МААМ-картинки

«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения (1 фото)

Светлана Морозова
«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения
▼ Скачать + Заказать документы

В своей работе стараюсь большое внимание уделять патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В год 70-летия Великой Победы представляю Вашему вниманию конспект урока русского языка с авторской презентацией (4 класс) по обучению написанию сочинения-рассуждения "Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?"

Надеюсь, что материал будет полезен для подготовки урока или занятия внеурочной деятельности накануне 23 февраля.

Образовательно-развивающие задачи:

Темочки:

- развивать умение работать с текстом, выделять главное, определять виды текстов и их характерные признаки;

- обучать написанию сочинения-рассуждения;

- ознакомить школьников с именами великих защитников Русской земли;

- воспитывать нравственные качества;

- прививать любовь к Отечеству;

- воспитывать у детей чувство благодарности к защитникам Отечества.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы.

«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения

Ход занятия

Слайд 1

Учитель. На календаре февраль. Как всегда, в один из последних дней зимы наш народ отмечает праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Русская земля, кто тебя обидел? Недругам твоим прощенья нет!»

Так было всегда! И встречали мечом

Любого, кто меч поднимает!

Чтоб в нашей стране не хозяйничал враг.

Оружье мы крепко сжимаем!

- В истории нашей страны, чьим народам приходилось часто браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу, независимость, испокон веков утвердилось уважительное отношение к защитникам Отечества, сложилась свято соблюдаемая традиция чтить их воинские заслуги и сохранять в памяти потомков их имена.

- Выполнив первое задание, вы познакомитесь с некоторыми героическими страницами военной истории нашей страны.

Задание 1. Работа в паре. Прочитайте текст. Впишите пропущенные слова-глаголы:

В ХIII веке князь Александр Невский со своим войском, одержав победу в Ледовом побоище, ___ немецких рыцарей с земли Русской. В ХIV веке русский князь Дмитрий Донской ___ вражеское войско на Куликовой поле, тем самым помог Руси в скором времени полностью освободиться от монголо-татарского рабства. В 1812 году русская армия, возглавляемая князем Михаилом Кутузовым, ___ казавшуюся непобедимой французскую армию. В 1945 году советская армия под управлением маршала Георгия Жукова __ нашу Родину, разгромив немецко-фашистских захватчиков.

Слова для справок: одолел, прогнал, освободила, уничтожила.

Слайд 2

У. Ребята, можно ли на основе приведенных в тексте исторических сведений согласиться со словами русского князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»? Обоснуйте свой ответ.

Задание 2. Рассмотрите портреты великих русских полководцев – защитников Отечества, патриотов и прочитайте их основной завет каждому из нас, ныне живущему гражданину России:

Слайды 3-7

В бою с врагом ты великаном будь –

О ратной славе предков не забудь!

Слайд 8

У. К великим полководцам относится Александр Васильевич Суворов, не проигравший за всю военную карьеру ни одного сражения. Поэтому прославленные офицеры и генералы не только с честью носят на груди орден Суворова, но и на его примере учатся побеждать ненавистных врагов Отечества. Суворов был образованным человеком, и сказанные им фразы актуальны по сей день. Они стали крылатыми. Прочитайте некоторые из них.

1) Надо бить уменьем, а не числом.

2) Сам погибай, а товарища выручай.

3) Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

4) С юных лет приучайся прощать проступки ближнего, но никогда не прощай своих собственных.

У. Объясните смысл этих фраз, приведите примеры из истории.

Задание 3. Соотнесите конкретные ситуации и соответствующие им высказывания А. В. Суворова. (Работа по индивидуальным карточкам)

Минутка здоровья

У. Давайте встанем и промаршируем в честь праздника защитника Отечества.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы хотим сильнее стать.

Веселее мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Задание 4. Работа с текстом

У. Перед вами карточки с текстами. Ребята, вспомните, что такое текст? Вспомните, какие виды текстов вы знаете (рассуждение, описание, повествование).

Какие признаки есть у каждого текста? (В описательных текстах рассказывается о людях, предметах, животных, событиях. К описанию можно поставить вопрос какой? (какая, какое, какие). В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось?. В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос почему)

Прочитайте и определите, к какому виду относится данный текст. Выделите самое основное в нем и подготовьте рассказать о прочитанном.

Ученики работают с текстом.

Карточка 1.

Детство А. Суворова

Отец Саши Василий Иванович был военным. Он знал шесть языков и дослужился до генерала. Отец много рассказывал сыну о военных сражениях. Особенно любил мальчик слушать о Петре и о войне со шведами. Подростком он запоем читал книги о походах и сражениях великих полководцев, много времени уделял изучению иностранных языков: знал немецкий, французский и другие языки.

Александр Суворов твердо решил стать военным. Но был он худеньким и очень болезненным. Юный Суворов усиленно закалял свой организм. Каждый день он обливался холодной водой, спал на сене, укрывшись плащом. Вставал рано, с первыми лучами солнца. Сначала упражнялся в беге и гимнастике, потом принимался за дела. Отец, долго не пускавший сына на военную службу, наконец, согласился. Александр Суворов начал службу простым солдатом в чине капрала. Капрал командовал отделением в 10 человек. Часто он говорил своим подчиненным: «Научись повиноваться, прежде чем будешь повелевать другими».

Карточка 2.

Суворов – теоретик и практик.

Суворов смог развить и обогатить лучшие качества русского военного искусства. Они были воплощены в книге «Наука побеждать», написанной Суворовым в 1796 году. Он сумел разработать новые формы и способы ведения войны. Их сущность Суворов выразил в формуле «глазомер», быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к его полному разгрому. Его действия сводились к принципу «увидеть - победить».

Внезапности Суворов достигал быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск.

«Одна минута, - говорил полководец, - решает исход баталии, один час – успех кампании… Я действую не часами, а минутами».

Огромное значение имели его личностные качества, демократический стиль поведения. Все современники отмечали его ораторские способности, умение говорить с солдатами. Для русских воинов он оставался отцом-командиром.

Карточка 3.

Завещание Суворова.

Суворов не курил и не злоупотреблял хмельными напитками. В любую погоду он ходил в караулы, охранял порученный ему пост. Так же просто жил, став генералом. Он не носил теплой одежды даже в самый лютый мороз. Узнав об этом, Екатерина IIодарила ему теплую дорогую шубу. Но Суворов эту шубу никогда не надевал, а просто возил с собой в карете.

Более всего в других странах Суворов стал известен в царствование Павла I. Когда армия Суворова после Победы над французами вернулась на Родину, Павел I приказал отдать Суворову почести, положенные самому царю. За победы в заграничных походах граф Суворов получил в России высший воинский чин – титул генералиссимуса. Ему подчинялись все войска в государстве.

Великий русский полководец не проиграл ни одного сражения. Потомкам Суворов завещал брать с него пример и быть верным своему Отечеству – России.

У. С каким видом текста вы сейчас работали? (С повествованием. Он рассказывал о жизни Суворова.)

Итак, мы выяснили, что вся жизнь Суворова подтверждает, что он является истинным патриотом своего Отечества. Думаю, что нам с вами есть чему поучиться у таких героев.

Задание 5. Составление текста

У. А теперь я предлагаю вам ролевую игру, где вы выступите в роли корреспондентов школьной газеты. Вы добывали информацию, анализировали ее, и сейчас на ее основе вы напишите заметку на тему Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»

в виде текста-рассуждения. Чем рассуждение отличается от других видов текста? (Текст должен ответить на вопрос почему)

Кто такой патриот? (выслушать ответы учащихся)

Слайд 9

В толковом словаре Ожегова говорится так:

ПАТРИОТ, -а, м. 1. Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный п. 2. перен., чего. Человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к чему-н. П. своего завода. || ж. патриотка, -и.

ПАТРИОТИЗМ, -а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. || прил. патриотический, -ая,-ое.

Давайте охарактеризуем личность патриота, каким он должен быть? Какая часть речи нам в этом поможет? (имя прилагательное). Перечислите черты характера такого человека?

Дети отвечают, а учитель записывает слова и словосочетания на доске:

Смелый, целеустремленный, храбрый, любящий Родину, хитрый, требовательный, скромный, смекалистый, готовый прийти на помощь…

Слайд 10

У. А теперь, используя эти и другие слова, напишите заметку в газету и помните, что она не должна быть большой. Достаточно 7-8 предложений для ответа на вопрос: «Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»

Самостоятельная работа учащихся.

У. Ваши заметки мы поместим в газету. (Можно зачитать вслух лучшие работы).

Итог урока

У. Наш урок подходит к концу. Какие великие русские полководцы вам известны? Какие качества характерны для настоящего гражданина? Чему вы научились на уроке?

Закончить урок я хочу следующими строками:

Я люблю тебя, наша Родина!

Скажет каждый: «Непобедимая!»-

Потому что защитников много,

Потому что зовешься Россией.

(А. Козлова)

Варианты заметок

Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?

Из заметки Александра П.

Я хочу стать патриотом, чтобы сделать все для того, чтобы моя Родина процветала. Чтобы наша жизнь была ярче, красочнее. Чтобы не было войны, все люди дружили и уважали друг друга.

Я думаю, что патриот – это не тот человек, который кричит, что он герой, что он любит свою Родину, а тот, кто это на деле показывает. Я хочу служить в армии, всегда готов придти на помощь своему другу.

Я люблю свою Родину, верен ей и буду верен всю жизнь. Я хочу, чтобы мои дела доказали мой патриотизм.

Из заметки Артема С.

Я хочу стать патриотом своего Отечества, потому что истинный патриот остается верен своей Родине до конца жизни.

Патриотом быть непросто. Надо быть требовательным к самому себе, как А. В. Суворов, целеустремленным и готовым прийти на помощь другим людям. Я считаю, что необходимо уважать себя и относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Истинный патриот обладает всеми лучшими качествами человека.

Чтобы стать патриотом, нужно проявлять мужество, выдержку, выносливость и обязательно любить свою Родину.

Я думаю, что настоящий патриот «говорит», что он – патриот, не словами, а делом.

Я хочу стать патриотом, потому что люблю свое Отечество.

Публикации по теме:

«Поклонимся великим тем годам» В канун такого самого большого празника нашего народа -День Победы (9 мая). Чтобы наше подрастающее поколение всегда знала и помнила о тех.

Визитная карточка на конкурс «Воспитатель года» Вашему вниманию представляю презентацию «Визитная карточка», которую я делала на конкурс Воспитатель года. Т. к. я начинающий педагог, молодой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения
Опубликовано: 25 января 2015 в 21:28
+115Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морозова (УИ 266338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД