Ольга Дейнекина
Беседа «Моя семья» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «Моя семья».
Коли семья вместе, то и душа на месте.
Русская пословица.
Цель. Определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.
Задачи:
Образовательные: Расширить детей знания о семье как социальной единице.
Развивающие: Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Публикация «Беседа „Моя семья“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своим родным
Оборудование: проектор, выставка книг, семейные фотографии.
Понятия урока: семья, функции семьи, семейные роли, ценность семьи.
Ход беседы.
1. Педагог. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о семье. В словаре Ожегова слово «семья» объясняется как «. группа живущих вместе близких родственников».
(«Семья – это группа живущих вместе близких родственников» - на доске).
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то им малышей растить,
Все предчувствовать и пережить,
И побывать и в «стариках» и в «предках».
Э. Асадов.
2. Историческая справка.
Педагог. Семья возникла очень давно, еще во времена неолита. Конечно, она была совсем не похожа на современную. Человечество к этому времени уже осело на одном месте, и у него появился дом. Каждая цивилизация вносила свои коррективы в понятие «семья». Многие семейные ритуалы, известные нам сегодня, берут начало в древности. В Древнем Риме семьи часто устраивали семейные обеды, когда за большим столом собиралась вся фамилия: отец, мать, их дети и их семьи. На Руси семью издавна берегли и почитали. Семейное воспитание корнями уходит в христианство. В «Поучении Владимира Мономаха» говорится: «Старых чти как отца и мать, а молодых как братьев».
Слово «семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением семьи. Латинское слово «фамилия» – «общее имя для членов семьи». Семья бывает :
• Полная (2 родителя)
• Неполная (1 родитель)
• Простая (одно поколение)
• Сложная (несколько поколений)
• Авторитарная (господство одного из супругов)
• Эгалитарная (равенство супругов)
Задания:
– Вспомните семьи из истории и литературы ( 2 команды: кто больше)
Конкурс загадок.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый (папа)
Кто стирает, гладит, шьёт.
Колыбельные поёт?
Кто нас лечит от простуды?
Кто начальник всей посуды?
Чашек, ложек и кастрюль,
Щёток, тряпок и пилюль.
Кто нас будит утром рано?
Ну, конечно, это (мама)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша (бабушка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка -
Моя старшая. (сестренка)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне (дядя)
Я рад ему, и он мне рад,
В один мы ходим детский сад,
У нас родители - одни,
Один любимый круг родни,
Одни игрушки, самокат.
Всё потому, что он мой. (брат)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый. (дед)
Каждый человек стремится создать свою семью, а какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной,– покажет время.
Педагог. А какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?
(по цепочке – одно – два слова). Вот примеры: любовь, забота, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, единое целое, мир, покой, тепло, очаг, своя история, дом, род, династия.
4. Отношение семье.
Педагог. Какие отношения бывают в семьях? В вашей семье (Ответы детей)
Создать семью нелегко, а сохранить – еще труднее. Конфликты неизбежны. Как их нужно разрешать?
Работа в парах.
Выработайте правила общения между людьми, играющими данные семейные роли: «ребенок – родитель», «муж – жена», «бабушки, дедушки – внуки», «старший – младший».
Игра «Радость или огорчение»
Педагог. Мы уже говорили об отношениях в семье. А как вы заботитесь о своих близких? Ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.
Перед вами красные и синие сердечки. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (синий? Сейчас я вам раздам сердечки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью сердечка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
- Вы съели на завтрак всю кашу;
- Разбросали по комнате вещи;
- Помогли маме помыть посуду, убрать в комнате ;
- Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;
- получили плохую оценку;
- выучили все уроки;
- поиграли с младшим братом;
- перед сном пожелали всем «спокойной ночи».
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
4. Конкурс «Угадай пословицу».
1 слайд
(За каждый правильный ответ команды получают сердечки)
5. Педагог. Молодцы, ребята. А вот еще поговорки о семье.
2 слайд
Педагог. Чтобы в семье царили мир и согласие, нужно соблюдать законы семьи.
Слайд на экране с законами семьи :
• Уважение к каждому члену семьи.
• Помощь друг другу, взаимопонимание.
• Любовь.
– Законы должны устраивать каждого, а не ущемлять права отдельных ее членов. Следующий слайд «Заповеди семьи» :
• Храни честь семьи
• Дари близким радость
• Будь внимательным и чутким к своим близким.
3. слайд «Традиции русских семей»
• Собираться всей семьей в родительском доме в праздники,
а также отмечать семейные праздники;
• Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• Приглашать гостей и собирать застолье с играми, шутками;
• Собирать и хранить семейные фотографии;
• Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы
старины и как память о родных и близких, как талисман;
• Представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т. д.
Педагог.
- Какие традиции есть в ваших семьях?
- Какие традиции вы хотели бы перенести в свою семью?
6. Учащийся. «Реликвии моей семьи»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно вчетвером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой ласковой земле!
Педагог. Перед вами, ребята, лежат заготовки цветов, рамочек и листиков, сделайте открытку в виде семейного дерева, используя эти заготовки и фотографии членов своих семей. (дети изготовляют открытки)
7. Итог мероприятия.
8. Рефлексия
– Прикрепите сердечки рядом с теми понятиями, которые вам ближе всего:
• Семья – это самое главное в жизни человека.
• Семья – это дом, крепость, тыл.
• Семья – это моя гордость.