Грушевский Игорь Владимирович
Беседа с родителями школьников «В какие игры играют дети»
▼ Скачать + Заказать документы
В какие игры играют дети
Мы привыкли многие проблемы не замечать, делать вид, что этих проблем не существует [(эффект страуса)], или придерживаться определённого общественного мнения, потому что можно воскликнуть: «так все говорят и некоторые психологи тоже». Но некоторые психологи тоже люди и с тем же эффектом страуса.
Эффект страуса – модель поведения, при которой человек, подобно страусу, «прячет голову в песок». Срабатывает защитная реакция организма. Происходит избегание информации, которая может вызвать психологический дискомфорт – мы не хотим сталкиваться с тем, что может нас расстроить или напрячь. В дальнейшем такое поведение может привести к стрессу, к тревоге и рано или поздно человек возвращается к нулевой точке. И всё начинается по новому кругу – происходит зацикленность. Всё это чем-то напоминает синдром неофита.
Публикация «Беседа с родителями школьников „В какие игры играют дети“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игры для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Что такое рождение ребёнка? С одной стороны это радость для родителей, с другой – это чудо. А есть и третья сторона, философская – песочные часы жизни перевёрнуты и отсчёт пошёл.
Внутренний мир человека очень сложен. Мы привыкли полагаться на каки-то догмы, учения, чужое однобокое мнение. Но есть что-то такое, что порой не поддаётся простому или логическому объяснению. А ещё нам нравится судить за какие-то поступки, вешать ярлыки. А простить? Как-то тяжело простить. Да и как так? Просто взять и простить, ведь он / она / они сделали то-то и тогда-то. Не зря говорят, что не надо судить, чтобы тебя не осудили. А может просто надо попробовать понять, разобрать проблемы по полочкам. Просто поговорить. Завоевать доверие. И только тогда попробовать, осторожно, стараясь отнестись с пониманием к проблеме, попробовать помочь, если есть уверенность, что можно оказать помощь. Но главное ни в коем случае не давить: не должно быть никакой агрессии, злобы, насилия.
Мы постоянно твердим – телесные наказание недопустимы! И это правильно! Но на этом взгляд упирается в туман, а туман не стена, на его обратной стороне тоже есть мир со своими проблемами. И эти проблемы есть обратная сторона темы телесных наказаний детей.
Никогда не задумывались, а что сами дети думают про телесные наказания? Назовём их так называемой «Игрой». Сразу хочу разделить, есть насилие, а есть «Игра». Насилие — это вообще недопустимо, как и унижение, и оскорбления! Не при каких обстоятельствах! А «Игру» не запретишь – её запретить просто невозможно, хотим мы этого или нет.
Дети про телесные наказания могут вообще ничего не думать – им может быть всё равно, но играть в эту «Игру» будут. Играют в фантазиях. Играют наяву, как по одиночке, так друг с другом. А ещё в детских фантазиях есть мечта, чтобы к этой «Игре» присоединились родители. Но никто, никто из детей об этом не признается, не попросит своих родителей применить к ним «эту воспитательную меру». Им просто будет стыдно. Но желание останется. Пройдут годы и у большинства оно никуда не денется. Будет сидеть как не до конца затянувшийся рубец. И ныть, ныть, ныть…
На первый взгляд может показаться, что дети, которые играют в «Игру», это те, которые не испытывали на себе «ременное воздействие». Но это заблуждение, так как в «Игру» играют и те, кого дома «воспитывают». Парадокс? Вся наша жизнь – парадокс.
Какие инструменты используются в «Игре»? Разные. Чаще ладонь и розги. Любимое место «Игры» – кусты, просто дома или, ради дополнительного адреналина – в подъезде. Также любая игра на желание, где тот, кто проигрывает получает шлепки от друзей. В «Игру» играют дети разных стран и национальностей. К примеру, у польских детей распространено устраивать видео челленджи и шлёпать друг друга деревянной лопаткой. У восемнадцатилетних польских девушек особенно в почёте получить ремня от друзей на своё совершеннолетие. Китайские дети тоже не стоят в стороне и выпускают свои «творения», чаще у них так называемый селфспанкинг – порка самого себя. Селфспанк встречается и в России.
Но в этой «Игре», на первый взгляд может показаться, что случается насилие, но это уже к «Игре» не относится. Порядка тридцати лет назад группа девочек высекла розгами свою одноклассницу, просто так за то, что она выделялась, словно белая ворона, и была не как все. Девочкам это понравилось. Секли и потом, пригрозив, в случае отказа рассказать всем. Но это очень напоминает подростковые избиения и унижения, пусть там не розги (хотя в данном случае розги были самыми гуманными в руках девочек) в ход идут ноги и бьют по лицу, в грудь, снимают на видео и выкладывают в сеть. Одну девочку чуть не покалечили, прыгая по её грудной клетки. Другой случай произошёл в Казахстане, там несколько девочек лет девяти убили другую девочку, чуть помладше. Убили просто так… От таких новостей седеют волосы. Череда насилия в последние годы зашкаливает и это ужасно!
Читатель справедливо может спросить, а зачем детям эта «Игра»?
Причин несколько. И все они разные. Конечно, самое простое сказать, что раз «Игра» нравится, то «игроки» мазохисты. И да (реже) и нет (чаще).
«Игра» помогает справится со стрессом, снижает напряжение, даёт определённые стимулы [(типа допинга)], улучшает внутреннее состояние, вырабатывает эндорфин [(гормоном счастья и является названием гормона, который дает организму хорошее настроение)], выбрасывает адреналин.
Хорошо ли это? Сложный вопрос. Но факт – это явление существует!
Кому-то «Игра» нужна и во взрослой жизни, кому-то хватило «Игры» только в детстве и, вырастая, у него остаётся, либо приятным воспоминанием, либо постыдным эпизодом.
И ещё. Для чего человеку нужна боль? По мнению врачей и психологов это сигнал организма, что что-то не так. Надо что-то поменять, начать «лечение», а то боль будет продолжаться и это может кончится плачевно.
Так же у человека есть чувство самосохранения и дурные мысли: прыгнуть с моста, толкнуть друга, что-то стащить, кого-то побить. Сами по себе мысли не опасны, пришли – возьми и отмахнись от них.
Психологи на такие мысли оппоненту задают вопрос, что ты чувствуешь, когда приходит, к примеру, мысль о прыжке с моста? Ответ как правило будет таким, что человеку от этого становится неприятно и он вообще не собирался прыгать, только такая мысль его опечалила, почему она к нему пришла? Пришла и пришла – главное, она ему не приятна. Чувство сохранения работает.
То же самое, не бери чужое, за это можно получить срок. Кто-то хочет в тюрьму? Большинство нет. Тут тоже работает чувство самосохранения.
И ещё. Пару слов о боли. Возьмём «Игру». Шлепки / удары пониже спины вызывают так называемую волну, это как в опыте у Ломоносова со стульями, когда один стул ударяясь о второй передавал ему свою энергию. Человек не стул, и волна идёт назад. Закручивается некий энергетический «вихрь». Плюс мозг получает команду, что этой области нанесли, скажем так, определённый урон [(хотя это и грубое сравнение)], и он направляет определённые ресурсы на его восстановление. Скажем так, мозг переключается с головы на эту область. Кстати, есть выражение о том, что если голова не думает, то за неё работает то самое место. Эта поговорка не лишена смысла.
В девятнадцатом веке методы «Игры» использовали в медицине. И она помогала в лечении от разных заболеваний. В том месте, пониже спины, «как раз расположены рефлекторные зоны, преобразующие болевые сигналы в позитивную активность для всего организма».
Странно? Вся наша жизнь состоит из странностей и парадоксов. Но это факт!
Что стоит нам делать? Пусть каждый решает сам. Главное, чтобы не страдали дети. Главное, чтобы родители уделяли детям больше внимания, тепла и любви. Главное, чтобы родители воспитывали детей, прививали хороший вкус, приводили примеры, что такое хорошо и что такое плоха. Главное, чтобы родители вырастили из ребёнка настоящую личность. И ещё, чтобы попытались разглядеть и понять, если они есть, эти странные детские мысли.
«Вся наша жизнь – игра» …
Спасибо за внимание!