Светлана Губарькова
Подход к решению «логических квадратов»
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно научить детей решать «логические квадраты», не пройдя путь от «простого к сложному». Знакомя детей с «логическими квадратами», учим раскладывать фигуры в таблице с ориентировкой сначала на один признак, затем на два и на три. В литературных источниках предлагается найти и вставить в таблицу одну, две или несколько недостающих фигур: дети, анализируя расположение фигур по рядам и столбикам, находят ответ. Я предлагаю иной подход : не только научить ребят находить недостающие фигуры, но и самим составлять эти таблицы, ориентируясь на «правило диагонали». При решении данной задачи с ориентировкой по двум признакам, используется «правило двух диагоналей».
Публикация «Подход к решению „логических квадратов“» размещена в разделах
Решение задач с ориентировкой по одному признаку, используя «правило диагонали».
Этапы работы.
Рассмотреть все предложенные для выкладывания в таблице фигуры, найти признак, по которому можно разделить 9 предметов на 3 группы (например, 3 треугольника красного цвета, 3 треугольника синего цвета, 3 треугольника желтого цвета).
В центральную клетку выкладываем треугольник синего цвета.
Оставшиеся два синих треугольника выкладываем по диагонали. В результате, в каждом ряду (столбике) уже находятся по одной фигуре.
Далее раскладываем треугольники красного цвета, ориентируясь на ряды и столбики.
В оставшиеся клетки раскладываем треугольники желтого цвета. Таблица заполнена.
Проверяем правильность расположения фигур, рассматривая ряды и столбики.
Решение задач с ориентировкой по двум признакам, используя «правило двух диагоналей».
Этапы работы.
Рассмотреть все предложенные для выкладывания в таблице фигуры. Например, квадраты, круги, треугольники синего, красного и желтого цвета. Найти признаки, по которым можно разделить эти 9 фигур на 3 группы: цвет – синий, красный, желтый и форма – круг, квадрат, треугольник. Здесь может быть два варианта:
• разложить все фигуры по форме (квадраты – желтый, красный, синий; треугольники - желтый, красный, синий; круги – желтый, красный, синий;
• разложить все фигуры по цвету: красные – круг, квадрат, треугольник; желтые - круг, квадрат, треугольник; синие - круг, квадрат, треугольник.
В центральную клетку выкладываем треугольник красного цвета.
По диагонали выкладываем оставшиеся треугольники (синего и желтого цвета).
По второй диагонали выкладываем все фигуры красного цвета (квадрат, круг).
Осталось найти место желтым и синим фигурам – квадрату и кругу.
Проверяем правильность расположения фигур, рассматривая ряды и столбики.
Этот принцип раскладывания фигур, использую и при изучении лексических тем. Дети с большим удовольствием размещают на ковролине яркие картинки, сделанные на картоне с помощью самоклеящейся пленки.