете Формадос. Входим в зону метеоритов. Склоните голову к
коленям. Включаю торможение.
Отстегните ремни. Мы приземлились на планету.
Приготовиться к высадке. Всем проверить скафандры. Готовы?
Экипаж: Да.
Командир : Взять приборы обнаружения живых существ.
Все идем друг за другом. Нас могут ждать разные опасности. Вперёд!
Обследовательские действия на планете.
Штурман : Вижу какой-то странный объект.
Командир : Всем остановиться. Близко не подходить
ВЫХОДИТ Робот — эколог
Земляне! Я приветствую Вас на планете Формадос.
Восп. Приглашаем вас, Робот –эколог, на борт нашего космического корабля.
Всем снять скафандры.
Диспетчер. «Салют», «Салют», вас вызывает Земля. Понимаете ли вы речь инопланетянина?
Дети. Да. Он проговаривает по слогам каждое слово.
Диспетчер. Как? Делим слова на слоги. Космонавт, ракета, спутник, испытатель, комета, звезда, планета
Диспетчер. Понятно.
Командир. Здравствуйте! Мы привезли вашей планете с Земли семена деревьев. Они очищают воздух и дают жизнь всему живому. Вот возьмите, мы их вам дарим.
Робот – эколог. Что это?
Дети. Это каштаны, желуди и крылатки.
Робот – эколог. А какие из них вырастут деревья?
Дети. Из каштанов вырастут каштаны, из желудей дубы, из крылаток – клены.
Робот: Большое спасибо земляне. Расскажите, что интересного вы увидели из иллюминатора своей ракеты?
Дети читают стихи – синквейны.
1. Земля.
Голубая, зеленая.
Живет, кружится, вращается.
Самая лучшая из планет.
Наш дом.
2. Луна
Яркая, красивая.
Светит, не греет, вращается.
Спутник Земли.
Свет.
3. Звезды.
Яркие, блестящие.
Сияют, мигают, искрятся
Они излучают свет.
Красота.
4. Солнце.
Большое, яркое.
Светит, греет, радует.
Солнце очень горячее.
Шар.
5. Венера.
Горячая, яркая.
Вращается, кружится, крутится.
Вторая планета Солнечной системы, соседка Земли
Планета.
6. Марс.
Красный, большой.
Вращается, летает, двигается.
Четвертая планета Солнечной системы, соседка Земли.
Планета.
Диспетчер :Пора возвращаться на Землю, У вас заканчивается топливо. Командир. Давайте попрощаемся с роботом. Мы обещаем еще прилететь к вам, понаблюдать за ростом растений.
Робот – эколог. Я буду ждать вас, ребята. Еще раз вам большое спасибо. Возьмите в благодарность за помощь эту волшебную коробку, открыть ее можно только на Земле.
Дети прощаются с Роботом.
Восп. Надеть скафандры!
Командир: Занять свои места.
Пристегните ремни. К взлёту готовы?
Экипаж: Готовы
Штурман: Запускаю двигатель, (музыка + видеоряд полёт космических кораблей.)
Командир. Чтобы веселее был наш путь, споем нашу любимую песню
Ваня: Приготовиться к перегрузкам заходим на посадку.
Командир: Нас все уже заждались. Разрешаю снять скафандры и покинуть
космический корабль.
Диспетчер. Здравствуйте, дорогие космонавты! Приветствую вас на родной планете?
Как прошел полет?
Командир. Полет прошел отлично.
Диспетчер. Я отмечаю смелость, выдержку, мужество космонавтов, слаженность, дисциплинированность, организованность работы всех служб космодрома. По решению государственной комиссии вручаю вам значки космонавтов. Выберите себе значок на красном фоне, если вам легко было выполнять все задания в космическом полете, на зеленом, если вы затруднялись при выполнении некоторых заданий, на синем – если вам было трудно.
Штурман. Давайте откроем коробку и посмотрим, что же нам передал робот — эколог.