Ирина Антипова
Конспект беседы «Что значит быть патриотом сегодня?»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка.
Пояснительная записка.
Каждый любит место, где родился и вырос. Они видят свою Родину как целую страну, а не просто деревню. Так рождается любовь к Родине. Любить свою Родину – значит уважать традиции своего народа и гордиться тем, что ты родился там. Приложите все усилия, чтобы сделать Родину лучше. Родина дороже всех мирских благ. Любовь к Родине не купишь и не променяешь. Тех, кто любит свою страну и готов пожертвовать ради нее жизнью, называют патриотами. Любить свою Родину, любить родную культуру, любить родные города, любить родной язык – это важнейшая задача, и доказывать это не надо. Как мы можем развивать любовь. Начало маленькое. Это любовь к людям. Постоянно расширяясь, эта любовь к коренным народам превращается в любовь к своему народу, его истории, прошлому и настоящему, ко всем.
Публикация «Конспект беседы „Что значит быть патриотом сегодня?“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
План
Тема: Беседа «Что значит быть патриотом сегодня?»
Цель: Формировать у учащихся концепции и идеи, связанные с патриотизмом; воспитание чувства долга перед Родиной и своей семьей; ответственность за свои действия; и определить роль патриотизма в жизни современного общества.
Задачи.
1. Познакомиться с понятиями "патриотизм" и "гражданственность»;
2. Обсудить тему патриотизма;
3. Выявить отношение молодых людей к проблеме патриотизма;
4. Порассуждать на тему любви к Родине;
5. Проследить, как эта любовь может быть выражена на примере исторических личностей;
6. Сформулировать такие стремления, как быть за Родину и служить Родине;
Планируемые результаты: учащиеся будут понимать, что такое патриотизм и как он проявляется, приводить примеры из истории и личного социального опыта, когда люди могут пожертвовать своей жизнью ради своей страны.
Метапредметные:
1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; работать по алгоритму;
2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;
4) личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни.
Форма проведения: беседа 9 класс.
Техническое оснащение: мультимедийная установка.
Оформление: эпиграфы на доске. «Что значит быть патриотом?»
«Патриот тот, кто в самые трудные минуты для родины берется за самые трудные дела.» П. А. Павленко
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
А. Н. Толстой
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.»
И. С. Тургенев
Предварительная подготовка
1. Подбор и изучение материала по теме.
2. Подготовка аудитории.
Ход мероприятия.
Дорогие ребята! Сегодня мы проводим беседу «Что значит быть патриотом сегодня?» Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Послушайте стихотворение.
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Стихотворение было написано Зинаидой Александровой. Зинаида Александрова — русская поэтесса и переводчица. Она писатель. Поэтические произведения у нее есть с детства. Для связи понятий о Родине автор использует воспоминания из детства и юности. Родиной называют место, где человек родился и вырос. Дом и дерево на окраине страны – символы Родины с детства. Это чувство родом из детских воспоминаний о Родине. В детстве родина была самым дорогим, что у тебя было. Оно останется с вами до конца вашей жизни. Стихотворение «Родина» — прекрасный пример того, как глубоко любить свою Родину.
- Можем ли мы быть в этом уверены?
- Можем ли мы быть патриотами за пределами своей Родины?
- Как научиться ценить и любить то, что у нас есть, - свою родину, свою семью, свой род, свою семейную историю?
- Как воспитать в себе способность быть человеком не на словах, а на деле?
- Как проявить уважение к труду наших предков, защитивших для нас этот мир и эту страну?
Об этом мы и говорим сегодня. Давайте рассмотрим эти вопросы. Патриотизм и понятие гражданственности.
Патриотизм – это любовь к своей стране, преданность ей, стремление служить ее интересам и готовность защищать ее ценой собственной жизни.
Одной из устойчивых характеристик человека является патриотизм, который выражается в его кодексе поведения. Коллективные чувства, эмоции, оценки, отношение к людям, образу жизни, истории, культуре, нации, системе базовых ценностей — все это часть общественного сознания. В поведении и деятельности человека патриотизм всегда направлен на конкретный и реальный объект и перерастает в национально-патриотическое самосознание.
Патриотизм может быть индивидуальным, коллективным или массовым. Идеология и политика, провозглашающие равенство и общность интересов социальных групп, принадлежащих к разным государствам, связаны с интернационализмом.
Существует несколько определений гражданства.
Гражданство — это психологическое ощущение полноправного члена политического сообщества; способность и желание действовать как гражданин; высшая добродетель — быть свободным и полноправным участником политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества.
Существует комплекс взаимосвязанных нравственных чувств и поведенческих особенностей. Любовь к Родине, верность политической системе, наследование и распространение традиций своих соотечественников, уважение к историческим памятникам и обычаям Родины, желание укрепить честь и достоинство Родины – вот некоторые из вещей, которые любят к Родине.
Что же такое патриотизм? И что нового привнесли в наше понимание этого понятия нынешние непростые времена? Как воспитывать патриотов в сегодняшней сложной, полной противоречий ситуации?
(отвечают ученики).
Невозможно заставить человека полюбить свою Родину, так же как и ненавидеть ее. Родина, или отечество, имеет особое значение для каждого человека. Она является исходной точкой его жизненного пути, его родным домом, его семьей. Важно помнить, что слово "Родина" буквально переводится как "Земля отцов". Это означает, что любить свою Родину, быть патриотом, означает сохранять и передавать прошлое, наследие и воспоминания предков и предков предков. Это означает бережно хранить все, что помнится и сохраняется, передавая это из поколения в поколение устно.
Россия - это огромное пространство бескрайних лесов и вод, бесстрашный народ, проверенный многократными неудачами врагов, пытавшихся захватить ее границы. Россия - это непобедимый полководец и флотоводец, уникальные изобретения, многонациональный народ. Россия - место, где были совершены великие подвиги, такие как первый полет через Северный полюс, первая зимовка на льдине, первый полет в космос. Россия - великая страна, и мы гордимся тем, что она наша Родина.
Уважение к прошлому Родины.
Два чувства, которые очень близки нашему сердцу.
Наши сердца находят в них подпитку.
Любовь к пепелищу нашей Родины,
Любовь к гробам наших отцов.
Кто не знаком с этим стихотворением Пушкина? Но кто-то задумывается над его значением? Поэт признавался в своей любви к прошлому своей страны. Он понимал, что уважение к прошлому является неотъемлемой частью уважения к своим современникам и к самому себе. Их предки, которые защищали свободу и независимость своей страны в тяжелых боях с врагом на полях сражений Великой Отечественной войны, являются примером безусловного служения Родине для молодого поколения.
Кто-то сказал: "Там, где забывается культурное и историческое прошлое страны, неизбежно начинается ее нравственное падение".
Историческое прошлое - это не только настоящее, отражающее достижения и свершения, но и неудачи и ошибки, многие из которых, к сожалению, невозможно исправить.
Следует ли нам сегодня сохранять и уважать прошлое? Не лучше ли создавать новую жизнь, не опираясь на опыт предыдущих поколений?
Вывод: люди всегда использовали опыт своих предшественников. Уроки гражданственности и патриотизма должны начинаться с обсуждения исторического прошлого.
Те, кто заботится о судьбе своей страны и ее народа, не должны забывать свою историю и не должны стыдиться ее. Во время Великой Отечественной войны политрук Клочков сказал: ". Отступать некуда, за нами Москва". Мы не отступили. Один из защитников Сталинграда вспоминал: "Если мы сдадимся сейчас, что будет с нашими женами, матерями, детьми? Их убьют немцы. Поэтому мы стойко защищали свою страну и свой народ. Это и есть настоящий патриотизм".
- Ответ на вопрос:
- Приведите пример патриотизма.
- Кроме того, вы считаете себя патриотами. Объясните, пожалуйста, почему?
(Отвечают ученики)
Служба в вооруженных силах.
Праздник "День защитника Отечества" символизирует преданность присяге и ответственное исполнение священного долга перед Родиной. Вооруженные силы всегда привлекали внимание российского общества. В советское время служба в армии считалась большой честью, а тех, кто не был принят, смотрели с презрением. Сегодня перспектива проходить военную службу не вызывает желания или радости. Тем не менее, армия для каждого мужчины - это место, где он учится мужеству и профессиональной подготовке, это институт, который воспитывает патриотов. Молодые люди, идущие на военную службу, должны понимать, что они защищают свою страну, свои семьи, своих матерей, своих жен и своих сестер.
Когда социологи опрашивали родителей будущих призывников, они услышали разнонаправленные мнения: некоторые были "за" военную службу, другие - "против".
Родители, опрошенные по этому вопросу, указали основные причины своего нежелания отправлять детей в армию: "Армия - это пустая трата времени".
«Я опасаюсь за жизнь своего ребенка ("горячие точки", травмы в армии и т. д.)»;
«Не думаю, что это будет хорошо для моего сына и для моей страны»; «Я должен служить в армии, если будут проведены реформы в армии»; «Дедовщина в армии»; «Там только беспредел»; «Я готов снова служить, только если он не будет служить в армии».
В то же время сторонники службы детей в армии мотивируют их так:
«Армия помогает сделать из него настоящего мужчину»; «Это долг каждого мужчины»; «Армия учит нас жизни»; «Мужчина должен защищать свою страну»; «Армия заставляет соблюдать дисциплину»; «Армия делает мужчину сильнее»; «Не служить в армии - позор для мужчины».
Как Вы считаете? Должна ли служба в армии быть обязательной или нет? Допускаете ли Вы возможность альтернативы военной службе.
Вывод: Позитивно, что потенциальные призывники стараются исполнить свои гражданские обязанности, несмотря на негативные новости в СМИ.
Быть патриотом означает быть ответственным не только перед собой, но и перед своим народом и страной, которую ты называешь своим домом. Патриотизм также включает в себя уважение к другим народам и стремление к миру и согласию между всеми людьми на планете. Патриот - это тот, кто любит всех людей независимо от их национальности, расы и других этнических различий.
- Сегодня мы с вами попытались разобраться в понятии "патриотизм" и выявить личные качества настоящего патриота своей страны.
Патриотами не рождаются, ими становятся. Будущее нашей страны зависит от каждого из вас.
Я предлагаю всем вместе подвести итоги нашей беседы и ответить на вопрос «Что же значит быть патриотом сегодня?» Как вы это понимаете?
(отвечают ученики).
В заключении хочу поделиться с вами стихотворением Ирины Бутримовой:
Мы патриоты России,
Здесь наша Родина-Мать,
В ней наша гордость и сила,
Наша великая рать.
Здесь наши деды сражались
Жизни своей не щадя,
Чтобы нога иноземца
Не осквернила тебя.
Чтобы в краях, где Есенин
Русский простор воспевал,
Русичей землю родную
Грязный сапог не топтал.
Родина наша святая,
Наша великая Русь,
Сердце тебе отдавая,
В верности вечной клянусь!
Я думаю, что большинство россиян присоединятся к Вашей клятве.
Спасибо, Ирине, за эти проникновенные строки.
Наша встреча закончена. Спасибо за работу!
Список использованной литературы:
1. Наша Родина – Россия. Детская энциклопедия. //под ред Феданова Ю. – М. : Владис, 2017.
2. Бобрик Н. Д. Патриотизм : знак вопроса. «Школьная библиотека», №2, 2000
3. Цветкова О. Н. Государственные символы России: история и современность.
4. «Классный руководитель», №2, 2008
5. Интернет-ресурсы.