Тамара Карнаухова
Конспект беседы «Кто такой Дед Мороз и Кыш Бабай. Чем похожи и чем отличаются», «Что такое Новый год и Яңы Йыл»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширять представления о праздновании Нового года народами, населяющими Южный Урал: русские и башкиры.
Задачи:
1. Познакомить детей с башкирским Дедом Морозом – Кыш Бабаем; с названием башкирского Нового года - Яны Йыл, а так же с помощниками Кыш Бабая;
2. Упражнять сравнивать традиции народов, проживающих на Южном Урале;
3. Закреплять знания о народных костюмах;
4. Воспитывать уважение к другим народам.
Ход беседы :
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (Зима)
Публикация «Конспект беседы „Кто такой Дед Мороз и Кыш Бабай, Чем похожи и чем отличаются“, „Что такое Новый год и Яңы Йыл“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дед Мороз
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Конспекты занятий
- Темочки
- К какому празднику мы готовимся? (К Новому году)
- Назовите главных героев праздника? (Дед Мороз и Снегурочка)
- Кто такой Дед Мороз? (Дед Мороз – добрый волшебник, он главный в зимнем лесу, создающий нам праздник. Дед Мороз живёт в лесу, он дружит с лесными зверями и птицами, получает от нас почту, с удовольствием читает её и спешит исполнить желания хороших и послушных детей и их родителей.)
- Как вы думаете, ко всем ли народам Южного Урала приходит Дед Мороз? (Нет).
- Вы бы хотели отправиться на Новогодний праздник к ребятам из республики Башкортостан и посмотреть, кто же на Новогодний праздник приходит к ним? (Хотели).
- Тогда отправляемся с вами в путь к ребятам из Башкортостана, посмотреть, как же они встречают Новый год.
- Но перед этим, давайте вспомним, что мы знаем о респуслики Башкорстостан и людях, живущих на этой земле.
- Подойдите, пожалуйста ребята к столам: мальчики к столу с синей фишкой, девочки – к столу с красной фишкой. На столах у мальчиков лежат башкирский и русский мальчики Алеша и Алибек, а у девочек башкирская и русская девочки Айгуль и Алена. Помогите, пожалуйста, нарядить кукол в национальные наряды, чтобы они тоже смогли встретить Новый год.
- Спасибо, Рахмат, помогли вы нам собраться на Новогодний праздник. Торопитесь, скоро на детском утреннике появится главный герой праздника.
- Вот мы и пришли с вами к ребятам из Башкортостана на новогодний утренник. Давайте будем здесь гостями и тихо будем наблюдать за новогодним утренником.
Дети садятся на стулья.
- Ребята, посмотрите, кто пришел в гости к ребятам в башкирский детский сад? (Дед Мороз и Снегурочка).
- Какой праздник празднуют ребята? (Новый год)
- По Башкирски этот праздник называется яы йыл. Дети повторяют
- Башкирского Деда Мороза зовут Кыш Бабай. Кыш Бабай — кочевник, перемещается с места на место, как, собственно, и сами башкиры когда-то. Поэтому у него не может быть ни станицы, ни резиденции, он живет в юрте, которую можно легко разобрать. Передвигается Кыш Бабай на лошадях.
У Кыш Бабая две шубы - зелёная и синяя, шитые золотом. На голове у Кыш Бабая теплая тюбетейка, на которой вышит национальный башкирский орнамент. Такой же орнамент присутствует на варежках, и на шубе и других элементах одежды. На ногах у Кыш Бабая национальные сапоги - ичиги. Их несколько пар под цвет костюмов.
У Кыш Бабая есть помощники : Кар Кызы (Снежная девочка, Тахир и Зухра — вечно влюбленная пара. Тахир — сын визиря, а Зухра — дочь хана. Хан был против их союза, поэтому поймал Тахира, запер в сундуке и бросил в Волгу., Батыр (Русский богатырь, Алтынчэч (Златовласка, Убырлы (Баба-Яга, снеговик, шайтан (черт).
- Ребята, вы узнали, как празднуют Новый год в Республике Башкортостан, а нам пора возвращаться в детский сад и рассказать нашим друзьям Алексею и Алене, Айгуль и Алибеку, что мы узнали нового.
- На чем можно добраться обратно, в детский сад? (на лыжах, на машине, на автобусе)
- Мы поедем на лыжах. Дети иммитируют движения лыжника
Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками, словно работают лыжными палками)
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, (Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
- Ну вот мы с вами вернулись в детский сад, где нас уже ожидают Алексей и Алена, Айгуль и Алибек. (Дети подходят к интерактивной доске).
- Что нового мы узнали, кто приходит в Новый год в Республике Башкортостан? (Кыш Бабай)
- Ребята, наши друзья хотят узнать, чем отличаются друг от друга Дед Мороз и Кыш Бабай, поможем?
Дети составляют сравнительную таблицу по плану: как называется главный герой Нового года в России и РБ, его жилище, на чем передвигается, во что одет (головной убор, цвет шубы, обувь, помощники.
- Спасибо, ребята, вы очень интересно рассказали о праздновании Нового года в России и Башкирии. Нам пора возвращаться в наш игрушечный детский сад, мы обязательно расскажем всем куклам, как празднуют Новый год народы Южного Урала. До свидания.
- Ребята, посмотрите, в группу кто – то принес посылку. Давайте ее распечатаем. Письмо от Деда Мороза и Кыш Бабая : «Ребята, вы большие молодцы, что рассказываете про нас другим ребятам. За это мы дарим вам раскраски Деда Мороза и Кыш Бабая. До свидания».
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Кому можно еще рассказать о путешествии? (друзьям, взрослым).
Подсказку о том, чем отличается Дед Мороз от Кыш Бабая обязательно мы повесим в уголок речи. На этом наше занятие окончено.