Ольга Супруненко
«Бесценная и всем необходимая вода». Открытое занятие в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Бесценная и всем необходимая вода
Задачи:
• Обобщать и систематизировать знания детей по данной теме;
• Показать огромное значение воды для всех живых существ средствами экспериментальной деятельности, произведений художественной литературы;
• Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного;
• Расширять и обогащать словарь детей по теме «Вода»;
• Воспитывать бережное, экономное отношение к воде.
Публикация «„Бесценная и всем необходимая вода“, Открытое занятие в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материал: глобус, карта, волшебные веревочки, листы бумаги, цветные карандаши, широкие длинные голубые полоски, узкие голубые полоски.
Предварительная работа: знакомство с глобусом, рассматривание карты, иллюстраций в книгах о воде, опыты.
Ход НОД:
Воспитатель предлагает детям игру «Оживи дерево»
(Дети образуют круг. Самый высокий ребенок встает в центре – ствол дерева, четыре ребенка, подняв руки вверх с листочками, встают вокруг ствола, а часть – размещается у подножия дерева, изображая корни.)
Воспитатель, словно волшебник, «оживляет дерево» – корни начинают пить воду, вода от корней постепенно поднимается по стволу дерева к веткам и листьям, (дети поднимают руки выше и шевелят листочками). С наступлением осени вода в почве становится холодной, затем замерзает и превращается в лед. Корни перестают пить воду. Листочки, растущие на дереве, просят воды:
- Хотим пить, хотим пить…
Дерево задумалось:
- Что же делать?
Сбросить листья, устроить листопад. (Падают листья, дети опускают руки).
Дерево уснуло, но наступит весна, ярче будет светить солнце, почва станет теплой, лед превратится в воду и дерево опять оживет – комментирует воспитатель.
-Ребята, с помощью чего ожило дерево? (С помощью воды).
Ребенок загадывает загадку:
«Я нужна на небе и на земле.
Никто и ни что не может обходиться без меня. Я необходима всем-всем-всем.
Одним – чтобы пить,
Другим – чтобы жажду утолить.
Третьим – что-нибудь помыть,
А хозяйкам – чтобы кушанье варить»
Кто же я?» (вода)
Воспитатель и дети, сидя на ковре, рассматривают глобус.
- Что на глобусе изображено голубым цветом? (океаны, моря, реки).
Вода занимает большую часть земного шара.
-Дети, а что же такое вода? (жидкость).
_ Где встречается вода? (В океане, море, озере, реке, ручейке, кране. Наш организм состоит на 80% из воды).
-Кому и зачем нужна вода?
-Кто без воды не может жить?
-Нужна ли вода человеку?
- Что люди делают с водой?
(Рассуждая, дети приходят к выводу, что растения надо поливать водой – иначе они засохнут. Животные пьют воду, рыбы живут в ней. Людям нужна вода постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды).
- Ребята, вы сказали, что вода встречается в ручейке, реке, озере, океане, море, кране.
- А откуда берется вода в кране?
Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается (вода поступает в кран из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы).
- Как нужно относиться к воде? (бережно, не оставлять без надобности открытые краны).
- Ребята, вы сказали, что вода поступает в краны из реки.
- А как рождается река? (на земле много разных рек).
- Какие бывают реки? (большие и маленькие)
- Как называется река, на которой стоит наш город? (Енисей).
- Как образовался наш Енисей? (из множества рек, у Енисея есть несколько притоков – Ангара, Нижняя тунгуска). Берет начало Енисей с Саянских гор и несет свои воды на север в Карское море).
-Ребята, давайте посмотрим, как образовался наш Енисей. (На ковре лежат широкие и длинные голубые полоски – это Енисей).
Дети помогают выкладывать Енисей, прикладывая широкие и длинные полоски одну к другой. Узкие полоски – сбоку к Енисею, чтобы показать, как реки впадают в него.
Детям предлагается игра «Ходят капельки по кругу».
(Воспитатель – мама Тучка, а дети – капельки, и им пора отравляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети взявшись за руки, составляют ручеек)
Встретились ручейки и стали большой рекой, (дети соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла река и попала в океан, (дети встают в круг и двигаются по нему).
Мама Тучка позвала их домой. Пригрело солнышко, стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие дети поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги, волшебные веревочки, цветные карандаши.
Воспитатель просит на листе бумаги с помощью волшебной веревочки выложить маму Тучку, дорисовать капельки и сделать вывод, что ни одно живое существо не может обходиться без воды.
- А можно ли воду назвать Царицей? (царица вода).
Она Царица и на земле, и на небе. Царица всей природы.
- Где ее можно встретить на Земле? (реки, пруды, родники).
И даже под землей она течет, люди строят колодцы и с глубины поднимают ведрами воду.
Дети читают стихи:
Опустись ведро низенько,
Поднимись ведро, полнехонько!
Зачерпни воды студеной
Для рассады, для зеленой.
Нам нужна вода для грядки,
Для коровы и лошадки,
Пей, Савраска, пей, Буренушка,
Пейте, милые, до донышка!
В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – это родник – самая чистая и вкусная вода. Люди берегут родники.
- Ребята, а у Царицы Воды есть детки, они все из воды и вы их знаете.
Воспитатель загадывает загадки, а дети прикрепляют отгадки – картинки, которые лежат на столе к доске.
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (дождь).
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь (снег).
С неба звезды падают,
Лягут на поля
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много – много звездочек
Тонких, как стекло:
Звездочки холодные
А земле тепло! (снежинки)
Без досок, без топоров
Через речку Мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (лед).
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька).
На дворе переполох –
С неба сыплется горох. (град).
- Что такое град? (это маленькие, кругленькие льдинки, которые сыплются, как снег и дождь из тучи. Град больно бьет и может уничтожить на грядке молодые всходы).
- Это часто бывает осенью, он застилает всю землю. Выйдешь на улицу, а ничего не видно – все исчезло. Еще он бывает летом: холодными вечерами и по утрам. Его можно встретить и в долине реки – это туман.
Пушистая вата – плывет куда-то,
Вот вата ниже – и дождик ближе (облака).
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан (иней).
Хочу пояснить, облака – это густой – густой туман. Красивый иней получается, когда туман оседает на ветках деревьев во время сильного мороза. Туман можно увидеть и дома, когда кипит чайник.
- Что это такое?
Конечно, это пар, из чайника – тоже туман, только он быстро исчезает.
Летом бежит, зимою спит,
Весна настала – опять побежала (река)
Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (болото).
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (озеро).
Вывод: вода бывает разная : это дождь, ливень, роса, туман, снег, лед, лужи, сосульки, град иней, пар.
Опыты, которые воспитатель проводил с детьми, показали, что вода прозрачная, у нее нет вкуса, нет запаха, она жидкая, может течь, бывает теплой, холодной, не имеет своей формы.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
Н. Рыжова
Хочется закончить наше занятие словами Михаила Пришвина:
«Всем живым, от букашки до человека, самая близкая стихия – это любовь, а всем растениям – вода, и они ее жаждут, и она к ним приходит и с неба и с земли и получается так же как у нас – любовь земная и небесная.»