Гульгуна Рямова
Обучение детей дошкольного возраста родному (башкирскому) языку
▼ Скачать + Заказать документы
В центре внимания современной системы образования находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. Подъем национального самосознания, стремление к этнокультурному самоопределению обуславливают огромный интерес к освоению национальной культуры и родного языка в регионах многонациональным составом населения, каким является Республика Башкортостан.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста родному (башкирскому) языку» размещена в разделах
Провозглашение башкирского языка, наряду с русским, государственным языком республики, значительно повысило его статус, что дало возможность обучать детей башкирскому языку и как родному, и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста. Именном в этом возрасте происходит формирование личности ребенка, воспитываются чувства уважения к другим нациям, любви к родному краю и отечеству посредством обучения на родном языке. Паустовский К. Г. писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к родному языку». Именно национальный язык позволяет сохранить нацию, ее самобытность и самоценность.
В нашем детском саду используется региональная программа «Земля отцов», под редакцией Р. Х. Гасановой, которая позволяет детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием. Также ведется систематическая работа с использованием региональной программы в образовательной деятельности. Для выполнения поставленных задач в группе разработано «календарно – тематическое планирование».
План – программа по национально-региональному компоненту отражает различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре: ознакомление с городом, республикой, знакомство с изобразительным искусством, знакомство с народными промыслами, знакомство с фольклором. Свое первое знакомство с этносом малыши начинают с изучения своей семьи: кто твои родители, бабушки, дедушки по национальности, чем они занимаются. В группе организован «Уголок родного края, где представлены куклы в башкирских костюмах, материал для ознакомления детей с символикой Республики Башкортостан, материал по ознакомлению художников, композиторов культуры Башкортостана, музыкальный инструмент – курай, папка с изучением башкирских узоров, мини-юрта. Таким образом, можно сказать, что использование средств этнокультурного компонента (чтение художественной литературы, поликультурное пространство музея, художественно-эстетическое воспитание и народные игры) позволяют педагогу сделать образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала. Чтобы воспитать в детях уважение к людям другой национальности, надо научить их с уважением относиться к быту, культуре народа, к которому принадлежит ребенок.
В нашем ДОУ работает группа с изучение башкирской разговорной речи. Группу посещают с удовольствием дети разных национальностей.
childcityrus.ru
Детский сад в Уфе
Содержимое разработки
Тема «Обучение детей дошкольного возраста родному (башкирскому)языку»
Мингазова Ирина Закуановна
В Башкортостане и его столице Уфе проводится большая работа по сохранению, изучению и развитию родных языков народов, населяющих регион. Создаются условия, позволяющие каждому жителю получать образование на родном языке, развивать свою национальную культуру, сохраняя и приумножая традиции. Об этом заявил заместитель главы Администрации ГО город Уфа Сынтимир Биктимирович Баязитов, открывая секцию на тему: «Двуязычные дошкольные образовательные учреждения» в рамках международной конференции по дошкольному образованию.
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».
Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций. Задача детского сада - воспитывать любовь к своему родному языку, желание изучать его, вести пропаганду за сохранение родных языков для потомков. На практике я убедилась, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мои занятия в основном представляют собой разговорные упражнения, при проведении которых детям прививаются первоначальные умения в диалоге, монологической речи на башкирском языке, чтение стихотворений, прослушивание аудио сказок. В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста любви и уважения к национальным традициям башкирского народа мною используется башкирский фольклор и детская национальная литература. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речитативом. В этих группах не ставлю целью запоминание национальной принадлежности фольклорного материала. Как воспитатель, работающий с современными детьми, я стараюсь использовать в своей работе мультимедийные ресурсы нового поколения. Использую различные презентации, просмотр мультфильмов, прослушивание аудио сказок. В моей группе изготовлены дидактические игры, много художественной литературы с яркими иллюстрациями, атрибуты для подвижных народных игр, есть куклы в народных костюмах, матрешки. Решение данных задач выполняется в процессе экскурсий в музей «Истоки», рассматривания картин и иллюстраций, слушания народной музыки, чтения и рассказывания народных сказок, потешек.
Учитывая возрастные особенности детей и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию мною проводятся занятия по изучению башкирского языка с русско-язычными детьми. При подготовке к занятиям, я ставлю перед собой следующие задачи: воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края; познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками башкирского народа.
Все эти задачи осуществляются не только на занятии по обучению родному языку, но и реализуются в изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности. Огромная роль принадлежит декоративно-прикладному искусству, музыке, ознакомлению с народными обычаями, традициями. Важнейшее значение имеет проведение башкирских праздников.
При изучении родного языка, я стараюсь постепенно включать в свою речь новые слова, формы слов, типы предложений, образцы связной речи. Прилагаю все усилия, чтобы изученные слова регулярно использовались в речи детей. Мой опыт работы показал, что изучение башкирского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.
Таким образом, основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация, правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В образовательной деятельности при обучении башкирскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле, о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.