Надежда Костицина
Библиотечный урок «Тайны старой сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица.
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
(Включается песня о Коньке-Горбунке
на рабочем столе)
Ребята, о какой сказке мы сейчас с вами будем говорить? Кто написал эту сказку?
Публикация «Библиотечный урок „Тайны старой сказки“» размещена в разделах
Книга «Конек-Горбунок» Петра Павловича Ершова – книга удивительной, почти легендарной судьбы. Веселая, полная выдумки и чудес сказка как-то незаметно для всех встала в ряд выдающихся явлений в литературе. Многие поколения россиян выросли на ней. Ее читали вашим бабушкам и дедушкам, мамам и папам, а теперь читаете и вы.
Написал эту сказку в стихах скромный юноша, уроженец деревни Безруково Ишимского района Тобольской губернии Павел Петрович Ершов. В марте этого года (2015) исполняется 200 лет со дня его рождения. СЛАЙД 1, 2,3,4
Все свое детство он провел с крестьянскими мальчишками. Ходил с ними в лес, бегал на речку, знал и любил животных.
Служба его отца была связана с разъездами, и он часто брал с собой сына. И у маленького Пети детство было связано с дорогой. Им приходилось ездить зимой на деревянных санях, где не было над головой крыши. Они часто останавливались на постоялых дворах, чтобы передохнуть и согреться. И здесь, находясь среди таких же путешественников, как и они сами, мальчик слушал рассказы и сказки и все запоминал.
Но вот подошло время учиться, и семья переезжает из затерянного села в большой сибирский город Тобольск. Большой город поразил мальчика – величественный Софийский собор, древний Кремль на горе, каменные дома, пристань и особенно городская ярмарка. Здесь мальчик поступил в Тобольскую гимназию. По воскресеньям в гимназии проходили литературные чтения – коллективные чтения русских и зарубежных авторов, гимназисты читали свои поэтические произведения. Возможно, эти литературные воскресенья пробудили поэтическое чувство у молодого гимназиста.
СЛАЙД 5,6.7
После окончания гимназии, отец добивается перевода в Санкт-Петербург, и семья переезжает туда, чтобы юноша продолжил обучение. Петр поступает в университет. СЛАЙД 8
Начинается студенческая жизнь. Иногда можно было увидеть на лекциях, как Петр вместо того, чтобы слушать преподавателя, увлеченно что-то пишет. Сам он постеснялся отнести рукопись в редакцию, а отдал ее своему преподавателю профессору словесности А. И. Плетневу.
И вот однажды профессор зашел в аудиторию к студентам и вместо того, чтобы начать читать лекцию начал читать сказку.
(Читаю начало сказки)
Дочитав произведение до конца, Плетнев сообщил, что автор этой сказки студент и сидит здесь в аудитории. Это Петр Ершов. Тогда ему было всего 19 лет.
Сказку Петр Ершов писал для взрослых, но читали ее и полюбили от мала до велика. Он стал известен в петербургском обществе, но слава его не испортила, он оставался таким же скромным юношей.
А вскоре произошла встреча с А. С. Пушкиным, уже тогда известным поэтом. О чем они тогда говорили никто не знал, но существует легенда, что Пушкину понравилась сказка Ершова, и он пообещал «содействовать в издании этой сказки с картинками и выпустить ее в свет по возможно низкой цене и в огромном количестве экземпляров».
После выхода четвертого издания Ершов написал: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливого ему пути» Слайд 9
Ребята! А вы прочитали эту сказку? Она вам понравилась?
1. Как вы думаете эта сказка литературная или народная? Литературная – потому что есть автор.
2. А почему сказка Ершова похожа на русскую народную?
(использование старинных русских слов, имена героев, «царь, царевна», добро побеждает зло, наличие зачина и концовки)
-волшебные предметы;
-традиционное начало; (чтение хором первые 4 строчки)
-три сына;
-обычная сказочная концовка о свадебном пире;
-присказки во 2 и 3 части ; (читают 2 уч-ся)
-повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не написать» …;
- борьба добра и зла;
3. Читая сказку, вы понимали, что она написана не вчера и не сегодня? Почему?
(употребление старинных русских слов)
Работа над произведением «Конёк – Горбунок»
-Назовите главного героя сказки. Слайд 10.
Далее в презентации слайды 11-14
Ребята, давайте поговорим о главном герое, который так полюбился и детям, и взрослым.
( Дети называют: добрый, честный, умны, бескорыстный, смекалистый, веселый, жизнерадостный, верный дружбе, добросовестный, скромный)
После показа слайдов.
Вот такой положительный герой, собирательный образ простодушного паренька, который смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам. Рядом с ним был верный друг, удивительное создание – Конек-горбунок.
Слайд 15.
Чему же учит сказка?
- победа сил добра и справедливости над силами зла и насилия;
- жадность ни к чему не приведет. Все, что желал царь – выполнял Иван, а это не справедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле;
- Иван же за свою доброту был награжден и стал царем и получил в жену Царь-девицу.
Итак, Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Прошло столько лет, а она остается любимой до сих пор.