Наталья Леонова
Конспект беседы «Народные игры Липецкого края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с культурой, традициями русского народа и формировать здоровый образ жизни.
Задачи:
Образовательные - расширять представления детей о традициях и обычаях народ Липецкого края.
Коррекционные - формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками, играми;
Публикация «Конспект беседы „Народные игры Липецкого края“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Липецкая область, город Липецк
- Народная культура, фольклор
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
-развивать двигательную активность и физические качества, способствуя формированию ЗОЖ.
Воспитательные – воспитывать доброжелательность между детьми, обучая их регулировать выражение своих эмоций во время подвижных игр на улице.
Ход беседы
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята, вы любите играть? (ответ детей)
- А какие игры у вас самые любимые? (ответ детей)
- Замечательно!
- Ребята, как вы думаете, что же обозначает слово игра?
Русский писатель Владимир Иванович Даль составил и записал
«Толковый словарь живого великорусского языка». В нем он дал такое объяснение слову «игра».
«Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».
История появления.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Мальчишки и девчонки водили хороводы, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.
В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ.
Для чего были нужны хороводы: познакомить, свести незнакомых людей, дать им показать себя: молодцам – показать себя удальцом ( например: присядка с выбрасыванием ноги в сторону – не просто танцевальное движение, а обязательно надо было задеть ногой соседа, мол, вот я каков, тебе ли со мной тягаться). А девицы показывали свою стать, скромность, свои умения.
И поскольку игры - это всегда коллективное действие, то играющие учились согласовывать свои действия с действиями окружающих, т. е. возникало чувство общности, коллектива.
В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. Для выбора водящего используют считалки, скороговорки.
- Ребята, а какие вы знаете считалки? (ответ детей)
Русские народные считалки :
«Тили – тели»,
- Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела.
Раз, два, три, четыре,
Жили мушки на квартире.
К ним на чай притопал вдруг
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь и восемь,
Паука мы вон попросим:
- К нам обжора не ходи.
Ну а ты, дружок, води.
-Ребята, сегодня мы поиграем с вами в народную подвижную игру «Горелки». Это старинная игра, в неё играли еще ваши прабабушки и прадедушки. И вы уже знакомы с этой игрой.
-Я напомню правила игры : В игре участвует нечетное количество детей. Дети стоят в парах, а водящий «горельщик» стоит спиной к детям впереди всех.
Дети произносят слова:
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят
Раз, два, три беги!
И последняя пара, разъединив руки, бегут с обеих сторон и должны перед водящим соединиться (т. е. взяться за руки, пока водящий не поймал кого-нибудь из пары). В том случае, если водящий поймал кого-нибудь, то водящим становится оставшийся из пары, а появившаяся пара становится в колонну и игра продолжается.
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Собери солнышко».
- На доске у меня прикреплено доброе веселое солнышко, которое обозначает игру. Я задаю вам вопрос, если вы отвечаете верно, то прикрепляем лучик к нашему солнышку, если нет, крепим его в угол доски. Я буду показывать вам лучики с качествами, а вы будете мне говорить - верно или неверно. Итак, я задаю вопрос:
- Какие качества нам нужны для игры? (ответы детей)
- А сейчас, я вам предлагаю поиграть вам в подвижную игру «Гуси- лебеди».
Выберем ведущего с помощью считалки и послушаем правила игры.
Ведущий заводит диалог с «гусями» :
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».
Воспитатель:
- Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. На лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью, удальству.
Теперь вы знаете, что игры бывают зимние и летние.
Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными куколками из ниток Мартиничками. Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – Мартинички. Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. Мартиничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого маленькие куколки-обереги дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия до дня весеннего равноденствия, когда день становится равным ночи.
Воспитатель: - Игры на Руси всегда считались забавой, наши предки придавали им огромное воспитательное значение, потому что, в игре ребенок познает мир, взаимоотношения между сверстниками, отношения между старшими и младшими, учится выполнять правила, подчиняться им.
В Липецком крае были свои народные игры. Информацию о народных играх собрал и систематизировал клуб исторической реконструкции «Северный Берег».
- Ребята, в Липецке ежегодно проходит региональный чемпионат по традиционным русским играм «Кубарь» (так на Руси называли деревянный волчок, который крутится, если его подстегивать кнутиком). Познакомиться с народными забавами и попробовать свои силы в игрищах собираются команды из областного центра и районов. Участники играют в пять игр. Две из них командные: лапта и клюшкование. И три зачетные: шашки, конек, свайка. Этот чемпионат - отличный способ познакомиться с традициями наших предков. Оказывается, они умели не только хорошо работать, но и отдыхать. Желаю всем заразиться любовью к этим забавам, и сейчас я вас познакомлю с этими играми.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, я вас приглашаю, поиграть. Игра называется «Золотые ворота» В этой игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи, идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. А «ворота» в это время произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».
Дети играют.
Воспитатель:
- Мир детства не может быть без игры. Игра в вашей жизни – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт вас по жизни.
Русские народные игры помогают вам гармонично развиваться и физически совершенствоваться.