Султрекова Екатерина Игоревна
Проект из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание дошкольников»
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Публикация «Проект из опыта работы „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве, оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
В связи с этим передо мной, как перед воспитателем стоит задача : ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
Для успешной реализации данных задач провожу следующую работу : 1. Самообразование;
2. Работа с детьми;
3. Обновление предметно-развивающей среды;
4. Работа с родителями.
Для себя я поставила цель и обозначила следующие задачи
Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является :формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Предполагаемый результат:
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- воспитание защитников природы;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
В результате проделанной работы :
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Осуществляю ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД и в режимные моменты (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
Регулярно планирую и провожу тематические прогулки, экскурсии по территории детского сада. Это помогает детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира. Активно использую развивающие, познавательные игры в соответствии с комплексно-тематическим планированием, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком.
Втечение всего учебного года в непосредственно образовательной деятельности применяю экологические правила. Детей приучаю смотреть на окружающий мир добрыми глазами, видеть красоту родного края, слушать и уметь понимать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививаю любовь ко всему живому. Объясняю, что все в природе взаимосвязано: уничтожение одного незамедлительно ведет к исчезновению другого.
Постоянно обновляю предметно-развивающую среду (для активной самостоятельной деятельности детей, которая обеспечивает выработку экологических знаний дошкольников.
Оформила в группе уголок природы, где дети знакомятся с комнатными растениями, выясняют условия необходимые для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Каждый год организую вместе с детьми «Огород на окне». Здесь мы вместе с детьми высаживаем семена различных растений, предварительно проращивая их. В ходе этой работы дети знакомятся с внешним видом семян разных растений, учатся высаживать их, наблюдают за прорастанием и дальнейшим ростом, ухаживают за саженцами. В процессе труда в природе дети самостоятельно пополняют свои знания. Свои наблюдения они отмечают в тетради, зарисовывая изменения, которые происходят с рассадой
Создала в группе условия для экспериментирования, в оформлении принимали участие дети и родители группы. Ребята приносили природный материал, различные камни и др. Итог этой совместной работы — накоплена коллекция камней, ракушек, гербарии растений, растущих на территории детского сада. Опыт работы показывает : дети старшего возраста с удовольствием превращаются в «ученых» и способны найти ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Значение света для развития растений. Зачем растение пьет? Как расселяются растения? (на примере одуванчика) Почему одно плавает, а другое тонет? Свойства воды и многое другое.
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка. Загадывание загадок, заучивание стихов, составление описательных рассказов.
Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Мы с детьми проводим каждый день зарядку после сна, закаливающие процедуры.
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Дидактические игры: «Чей малыш?»; «Лето в деревне»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»., словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное — несъедобное»; «Хорошо — плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Птица, рыба, зверь». — развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Были проведены конкурсы детских рисунков «Осень золотая», «Зимушка- зима». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Также была проведена следующая работа :
1. НОД по теме: "Природа нашего края", "Животный мир нашего края", "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада", "Красная книга Хакасии».
2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой Хакасии», «Люди – друзья природы», «Удивительное вокруг», «Лес: любить, беречь и не бояться», «Птицы и звери зимой», «Как мы можем помочь природе».
3. Сюжетно-ролевая игра по экологии «Пикник» .
5. Выставка поделок из природного материала «Лучшая поделка из природного материала»
6. Памятки для родителей «Прогулка в природу»
7. Пословицы, поговорки, загадки про времена года.
8. Папка- передвижка «Правила поведения на природе»
9. Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников «Природа и ребенок».
Работа с родителями :
В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, и провела анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей", которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Оказалось, что многие родители думают, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мною проводились индивидуальные беседы с родителями, давались краткие советы и рекомендации.
В ходе работы я предлагала родителям сходить с детьми в лес, к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советовала родителям, какие книги можно прочитать с детьми, какие стихи разучить. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры у детей; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её; развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления.