Шемчук Оксана Анатольевна
Беседа с родителями «Физическое воспитание детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте.
Нарушение речевой функции отрицательно влияет на состояние здоровья и развитие ведущих физиологических систем.
1. Особенности развития детей с нарушениями речи
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у данного контингента детей появляются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, нарушение осанки, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры, нарушение пространственных образов, координации движений, быстрая утомляемость, снижение функциональных возможностей организма.
Публикация «Беседа с родителями „Физическое воспитание детей с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
У детей с речевыми расстройствами, как правило, наблюдается целый комплекс отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дошкольники с нарушениями речи отстают от параметров здоровых сверстников.
Изучение двигательной сферы детей с ОНР показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, – на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений
Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий нет.
В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только двигательного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.
2. Основные задачи физического воспитания
Исходя из особенностей физического развития детей с нарушениями речи, целью физического воспитания являются: охрана и укрепление здоровья ребёнка средствами физического воспитания, направленного на преодоление недостатков физического развития.
Обследование показало, что дети с нарушением речи имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Следовательно, предметом особого внимания служит работа над осанкой, т. к. тяжелая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов) обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития. У этих детей снижена двигательная активность из-за нарушений общей и мелкой моторики, координации движений, равновесия.
Для детей с речевыми нарушениями автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
В начале занятия проводить упражнения на разгрузку позвоночника в и. п. – лежа на полу, фитболе. Игры и упражнения направлены на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета и укрепление сводов стопы. Освоению каждого упр. способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упр. в определенном ритме, координируя движения и речь. Использование ребенком подобных упр. со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп.
Особое внимание необходимо уделять дыхательным упр., учитывая, что наряду с работой над физиологическим дыханием, осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом.
Дыхательные упражнения проводятся без музыки. Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика должна выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Обучение проводиться под контролем педагога и по его показу. Для этого предлагаются дыхательные упр. в образном оформлении, чтобы детям были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны; выдоху – упр. в сгибании туловища вперед, приседании, сведение и опускание рук.
3. Подвижные игры для детей с нарушениями речи
Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции. Учитывая, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти, надо использовать упражнения на развитие «ручной умелости» и отводить им значительное место в процессе физического совершенствования.
Помощь детям с нарушением речи состоит из организации физкультурно - оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому на занятиях создается положительный эмоциональный фон, речь педагога плавная, певучая, спокойная. Целенаправленно создаются ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными. В результате проводимой работы и использования индивидуально – дифференцированного подхода у детей логопедических групп наблюдается положительная динамика:
-Вырабатываются навыки правильной осанки, укрепляется мышечный корсет;
-Происходит увеличение выносливости, силы мышц спины, брюшного пресса, увеличиваются показатели динамометрии;
-У детей логопатов повышается двигательная активность за счет снижения моторной напряженности, движения приобретают плавность, скоординированность, появляется моторная ловкость;
-У детей развивается образная речь как способ выражения отношения к миру и самовыражения.
4. Противопоказания к выполнению некоторых упражнений
Необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети с нарушением речи, как правило, относятся ко второй - третьей группам здоровья.
У многих из них есть противопоказания, обусловленные сопутствующими и вторичными заболеваниями, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями.