Папки-передвижки

Библиотечный урок «Тайны старой сказки»

Надежда Костицина
Библиотечный урок «Тайны старой сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица.

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

(Включается песня о Коньке-Горбунке

на рабочем столе)

Ребята, о какой сказке мы сейчас с вами будем говорить? Кто написал эту сказку?

Публикация «Библиотечный урок „Тайны старой сказки“» размещена в разделах

Книга «Конек-Горбунок» Петра Павловича Ершова – книга удивительной, почти легендарной судьбы. Веселая, полная выдумки и чудес сказка как-то незаметно для всех встала в ряд выдающихся явлений в литературе. Многие поколения россиян выросли на ней. Ее читали вашим бабушкам и дедушкам, мамам и папам, а теперь читаете и вы.

Написал эту сказку в стихах скромный юноша, уроженец деревни Безруково Ишимского района Тобольской губернии Павел Петрович Ершов. В марте этого года (2015) исполняется 200 лет со дня его рождения. СЛАЙД 1, 2,3,4

Все свое детство он провел с крестьянскими мальчишками. Ходил с ними в лес, бегал на речку, знал и любил животных.

Служба его отца была связана с разъездами, и он часто брал с собой сына. И у маленького Пети детство было связано с дорогой. Им приходилось ездить зимой на деревянных санях, где не было над головой крыши. Они часто останавливались на постоялых дворах, чтобы передохнуть и согреться. И здесь, находясь среди таких же путешественников, как и они сами, мальчик слушал рассказы и сказки и все запоминал.

Но вот подошло время учиться, и семья переезжает из затерянного села в большой сибирский город Тобольск. Большой город поразил мальчика – величественный Софийский собор, древний Кремль на горе, каменные дома, пристань и особенно городская ярмарка. Здесь мальчик поступил в Тобольскую гимназию. По воскресеньям в гимназии проходили литературные чтения – коллективные чтения русских и зарубежных авторов, гимназисты читали свои поэтические произведения. Возможно, эти литературные воскресенья пробудили поэтическое чувство у молодого гимназиста.

СЛАЙД 5,6.7

После окончания гимназии, отец добивается перевода в Санкт-Петербург, и семья переезжает туда, чтобы юноша продолжил обучение. Петр поступает в университет. СЛАЙД 8

Начинается студенческая жизнь. Иногда можно было увидеть на лекциях, как Петр вместо того, чтобы слушать преподавателя, увлеченно что-то пишет. Сам он постеснялся отнести рукопись в редакцию, а отдал ее своему преподавателю профессору словесности А. И. Плетневу.

И вот однажды профессор зашел в аудиторию к студентам и вместо того, чтобы начать читать лекцию начал читать сказку.

(Читаю начало сказки)

Дочитав произведение до конца, Плетнев сообщил, что автор этой сказки студент и сидит здесь в аудитории. Это Петр Ершов. Тогда ему было всего 19 лет.

Сказку Петр Ершов писал для взрослых, но читали ее и полюбили от мала до велика. Он стал известен в петербургском обществе, но слава его не испортила, он оставался таким же скромным юношей.

А вскоре произошла встреча с А. С. Пушкиным, уже тогда известным поэтом. О чем они тогда говорили никто не знал, но существует легенда, что Пушкину понравилась сказка Ершова, и он пообещал «содействовать в издании этой сказки с картинками и выпустить ее в свет по возможно низкой цене и в огромном количестве экземпляров».

После выхода четвертого издания Ершов написал: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливого ему пути» Слайд 9

Ребята! А вы прочитали эту сказку? Она вам понравилась?

1. Как вы думаете эта сказка литературная или народная? Литературная – потому что есть автор.

2. А почему сказка Ершова похожа на русскую народную?

(использование старинных русских слов, имена героев, «царь, царевна», добро побеждает зло, наличие зачина и концовки)

-волшебные предметы;

-традиционное начало; (чтение хором первые 4 строчки)

-три сына;

-обычная сказочная концовка о свадебном пире;

-присказки во 2 и 3 части ; (читают 2 уч-ся)

-повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не написать» …;

- борьба добра и зла;

3. Читая сказку, вы понимали, что она написана не вчера и не сегодня? Почему?

(употребление старинных русских слов)

Работа над произведением «Конёк – Горбунок»

-Назовите главного героя сказки. Слайд 10.

Далее в презентации слайды 11-14

Ребята, давайте поговорим о главном герое, который так полюбился и детям, и взрослым.

( Дети называют: добрый, честный, умны, бескорыстный, смекалистый, веселый, жизнерадостный, верный дружбе, добросовестный, скромный)

После показа слайдов.

Вот такой положительный герой, собирательный образ простодушного паренька, который смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам. Рядом с ним был верный друг, удивительное создание – Конек-горбунок.

Слайд 15.

Чему же учит сказка?

- победа сил добра и справедливости над силами зла и насилия;

- жадность ни к чему не приведет. Все, что желал царь – выполнял Иван, а это не справедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле;

- Иван же за свою доброту был награжден и стал царем и получил в жену Царь-девицу.

Итак, Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Прошло столько лет, а она остается любимой до сих пор.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Библиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки!» для детей старшей группыБиблиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки!» для детей старшей группы Цель: Создание условий для знакомства детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В. В. Бианки. Задачи: Углубить знания детей о животном.

Видео-урок «Как слепить улитку». Поэтапный урок лепки №4Видео-урок «Как слепить улитку». Поэтапный урок лепки №4 Лепка – «Улиточная семейка» 3+ На нашем уроке по лепки – «Улиточная семейка» Вы научитесь: 1. Рисовать по цветному фону. 2. Лепить объёмные.

Сценарий интегрированного занятия для детей старшего возраста «Сказки старой бабушки»Сценарий интегрированного занятия для детей старшего возраста «Сказки старой бабушки» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «СКАЗКИ СТАРОЙ БАБУШКИ» ЦЕЛЬ – Формирование положительных эмоций на восприятие музыкальных.

Видео-урок «Хочу на море. Поэтапный урок рисования» Как нарисовать Море (поэтапный урок рисования № 3)Рисование сухой пастелью «Хочу на море» с детьми 5+ Много кто слышал слово - пастель,.

Видео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4Видео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4 Как нарисовать рыбку (поэтапный урок эксперимент № 4) Эксперимент – трансформация «Чудо-Юдо рыба» 5+На нашем уроке Вы научитесь: 1. Рисовать.

Видео-урок «Как сделать бобра из крафт пакета». Поэтапный урок эксперимент №6Видео-урок «Как сделать бобра из крафт пакета». Поэтапный урок эксперимент №6 Эксперимент- «Бобрята» 3+ Эксперимент с крафт пакетами Данный материал адресован, всем кто хочет научиться творчеству! А так же заботливым.

Видео-урок «Как слепить Осенний листочек. Поэтапный урок по пластилиновой живописи»Видео-урок «Как слепить Осенний листочек. Поэтапный урок по пластилиновой живописи» Как слепить Осенний листочек (поэтапный урок лепки № 6)Падают с веточки, золотые монеточки. (Листочки) Данный материал адресован,.

Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи» Как нарисовать сирень красками (поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками "Сирень" с детьми 3+ Данный материал адресован.

Видео-урок «Тортик для Лунтика. Поэтапный урок рисования» Как сделать Тортик для Лунтика (поэтапный урок эксперимент [ Эксперимент – «Тортик для Лунтика и его друзей» 3+Данный материал адресован.

Всероссийский Урок мира. Единый урок «Россия, устремленная в будущее» 1 сентября 2018 г. Единый урок на тему: «Россия, устремленная в будущее» Цель урока: формировать у детей чувства патриотизма,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Библиотечный урок «Тайны старой сказки»
Опубликовано: 16 марта 2020 в 08:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Библиотечный урок «Тайны старой сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Костицина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД