Ирина Жураковская
Конспект беседы с детьми старшей группы «Умей дружить, цени друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
образовательная: познакомить детей с понятием «дружба», раскрыть ее составляющие;
развивающая:формировать нравственные качества, содействовать формированию дружного коллектива;
воспитательная: воспитывать культуру общения детей друг с другом.
Оборудование:разрезанные буквы (Д Р У Ж Б А, солнышко с лучиками, аудиозапись мелодии песни «Друзья», гвозди, ромашки, сундук с историями, вырезанные ладошки, ватман, правила дружбы на лепестках.
Публикация «Конспект беседы с детьми старшей группы „Умей дружить, цени друга“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Форма проведения:интеллектуально-игровая программа.
Ход занятия.
Основная часть:
Наша беседа сегодня посвящена дружбе. Мы на занятии постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых еще не очень хорошо получается дружить.
Ребята, попробуйте из данных букв составить слово «Дружба». Что вам помогло быстро выполнить данное задание?
Притча «Гвозди».
Жил был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в забор каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течении следующих недель он старался сдерживаться и гвоздей стало меньше. Затем отец сказал вытаскивать по гвоздю каждый день. В заборе остались дыры. Отец сказал: «Сын, посмотри на забор, ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется. "
Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.
- Чему нас учит эта притча?
- Мы всегда должны помнить о том, что можем причинить боль друзьям, сделать им неприятно. Притча учит нас ценить своих друзей не наносить им раны, не обижать их. Мы должны уметь дружить, уметь ценить и уважать своих друзей. А чтобы уметь дружить, нам необходимо знать, какими качествами должен обладать настоящий друг. Именно так и называется наш классный час «Умей дружить!». Уметь дружить быть хорошими, верными друзьями мы будем учиться сегодня.
Игра «Качества для настоящего друга» (Открывается лист с нарисованным солнцем, в центре написано дружба.)
- Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
- Сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топаете ногами. В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять солнышко, которое будет светить нам на протяжении нашего занятия. У нашего солнышка нет лучиков, лучики лежат на столе.
1. честность
• враньё
2. доброта
3. верность
• грубость
4. взаимовыручка
• предательство
• драчливость
5. справедливость
• задиристость;
6. ответственность
7. сострадание.
- Вот каким вам представляется друг. Думаю эти качества можете и должны найти в себе, ведь вы тоже чьи-то друзья.
Интерактивная игра «Истории из сундука» (развивает речь, умение думать в заданном направлении).
Я принесла сегодня сундук, в котором много различных историй. Мы попробуем найти выход из них. Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций.
1 ситуация.
Коля в раздевалке вешал своё пальто, его случайно толкнул другой мальчик. Коля толкнул мальчика.
Обсуждение:
- Правильно ли поступил мальчик Коля?
- Как должен был повести себя другой мальчик?
- Как повели бы себя вы? (
- Как вы считаете поступил мальчик? (Плохо)
- Что он должен был сделать, чтобы избежать ссоры? (Извиниться)
- Что не должен был делать Коля? (Толкаться)
Надо быть вежливым и аккуратным, тогда сможем избежать ссоры.
2 ситуация.
Девочка вешала свою куртку в раздевалке, подружка случайно наступила ей на ногу и пошла дальше. Девочка обозвала подругу.
Обсуждение:
- Почему девочки поругались?
- Что должна была сказать подруга? (Извиниться)
- Что она сделала? (Пошла дальше)
- Как поступили бы вы?
- Что сделала девочка? (Обозвала)
- Что должна была сделать девочка? (Замечание)
- Что сделали бы вы?
Надо быть и аккуратным и вежливым, тогда сможем избежать ссоры.
3 ситуация
Девочке купили ролики, она пошла кататься. Подруга попросила дать покататься ей, но девочка отказала. Подруга обиделась и ушла.
Обсуждение:
- Почему девочки поругались?
- Как можно было избежать ссоры?
- Как вы думаете, если вещь принадлежит другому человеку, можно ли настаивать, чтобы её дали вам?
Не настаивай при отказе, уважай мнение других.
4 ситуация
Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Прокомментируйте ситуацию. Правильно ли сделали мальчики? Как бы поступили вы?
Не злись на друга. Уступай своим друзьям.
5 ситуация
Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
- Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?
Помогай своему другу, не груби, будь вежливым.
6 ситуация
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Будь честным.
7 ситуация.
Твой друг бегал по классу, смахнул с парты одноклассника тетради и другие вещи. Что ты сделаешь?
Не злись на друга, помоги ему.
8 ситуация
Твой друг говорит тебе : «Я плохо себя чувствую…». Что ты сделаешь?
Будь внимательным, помоги другу.
- Молодцы. Я вижу, что вы умеете дружить. Но всегда ли у друзей все гладко и хорошо? Могут ли друзья ссориться? (Ответы детей)
Вывод: Если друзья настоящие, они не ссорятся по пустякам, а если и поссорились, то обязательно помирятся.
-А теперь послушайте стихотворения о дружбе.
Если с другом разделил
Ты свои конфеты -
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет,
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты - культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже. Кучеров В.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука,
В трудный час обязательно выручит.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся,
Если дружбой – всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
Мы открыли правила дружбы. Как мы должны общаться с друзьями?
Не ссорится
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить – быть вежливым
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
3. Заключительная часть.
Рефлексия «Венок дружбы» (Заранее с детьми готовятся из цветной бумаги ладошки, и каждый из учащихся приклеивает свою ладошку и говорит свои мысли. В итоге, получается венок дружбы из ладошек детей.)
Дружба – это…
В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год.
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Заключительная часть:
Во многих детских песнях поётся о дружбе. После ваших рассуждений у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами спеть. А вам? Песня «Друзья».