Светлана Мандрыкина
Азбука подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
"Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут
и который признаны изменить".
А. М. Горький.
Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается и познает мир. Игра выступает как важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные и воспитательные задачи в детском образовательном учреждении.
Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных обязательными для всех играющих правилами.
Публикация «Азбука подвижных игр» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
1. Значение подвижных игр.
По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением и, таким образом, связана с выполнением основных движений. Это ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание и ловля мяча, разнообразные движения и т. д. Но при этом, игра не может быть средством их разучивания. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность и возбуждение в игре отвлекают ребенка от правильного и четкого выполнения двигательного действия. Поэтому в процессе физического воспитания игру используют для развития, укрепления и совершенствования двигательных навыков, сформированных на физкультурном занятии. А овладеть правилами игры – значит овладеть и своим поведением, что определяет их воспитательное значение.
Подвижная игра имеет большое значение в жизни детей и рассматривается педагогами как важнейший элемент воспитания и физического развития. Физические упражнения в подвижных играх дают большой оздоровительный эффект, благотворно влияя на сердечно-сосудистую, дыхательную, сенсорную системы. Подвижные игры укрепляют мышцы всего тела, улучшают обмен веществ, повышают общую работоспособность организма, вырабатывают у детей элементарные умения ориентироваться в пространстве, формируют точность и согласованность двигательных действий. В игре ребенок осмысливает и познает окружающий мир, у него развивается интеллект, фантазия, воображение, речь, формируются социальные качества. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества как активность, честность, дисциплинированность, справедливость. Разнообразные игровые действия и подчинение правилам игры развивают ловкость, быстроту, координационные и скоростно-силовые способности и, самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Исходя из этого, овладение подвижными играми с правилами в ДОУ решает все задачи образовательной области «Физическое развитие»:
1. Приобретение, накопление и обогащение двигательного опыта детей (развитие психофизических качеств);
2. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
3. Формирование целеустремленности и саморегуляции в двигательной сфере;
4. Становление ценностей здорового образа жизни и овладение их элементарными нормами и правилами.
2. Классификация подвижных игр с правилами
Для удобства практического использования игры классифицируются. Существуют несколько вариантов классификации. Различают элементарные подвижные и спортивные игры. По образному содержанию элементарные делятся на сюжетные и бессюжетные игры с правилами:
1. Сюжетные – это подвижные игры с готовым сюжетом и твердо зафиксированными правилами. Сюжет отражает явления окружающей жизни (повадки животных, птиц; образы и действия людей; движения транспорта и т. д., при этом игровые действия ребенка связаны с развитием сюжета и с ролью, которую он выполняет. Сюжетные игры в основном коллективные и особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
2. Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными играми наличием правил, ролей, взаимосвязанностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости.
3. В играх-забавах (аттракционах) двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бег в мешках и др., при этом часть детей двигается, а остальные являются зрителями. Это доставляет всем участникам много позитива и радости. А вот игры с пением и хороводные строятся на основе народных песен и плясок, что оказывает большое эмоциональное воздействие и развивает пластичность, ритмичность и выразительность дошкольника.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, настольный теннис). В дошкольном возрасте используются лишь элементы (упражнения) этих игр и, соответственно, дети играют в них по упрощенным правилам.
Подвижные игры (элементарные) также классифицируются по:
1) двигательному содержанию (основным видам движений – ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и ползание). К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий и предметов.
2) степени подвижности (игры высокой, средней и низкой интенсивности).
Систематизировать материал по использованию многообразия подвижных игр помогает картотека. Очень полезная информация дана в практическом пособии под редакцией Власенко Н. Э. «300 подвижных игр для дошкольников» (2011, где представлена картотека в виде содержательной и методической части. В каждой карточке есть указания на возраст детей, место проведения, оборудование и инвентарь. Такое оформление и разделение (систематизация материала) позволяет использовать пособие и как книгу, и как набор карточек, очень удобных при планировании и организации физкультурных мероприятий в детском саду на спортивной площадке и в помещении в условиях реализации ФГОС ДО.
Картотека разделена на четыре части: подвижные игры высокой интенсивности, подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности, игры соревновательной направленности и игры-эстафеты.
К подвижным играм высокой интенсивности относятся сюжетные и бессюжетные игры с разнообразным двигательным содержанием: бегом, прыжками, лазанием, ползанием. При их проведении очень важно регулировать двигательную нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей в каждой конкретной игре.
Подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности используются в основном в заключительной части физкультурных мероприятий. Их главное назначение – восстановить пульс и дыхание ребенка после физической нагрузки. Данные игры включаются в качестве структурного компонента в содержание ФК занятий, утренней гимнастики, прогулок, спортивных праздников и досугов.
Игры соревновательной направленности предполагают выполнение определенного задания двумя или несколькими участниками. Такие игры могут быть как индивидуального характера, так и командного. Наиболее характерные действия в соревнованиях – бег на перегонки, с увёртыванием, на скорость и с преодолением препятствий; метание в цель и на дальность; подлезание и переползание; прыжки на месте и в движении; ориентирование в пространстве и во времени, в том числе и без зрительного контроля; различные действия с мячом, обручем, скакалкой и другими предметами.
Игры-эстафеты – командные игры. Действие каждого участника эстафеты имеют одинаковую направленность и связаны с перемещением по площадке и выполнением определенных заданий. Дети соревнуются в порядке очередности и учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и результатах всей команды. Эстафеты бывают линейные и встречные, тематические и сюжетные, индивидуальные и коллективные. Особое место в них уделяется правильной передаче эстафеты и четкому выполнению всех правил.
Игры соревновательной направленности и игры-эстафеты широко используются на ФК занятиях, определяют основное содержание спортивных праздников и досугов для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
3. Организация и методика проведения подвижных игр.
Во время объяснения сюжетной игры перед детьми ставится игровая цель, которая будет способствовать активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. На использование краткого образного сюжетного рассказа, распределение ролей и размещение детей в игре расходуется в среднем 1,5-2 минуты.
При объяснении игры без сюжета раскрывается последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указывается местоположения играющих и игровых атрибутов. С помощью вопросов необходимо проверить, как участники игры поняли пояснения взрослого. Если дети поняли правила, игра проходит весело и увлекательно.
Руководство педагога подвижной игрой состоит прежде всего в распределении ролей. Здесь учитываются индивидуальные особенности детей и их интересы. Необходимо помочь робким детям укрепить свой авторитет и поднять самооценку, неактивным – проявить в игре активность, недисциплинированным – стать организованными, необщительным – быть коммуникабельными и сдружиться с другими детьми. Водящего можно назначить, выбрать с помощью считалки, или предложить детям сделать это самостоятельно или же ведущую роль взять на себя. В младших группах роль водящего вначале исполняет воспитатель, делая это эмоционально и образно.
При подборе подвижных игр надо учитывать возраст, пол, физическую подготовленность, количество занимающихся, условия и место проведения мероприятия. Правильное и четкое проведение игр соревновательного характера предполагает предварительную разметку площадки, подготовку инвентаря и безопасность проведения.
При знакомстве детей с играми соревновательной направленности педагог уточняет правила, игровые приёмы, условия соревнования, выражает уверенность в том, что все участники справятся с игровыми заданиями, которые предполагают не только скорость выполнения, но и соблюдение техники. Проведение подобных игр требуют от взрослого большого такта, объективности и справедливости оценок действий детей, что способствует развитию дружелюбия и чувства товарищества.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях и ситуациях.
При проведении игры педагог должен стремиться к тому, чтобы повысить её эффективность, но при этом не допустить чрезмерной физической нагрузки. Необходимо следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались. Как показывает опыт, оптимальное количество повторений одной игры – 3-5раз, но любую игру можно закончить раньше, чем этого захотят дети. Завершается подвижная игра в основном ходьбой, которая постепенно снизит физическую нагрузку и приведет пульс к норме.
В конце игры обязательно проводится анализ. Положительно оцениваются поступки детей, проявивших ловкость, выносливость, силу воли, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Также необходимо дать положительную оценку тем, кто быстро и ловко, правильно и точно выполнял движения, не нарушая правил.
Педагогу следует разнообразить игровой материал, так как однотипные подвижные игры вызывают у детей утомление. Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их основного содержания и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети с самого раннего возраста полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них самостоятельно.