Елена Пислегина
Беседа по картине «Опять двойка»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, ребята. На наше занятие пришли гости, они хотят увидеть: чему вы научились, как умеете отвечать.
Сегодня мы с вами на занятии вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Федором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой мы будем работать, очень интересна тем, что на месте ее главного героя может оказаться любой из вас. Посмотрите внимательно на репродукции картин известного русского художника Федора Решетникова. Прочитайте названия: «Достали языка», «Прибыл на каникулы», «Мальчишки», «Опять двойка».
Публикация «Беседа по картине „Опять двойка“» размещена в разделах
-Кто герои этих картин?
(Герои этих картин дети)
-Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего занятия?
(Мы будем описывать картину)
-Верно, мы будем учиться беседовать по картине. Чтобы узнать, по какой именно картине мы будем с вами работать, необходимо расставить буквы по порядку. (игровой момент)
Давайте вспомним какие словарные слова, по данной теме, вы уже знаете.
Картина (от русского «карта») – произведение живописи в красках.
Репродукция (лат.) – воспроизведенный посредством печати рисунок или картина.
-«Опять двойка», правильно! Эту картину написал Ф. П. Решетников, к этому занятию Демченко Дима Подготовил историческую справку.
Родился Федор Павлович в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано появился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал сам.
Четырнадцатилетним мальчиком Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – все это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвященных Арктике.
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым.
-Во время войны он неожиданно открыл для себя детскую тему. Приехав из Севастополя в Москву, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный Черномерец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. На роль «фашиста», естественно, идти никто не хотел. На это удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Им здорово попадало, потому что ребята входили в роль и крепко поколачивали «фрицев». Художника этот сюжет заинтересовал.
Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг: о победе. Решетников словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим подъемом он взялся за работу и написал «Достали» «языка»».
Федор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные. Все вместе шли домой, и ребята так бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них приходит домой и докладывает деду, кадровому военному, по всей форме: «Прибыл на каникулы!». Паренек – уже маленький солдат, видно, как он этим гордится. Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит навытяжку. Соотнесение двух фигур – старого и малого – раздвинуло рамки прошлого и будущего, придало сцене полушутливый характер. Вместе с тем картина серьезна. В суворовские училища брали тогда мальчишек, чьи родители погибли на фронте.
История создания картины «Опять двойка»
Картина «Опять двойка» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказывали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».
Чтение письма.
Ребята, смотрите, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.
Дорогие ребята!
Мне известно, что на одной из ваших занятий вы будете обсуждать содержание картины «Опять двойка».
Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас еще многое сделать (в меру своих сил и возможностей, конечно).
Вообще обсуждение художественных произведений принесет вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художника, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение «Опять двойки» - на пятерку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учебе!
Ф. Решетников
-Давайте внимательно посмотрим на картину Федора Павловича Решетникова «Опять двойка» (молчаливое рассматривание)
-Расскажите, что изображено на картине?
(Мальчик с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки; верный пес, ласково бросившийся к хозяину; сидит у стола мама, братишка на велосипеде; сестренка, часы на стене, дверь, большая комната, окно)
Беседа по вопросам. Анализ картины.
-Что изображено на переднем плане картины?
(На переднем плане одетый мальчик с виноватым видом, к нему ластится собака, которая очень радуется его приходу домой)
-Опишите внешний вид мальчика, его позу, выражение лица.
(Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных, чувствует себя виноватым, в руках держит портфель, из которого выглядывают коньки)
-О чем говорит его «бывалый» портфель? Как вы понимаете значения слова «бывалый» (словарное слово, работа со словарем?
(В руках мальчик держит потертый, рваный портфель, скорее всего зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом, замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечевкой, из портфеля предательски торчат коньки)
-Каков приблизительно возраст ученика?
(Мальчику примерно 10-11 лет)
-Если учесть, что картина была написана в 1952 году, то в каком приблизительно году родился мальчик?
(в 1941-1942 годах)
-Говорят ли вам о чем-нибудь эти годы?
(период Великой Отечественной войны)
-Что вы знаете о войне?
Великая Отечественная война коснулась каждой семьи в стране. Голод, холод, ежедневные бомбежки, отсутствие воды и канализации, тепла и электричества – вот те испытания, которые выпали на семьи в этот период.
ВОВ принесла очень много жертв. Ушли на фронт и не вернулись многие отцы, матери и сыновья, а сколько человек погибло в тылу!
Детей, живших в этот период, поглотила война и послевоенная разруха и голод. Во время этого ужасного голода норма была такой: завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. В это время никто не сидел, сложа руки. В старшие горестные годы ВОВ дети взрослели быстро. В тяжкое для страны время они уже понимали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа, стараясь ни в чем не уступать взрослым, порою даже рискуя жизнью. Дети, которые еще совсем недавно были беспечны, простодушны, оказывались втянутыми по горло в войну. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на станках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
-Легко ли было жить детям в военный и послевоенный период?
(Им было очень тяжело)
-Почему же мальчик чувствует себя виноватым?
(школьник получил двойку)
-Первый ли раз такое произошло?
(название картины говорит о том, что такое происходит часто)
-Как вы думаете, почему это происходит?
()
-Почему собака радуется приходу домой своего хозяина?
(Собака очень любит его, для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка, собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам)
-Что изложено на заднем плане?
(мама, старшая сестра, младший брат, интерьер дома)
-Что такое интерьер (словарное слово?
(зачитывание определение учащимся, который работал дома со словарем)
-Чем отличается девочка-школьница от современных учениц?
(галстук, школьная форма, портфель)
-А какие школьники носили красные галстуки?
(пионеры)
-А кто такие пионеры нам расскажет Степанов Алексей.
Пионер – это первый в чем-то, первопроходец. В послевоенные годы появились образы Пионеров-героев-школьников, которые отважно сражались с фашистами. Образы пионеров-героев активно использовались как примеры высокой морали и нравственности.
-Каких пионеров-героев вы знаете?
(Зина Портная, Володя Дубинин, Марат Казей)
-Каждый пионер послевоенного времени хотел стать настоящим пионером, полезным своей Родине. «Пионер всем пример!» - главный девиз каждого школьника. И герой нашей картины тоже пионер.
-Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой?
(Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына, столько проблем у матери, да еще и сын ее подводит)
-Каково отношение к мальчику младшего братишки?
(Он катается на велосипеде, да посмеивается над двоечником, думает, что когда вырастет, то обязательно домой будет приносить только пятерки)
-Как вы думаете, в послевоенное время легко ли было купить ребенку велосипед?
(нет, период был тяжелый, несмотря на то, что после войны уже прошло около 7 лет)
-А как ты узнал, что прошло 7 лет?
(Я от 1952 года, когда была написана картина, вычел 1945 год, окончание войны, и у меня получилось 7)
-О чем говорит наличие велосипеда в семье?
(Мама очень старается для своих детей, старается сделать все возможное, чтобы дети ни в чем не нуждались)
-А теперь внимательно посмотрите на сестру. Что выражает взгляд и поза сестра? Как вы думаете, как она учится?
(Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной, чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично, сейчас она повторяет уроки, собирается в школу, ее портфель новый, не потрепанный, как у мальчика)
-Почему сестра с таким упреком смотрит на брата?
(Стесняется его, ведь он совсем не соответствует образу пионера, к которому стремиться в это время каждый школьник)
-Есть ли у мальчика возможность учиться?
( Условия есть: в комнате мы видим стол, левее – письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта, сестра уйдет во вторую смену учиться, мама занята домашними делами, скорее всего, сделает все возможное, для того, чтобы мальчику во время подготовки домашнего задания ни кто не мешал)
-А у вас, дети, сейчас есть условия для хорошей жизни и учебы?
(У нас светлые классы, где мы узнаем много нового)
(Игровая для провождения досуга, в игровой у нас есть телевизор, компьютер, настольные игры)
(Большая уютная и теплая спальня)
-А кому мы обязаны всем этим?
(Губернатору Краснодарского края Александру Николаевичу Ткачеву и министерству социального развития)
Александр Николаевич большой вклад внес в развитие нашего края. Он любит и заботится о всех детях Кубани.
-Вернемся к картине. Какова основная мысль картины?
(Очень стыдно приносить домой двойки)
-Раскрытию замысла художника помогают и краски. Какое соотношение цветов на картине?
(Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он раскрывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье, это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета)
Давайте составим небольшой рассказ по этой картине, возьмете конверты со словами. Постройте предложения, расставив слова в правильном порядке.
Держит, руках, портфель, в, потертый, мальчик, рваный.
Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.
Велосипед, на, смеется, братишка, маленький.
С, смотрит, осуждением, мама, переживает, очень, сына, за.
Речь, хорошую, слушать, и, хорошо.
-Давайте подумаем, в какой последовательности мы расставим эти предложения?
-Найдите лишнее предложение, объясните, почему исключаете?
(Пословица «Хорошую речь хорошо и слушать» - не относится к нашей теме)
Назовите пословицы, которые знаете, и которые подойдут к данному произведению.
Сделал дело – гуляй смело.
С умным разговориться, что меду напиться.
Хороша книга, да чтец плох.
Без труда не вытянешь и рыбку из труда.
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Делу время, потехи час.
-Вот и подошло к концу наше занятие. А сейчас скажите мне, чем мы с вами занимались на занятии?
(Мы беседовали по картине, знакомились с живопись)
-Какую картину мы сегодня рассматривали?
(Картину «Опять двойка»)
-Кто ее написал?
(Ее написал Федор Павлович Решетников)
-Когда он родился?
(Он родился в 1906 году)
-Когда он умер?
(Он умер в 1988 году)
-Сколько он прожил?
(Он прожил 82 года)
-Что нового вы узнали? С какими словами познакомились?
(Мы узнали о жизни великого художника Ф. П. Решетникова, познакомились с его картинами, вспомнили о жизни детей в годы ВОВ, вспомнили о пионерах; бывалый, интерьер)
-Какие у вас чувства вызывает картина «Опять двойка»?
(Сожаление и обиду за маму, которая заботится о благополучии своих детей, воспитывая их одна, а сын в очередной раз огорчает ее получив еще одну двойку)
Сейчас ребята вы живете в другое время. Вы не знаете нужды. Обуты и одеты по сезону, спите в теплых спальнях.
Здесь заменяют вам мать люди, которые о вас заботятся. И поэтому вы должны быть благодарны тем людям, которые в 5 утра приходят, чтобы накормить вас, людей, которые вас утром поднимают, учат вас только хорошему. Одним словом всем, кто о вас заботится и оберегает.