Лучший педагог года

Конспект беседы «Народные игры Липецкого края»

Наталья Леонова
Конспект беседы «Народные игры Липецкого края»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Продолжать знакомить детей с культурой, традициями русского народа и формировать здоровый образ жизни.

Задачи:

Образовательные - расширять представления детей о традициях и обычаях народ Липецкого края.

Коррекционные - формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками, играми;

Публикация «Конспект беседы „Народные игры Липецкого края“» размещена в разделах

-развивать двигательную активность и физические качества, способствуя формированию ЗОЖ.

Воспитательные – воспитывать доброжелательность между детьми, обучая их регулировать выражение своих эмоций во время подвижных игр на улице.

Ход беседы

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята!

- Ребята, вы любите играть? (ответ детей)

- А какие игры у вас самые любимые? (ответ детей)

- Замечательно!

- Ребята, как вы думаете, что же обозначает слово игра?

Русский писатель Владимир Иванович Даль составил и записал

«Толковый словарь живого великорусского языка». В нем он дал такое объяснение слову «игра».

«Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

История появления.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Мальчишки и девчонки водили хороводы, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ.

Для чего были нужны хороводы: познакомить, свести незнакомых людей, дать им показать себя: молодцам – показать себя удальцом ( например: присядка с выбрасыванием ноги в сторону – не просто танцевальное движение, а обязательно надо было задеть ногой соседа, мол, вот я каков, тебе ли со мной тягаться). А девицы показывали свою стать, скромность, свои умения.

И поскольку игры - это всегда коллективное действие, то играющие учились согласовывать свои действия с действиями окружающих, т. е. возникало чувство общности, коллектива.

В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. Для выбора водящего используют считалки, скороговорки.

- Ребята, а какие вы знаете считалки? (ответ детей)

Русские народные считалки :

«Тили – тели»,

- Птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть.

Вдруг сорока прилетела

И тебе водить велела.

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним на чай притопал вдруг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь и восемь,

Паука мы вон попросим:

- К нам обжора не ходи.

Ну а ты, дружок, води.

-Ребята, сегодня мы поиграем с вами в народную подвижную игру «Горелки». Это старинная игра, в неё играли еще ваши прабабушки и прадедушки. И вы уже знакомы с этой игрой.

-Я напомню правила игры : В игре участвует нечетное количество детей. Дети стоят в парах, а водящий «горельщик» стоит спиной к детям впереди всех.

Дети произносят слова:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят

Раз, два, три беги!

И последняя пара, разъединив руки, бегут с обеих сторон и должны перед водящим соединиться (т. е. взяться за руки, пока водящий не поймал кого-нибудь из пары). В том случае, если водящий поймал кого-нибудь, то водящим становится оставшийся из пары, а появившаяся пара становится в колонну и игра продолжается.

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Собери солнышко».

- На доске у меня прикреплено доброе веселое солнышко, которое обозначает игру. Я задаю вам вопрос, если вы отвечаете верно, то прикрепляем лучик к нашему солнышку, если нет, крепим его в угол доски. Я буду показывать вам лучики с качествами, а вы будете мне говорить - верно или неверно. Итак, я задаю вопрос:

- Какие качества нам нужны для игры? (ответы детей)

- А сейчас, я вам предлагаю поиграть вам в подвижную игру «Гуси- лебеди».

Выберем ведущего с помощью считалки и послушаем правила игры.

Ведущий заводит диалог с «гусями» :

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Так летите же домой!

- Нам нельзя:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

- Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».

Воспитатель:

- Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. На лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью, удальству.

Теперь вы знаете, что игры бывают зимние и летние.

Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными куколками из ниток Мартиничками. Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – Мартинички. Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. Мартиничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого маленькие куколки-обереги дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия до дня весеннего равноденствия, когда день становится равным ночи.

Воспитатель: - Игры на Руси всегда считались забавой, наши предки придавали им огромное воспитательное значение, потому что, в игре ребенок познает мир, взаимоотношения между сверстниками, отношения между старшими и младшими, учится выполнять правила, подчиняться им.

В Липецком крае были свои народные игры. Информацию о народных играх собрал и систематизировал клуб исторической реконструкции «Северный Берег».

- Ребята, в Липецке ежегодно проходит региональный чемпионат по традиционным русским играм «Кубарь» (так на Руси называли деревянный волчок, который крутится, если его подстегивать кнутиком). Познакомиться с народными забавами и попробовать свои силы в игрищах собираются команды из областного центра и районов. Участники играют в пять игр. Две из них командные: лапта и клюшкование. И три зачетные: шашки, конек, свайка. Этот чемпионат - отличный способ познакомиться с традициями наших предков. Оказывается, они умели не только хорошо работать, но и отдыхать. Желаю всем заразиться любовью к этим забавам, и сейчас я вас познакомлю с этими играми.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, я вас приглашаю, поиграть. Игра называется «Золотые ворота» В этой игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи, идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. А «ворота» в это время произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».

Дети играют.

Воспитатель:

- Мир детства не может быть без игры. Игра в вашей жизни – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт вас по жизни.

Русские народные игры помогают вам гармонично развиваться и физически совершенствоваться.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 летКонспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.

Конспект беседы «Народные традиции. Татьянин день» для старшего дошкольного возраста Татьянин день- народные традиции 25 января,замечательный праздник - Татьянин день! И как любой другой праздник,Татьянин день,тоже имеет.

Конспект игры-беседы «Наши руки»Конспект игры-беседы «Наши руки» Цель : Дать понятие о важности человеческих рук, их назначении. Формировать привычку ухаживать за собой Воспитывать осознанное отношение.

Конспект физкультурного развлечения для старшего дошкольного возраста «Игры Красноярского края»Конспект физкультурного развлечения для старшего дошкольного возраста «Игры Красноярского края» Физкультурное развлечение проводится в начале зимы. Цель: в игровой форме закрепить знания детей о малой родине - Красноярском крае Задачи:.

Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка»Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка» Цель: Знакомство с промыслами Липецкого края. Задачи: Закрепить представления о разнообразии романовской игрушки; Формировать умение лепить.

Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. НеменскогоЛепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы «Народные игры Липецкого края»
Опубликовано: 7 августа 2024 в 12:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы «Народные игры Липецкого края»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД