Ольга Сальникова
Беседа с детьми подготовительной группы «Кто это — мордва?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и уточнить представления детей о республике Мордовия и её коренных жителях.
Задачи: - познакомить детей с историей мордовского народа;
- воспитывать чувство национальной гордости и достоинства у детей;
- воспитывать чувство уважения к традициям мордовского народа;
- воспитывать у детей интерес и любовь к своей малой Родине.
Материал: картинки с символикой Мордовии, фотографии древней мордвы, картинки с изображениями национальных костюмов, карта России.
Публикация «Беседа с детьми подготовительной группы „Кто это — мордва?“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. На ней находится карта России. Как вы думаете, что это за разноцвет-ные пятна на ней разных размеров? (Рассуждения детей).
Воспитатель: Так обозначены страны, которые входят в со-став России. А вот это пятно – это наша с вами малая роди-на. Как она называется?
Дети: Мордовия.
Воспитатель: Да, конечно же, мы с вами живём в Мордовии. И, наверное, вы не раз слышали слово мордва. Что же означает это слово? (Ответы детей).
Воспитатель: Очень давно «мордвой» называли племена, которые селились возле рек Мокша и Сура. (Демонстрация фотографий древней мордвы). Через некоторое время эти племена вошли в состав Руси. А мы с вами уже знаем, что Русь – наша Россия в давние времена. Итак, «мордва» - это коренные жители Мордовии. Существует два мордовских языка – мокша и эрзя.
Давайте внимательно рассмотрим герб республики Мордовия. (Рассматривание символики Мордовии). Мы видим золотые колосья пшеницы, ведь в нашей стране развито сельское хозяйство. На щите в центре изображена лиса. Это означает, что в лесах водится много зверей.
Флаг Мордовии – три полосы. Полоса тёмно-красного цвета означает «жизнь», белая полоса – «духовная чистота», в центре её – розетка – символ солнца. Тёмно-синяя полоса – «земля, напоённая водой».
У мордвы есть свой национальный костюм. Он украшен неповторимым мордовским орнаментом. (Демонстрация картинок с костюмами и элементами мордовского орнамента). Давайте поиграем с вами в игру «Кто первый на-зовёт элемент орнамента» (воспитатель поднимает картинки с элементами мордовского орнамента, а дети говорят его название: розетка, ромб, крест и т. д.).
Воспитатель: Среди «мордвы» есть очень много учёных, писателей, актёров, скульпторов, певцов. Многие из них известны во всём мире. Например, многие из вас бывали в музее имени Степана Эрзи. Его скульптуры из дерева, мрамора, цемента, металла известны во всём мире.
Физкультминутка по желанию детей.
Воспитатель: Ребята, а как называется столица Мордовии?
Дети: Саранск.
Воспитатель: Правильно. А хорошо ли вы знаете свой род-ной город?
Дети: Да. Воспитатель: Мы это проверим в игре «Назови достопримечательности Саранска» (воспитатель показывает открытки с достопримечательностями, а дети их называют).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы неплохо знаете свой го-род. В конце нашей беседы хочу прочитать вам стихотворение А. Норкина. (Чтение стихотворения «Мордовия моя»).
Автор с большой любовью и уважением пишет о своей Ро-дине. Надеюсь, что и вы будете гордиться тем, что живёте в такой прекрасной стране и среди замечательного народа который называется «мордва».
А теперь давайте закрепим полученные в беседе знания и разгадаем кроссворд.
1. Республика, в которой мы живём.
2. Столица республики Мордовия.
3. Река, протекающая в Мордовии.
4. Коренные жители Мордовии.
5. Мордва делятся на «эрзя» и … .
6. Великий скульптор Мордовии.
Воспитатель: Ребята, о ком и о чём была наша беседа? (Ответы детей). Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).