Ирина Васильева
Авторский педагогический проект «Цветик-Семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторский педагогический проект
«Профилактика и коррекция речевых нарушений младших дошкольников средствами традиционных и инновационных технологий»
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Авторы проекта : учитель - логопед: Васильева И. Н., воспитатель: Пчелина А. Н.
2017-2018 учебный год
Участники проекта :
• дети 2 младшей «Аленушка»
• Их родители
• Воспитатель: Пчелина А. Н.
• Учитель- логопед: Васильева И. Н.
• Актуальность проблемы:
Публикация «Авторский педагогический проект „Цветик-Семицветик“» размещена в разделах
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.
Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, позволяет нам поставить вопросы профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.
Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности получения ранней логопедической помощи:
-современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 лет
-коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.
Особенности речевого развития детей 3-4 лет
Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.
В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И так далее. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.
Пояснительная записка
Гипотеза:
Проведение целенаправленной, систематической и планомерной работы по реализации проекта и разработанная нами система работы по профилактике и преодолению речевых нарушений в практической работе с детьми младшего дошкольного возраста, приведет к положительной динамике в речевом и общем умственном развитии дошкольников
Стратегия достижения поставленной цели определяется основными принципами:
• Начинать сопровождение детей с младшей группы.
• Профилактическая работа не менее важна, чем коррекционная.
• Комплексная и системная деятельность обеспечивает более высокие результаты.
• Грамотное просвещение и консультационная работа с родителями играют важную роль в профилактике проблем развития ребёнка.
Механизмом реализации проекта по проблеме речевого развития ребёнка является система педагогических и психологических воздействий, интересных и разнообразных форм речевой работы.
Задачами данной системы являются:
• создать модель коррекционно-развивающей деятельности воспитателей, специалистов ДОУ и родителей
• разработать формы их взаимодействия в условиях дошкольной образовательной среды.
• Подобрать дидактические и методические материалы с учётом возрастных особенностей детей.
• Работа по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми от 2 до 4 лет в условиях комбинированного детского сада без проведения специальных занятий. Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей.
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,, самообразование; Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
• Разработать и внедрить проект - «Цветик - Семицветик», перспективный план работы с детьми;
• Совместно с учителем – логопедом подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
• Подготовить (провести) консультации или мастер-классы для педагогов и родителей на тему : «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка»; «Игры на развитие сенсорных эталонов» и др
• Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений;
• Подготовить видео-отчет презентацию по результатам проекта для педагогов по теме : «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»;
Основная форма работы учителя - логопеда :
Логопедические минутки– комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Логоминутки составлены в соответствии с возрастными особенностями детей.
Расписание логоминуток:
Вторник: 15.15-15.30
Четверг: 15.15-15.30
Воспитатели проводят логопедические минутки ежедневно по рекомендациям учителя- логопеда, а так же пальчиковые игры, речевые игры на обогащение словаря, игры на развитие сенсорных эталонов в любые удобные отрезки режимных моментов.
Во второй младшей группе ставим следующие задачи:
• Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками
• Развитие и расширение пассивного и активного словаря
• формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох;
• развивать длительность речевого выдоха;
• развивать силу, динамику и модуляцию голоса;
• развивать подражание речевым звукам;
• воспитывать правильный, умеренный темп речи;
• развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
• Развитие диалогической речи и речевого общения.
• Развитие мелкой моторики:
• Развивать тонкую моторику в упражнениях.
• Формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина
Направления работы во второй младшей группе (2017-2018 уч. год) :
1. Игровая артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика и артикуляционные сказки, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста или «Логоминутки»
2. Дыхательная гимнастика
3. Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки» : пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг.
4Игры на развитие сенсорных эталонов
5. Кинезиологические упражнения и игровой самомассаж
6. Речедвигательная гимнастика
7. Речевые игры и упражнения на обогащение словаря
Артикуляционная гимнастика. Биоэнергопластика. Артикуляционные сказки.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Биоэнергопластика
синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных
Артикуляционные Сказки нравятся детям и дают положительный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде сказок, стихов вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности. Артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала.
Развитие мелкой моторики – пальчиковый игротренинг
Пальчиковый игротренинг направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Проводится ежедневно.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие дела, как
перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
чистка металла;
водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье ( объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
собирание разрезных картинок;
разбор круп и так далее.
Пальчиковый игротренинг направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Проводится ежедневно.
Для развития моторики рук используются следующие приемы, игры и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал)
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Кинезиология
синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецептов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.
План реализации проекта
месяц Артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика,
Артикуляционные сказки Пальчиковый игротренинг Кинезиологические упражнения и игровой самомассаж Речедвигательная гимнастика Дыхательная гимнастика Речевые игры, упражнения и сказки на обогащение словаря
октябрь - Знакомство с игровым персонажем «Веселым Язычком» и его «домиком»
- знакомство с артикуляционными упражнениями «Окошко», «Заборчик», «Улыбочка», «Трубочка» + биоэнергопластика данных упражнений
-Артикуляционная сказка «Прогулка Язычка»
(презентация)
- «Злая тучка»- песенка с элементами логоритмики и пальчиковой гимнастики
-П/И «Тень, тень, потетень», «Капуста», «Чищу овощи для щей»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я Вот и вся моя семья. - Упражнение «Колечки»
-самомассаж «Проснулось солнышко и сладко зевнуло, солнышко лучик тебе протянуло, солнышко щечки тебе поласкало, Доброго утра тебе пожелало»
Игра-приветствие «Здравствуйте,
ладошки!»
-фонематическая ритмика – звук «А» «Сдуй листочек с ладошки»
«Подуй на листочки»
«Горячий чай» -Игра-презентация «Повторюша»
(звукоподражания)
-«Знакомство»- «Как тебя зовут?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»
- «Что звучит?»
Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
ноябрь - Артикуляционная сказка «Как язычок порядок в своем домике наводил»
-Знакомство с новыми артикуляционными упражнениями «Лопатка» «Накажем непослушный Язычок», «Погладим Язычок», «Причешем Язычок»+ биоэнергопластика Музыкальные пальчиковые игры Железновой «Пальчик, пальчик, где твой домик», «Замок»
- П/И «Дружат в нашей группе девочки и мальчики, а мы сейчас подружим маленькие пальчики»
«Овощи»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина - молодец!
Показывают большой палец. -Игровой самомассаж с Носиком
-Кулачок, ребро, ладошка (темп медленный)
-Самомассаж лица «Озорные мишки»
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки, оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят. -Разминка для малышей «Головами покиваем»
-фонематическая ритмика- звук «О», «АО», «ОА» «Сдуй шарик трубочкой»
«Подуй на полосочку» Игра «Назови ласково» (У тебя нос, У Язычка (кукла)- носик, губы-губки, глаза-глазки, рот-ротики др.)
- Игра: «Машенькино угощение»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т. д.
декабрь -Артикуляционная сказка «О пчелке Жуже и ее веселом язычке» + дыхательная гимнастика
Артикуляционные упражнения «Чистим зубки», «Часики» - П/И «12345- мы во двор пошли гулять!»
-Музыкальные П/И Яртовой
-Мы делили апельсин
Много нас – а он – один!
-самомассаж «Лепим Ушки»
-«Кулачок, ребро, ладошка»
- «Мы лепили ладушки, жарили оладушки»
- «Лоб
Поглаживание.
Мы массаж решили сделать -
Посчитаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гладим лобик мы опять. - Логоритмика под музыку (Елены Гайдар) : артик. Упражнения+ биоэнергопластика+ мимика
-фонематическая ритмика звук «У», «АУ»,»ОУ», «УА», «АОУ»и др Перышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. «Найди детеныша»(у коровы теленок, у кошки- котенок)
«ласковые имена».
Хоровод водили, ласковыми были,
В кружок вызывали, имя называли.
Выйди, Леночка, в кружок!
Возьми, Леночка, флажок.
январь - артикуляционные упражнения «Грибок», «Лошадка», «Индюк»
-Артикуляционная сказка «Как пчелка друзей искала» -Музыкальные П/И Яртовой
-П/И «1234- всю посуду перемыли» - «Мы лепили ладушки, жарили оладушки»
-«Вот ладошка, вот кулак, все быстрее делай так»
Самомассаж лица
Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка. Мурка моется без мыла, Потому что Мурка-кошка.
-Губы
Поглаживание.
Погладим мы с тобою губы,
Верхнюю и нижнюю.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гладим губы мы опять. «Скачут, скачут две лошадки-Цок Цок Цок»
- Фонематическая ритмика «И», «ИА», «АИ», «УИ» «ИАО», «ИАОУ» и др «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мё рзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть. Затем погреть горячим (теплым воздухом) - музыкальная сказка «Репка»
-Речевая игра «Жадина»
- «Кто это? Что это?»
Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц
февраль _Артикуляционные упражнения «Качели», «Футбол»+ биоэнергопластика -Музыкальные П/И Яртовой
-П/И «12345- будем пальчики считать» -«Вот ладошка, вот кулак, все быстрее делай так»
-игровой самомассаж «Не болейка!»
-Постучим по щёкам мы -
Весело и дружно.
Раз, два, три, четыре, пять -
Постучим по ним опять. - Логоритмика под музыку (Елены Гайдар) : артик. Упражнения+ биоэнергопластика+ мимика
- Фонематическая ритмика звук «Ы»- «Мишка сердится»,» «Надуем воздушный шарик»
«Шарик лопнул»(ссссс на выдохе)
-Летят снежинки
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. - музыкальная сказка «Теремок»
«Игрушки прячутся»
(есть кукла-нет куклы, есть мяч-нет мяча и тд)
- «Кто что делает?»
Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.
Оборудование: картинки с изображением различных действий
март - Артикуляционные упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье»+ биоэнергопластика -П/И «12345- будем пальчики считать»
-Знакомство с СУ Джок мячиком, тактильные игры -игровой самомассаж «Не болейка!»
-комплекс кинезиологических упражнений
- «Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
Га-га-га, га-га-га,
Очень сочная трава - Логоритмика под музыку (Елены Гайдар) : артик. Упражнения+ биоэнергопластика+ мимика
- повторение фонематической ритмики «Гласные» Игра «Что это?»
Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.
апрель -«Артикуляционная гимнастика с Машей» Комплекс разученных пальчиковых игр
Игры с горохом: Пальчик мой хороший, ты прижми к столу горошек, покрути и покатай и другому передай -комплекс кинезиологических упражнений
-Игровой самомассаж «Пальцы мы сжимаем и разогреваем, и лицо теплом своим мы согреваем» - Логоритмика под музыку (Елены Гайдар) : артик. Упражнения+ биоэнергопластика+ мимика
-фонематическая ритмика звук «Ш»
«ША», «АШ», ШИ», «ИШ», др «Один – много»
Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа
май «Веселая артикуляционная гимнастика»
(музыкальные видеопрезентации) Комплекс разученных пальчиковых игр
-Игры с эластичными кольцами Су Джок,пальчиковые игры с ними -комплекс кинезиологических упражнений
-Игровой самомассаж «Пальцы мы сжимаем и разогреваем, и лицо теплом своим мы согреваем» - Логоритмика под музыку (Елены Гайдар) : артик. Упражнения+ биоэнергопластика+ мимика
-повторение пройденного «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. «Чудесный мешочек»
Цель: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.