Мария Анатольевна Котова
Логопедический лэпбук «Зву́ковка»
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук «Звуковка» предназначен для детей старшего дошкольного возраста с речевыми диагнозами: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое нарушение речи, фонетическое нарушение речи. Использовать лэпбук можно в совместной работе учителя-логопеда с одним ребёнком или с подгруппой детей, а также самими детьми в процессе самостоятельной деятельности. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности. Данный принцип мы реализуем в работе с лэпбуком через выбор ребёнком материала (упражнений артикуляционной гимнастики, автоматизируемого звука, картинок со звуком, картинки для звукового анализа слова, количества самих заданий, вариантов выполнения заданий и определения сотоварищей в подгруппе. У лэпбука есть хозяйка-божья коровка по имени Звуковка, которая предлагает разные задания и просит помощи в их выполнении. Рефлексия положительного настроения и эмоционального состояния одного ребёнка или подгруппы детей проводится после выполнения всех заданий в «Букете настроения».
Публикация «Логопедический лэпбук „Зву́ковка“» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» май 2018
Цель: формирование фонематического восприятия.
Задачи:
1. Подготовить артикуляционный аппарат к правильной постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков.
2. Автоматизировать звуки «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р», «рь». изолированно, в слогах, словах.
3. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.
4. Учить определять позицию звука в слове.
5. Закреплять знания об объектах окружающего мира.
6. Развивать мелкую моторику.
7. Активизировать мыслительную деятельность, развивать внимание и память.
8. Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
9. Развивать любознательность и познавательную мотивацию детей.
10. Воспитывать усидчивость, умение добиваться конечной цели.
Описание заданий лэпбука.
1. «Герберовая разминка» (индивидуальная, в парах и подгрупповая форма работы)
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Вариант 1. Божья коровка Звуковка (учитель-логопед) приглашает ребёнка на артикуляционную разминку предлагает выполнить комплекс упражнений для определённого звука глядя в зеркало. (например, упражнения для шипящих звуков: «заборчик», «бублик», «чашечка», «лошадка», «гармошка»)
Вариант 2. Сам ребёнок (или дети по очереди) выбирает картинки и их количество с артикуляционными упражнениями и учить Звуковку их выполнять. Если выполняет подгруппа детей или пара, то они берут дополнительные зеркала.
2. «Колокольные напевы» (индивидуальная, в парах и подгрупповая форма работы)
Цель: закрепление правильного положения губ, зубов, языка и выработки воздушной струи при произношении звуков «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р», «рь».
Вариант 1. Божья коровка Звуковка (учитель-логопед) предлагает звук (например, звук «З», а ребёнок выбирает полоску с правильным укладом органов артикуляции звука и рассказывает. (например, губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка внизу. Идёт холодная плавная воздушная струя воздуха)
Вариант 2. Божья коровка Звуковка (учитель-логопед) предлагает звук, а дети выбирают карточки с правильным укладом органов артикуляции звука и рассказывают.
3. «Маковое поле» (индивидуальная, в парах и подгрупповая форма работы)
Цель: автоматизация звука изолированно, в прямых и обратных слогах.
Вариант 1. Божья коровка Звуковка (учитель-логопед) просит научить её правильно произносить звук (например, звук «Ж», а ребёнок выбирает картинку жука ( жук жужжит: «Ж-Ж-Ж.», закрепляет его на дорожке, жук передвигается к маку и ребёнок произносит долго ж-ж. В лэпбуке есть картинки : вода течё т: с-с., комар звенит: з-з., кузнечик стрекочет: ц-ц., змея шипит: ш-ш., жук жужжит: ж-ж., воробей чирикает: ч-ч., ящерица шумит хвостом по траве: щ-щ., самолё т гудит: л-л., тигр рычит: р-р., щенок рычит: рь-рь.
Вариант 2. Как в вариант 1, но жук движется к цветку мака с гласной буквой. Цветы мака двусторонние с буквами А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е и переставляются на любое место.
Вариант 3. Как вариант 2, дети соревнуются, кто правильнее произнесёт звук.
Вариант 4. Как вариант 2, дети выбирают друг для друга цветы мака с буквами, затем произносят слоги.
4. «Ромашковая полянка» (индивидуальная, в парах и подгрупповая форма работы)
Цель: умение деленить слова на слоги и составлять звуковую схему слов.
Вариант 1. На ромашке в центре полянки божья коровка Звуковка (учитель-логопед) выставляет карточку со звуком (например, звук «С») и выдаёт картинки с предметами, а ребёнок, определив количество слогов в слове раскладывает картинки божьим коровкам, ориентируясь на узоры их на крыльях. (одна точка- 1 слог и так до четырёх) (например, сом- 1 слог, носок-2, снеговик-3, ананасы-4)
Вариант 2. Как в вариант 1, но карточку со звуком выставляет один из подгруппы детей, остальные дети подбирают картинки с нужным количеством слогов. Слова могут быть не только на определённый звук, но и по одной лексической теме.
Вариант 3. На ромашке в центре полянки божья коровка Звуковка (учитель-логопед) выставляет картинку (например, «слива», и просит ребёнка на ромашки посадить бабочек в соответствии со звуковой схемой данного слова. Можно выкладывать схемы слов, состоящих от трёх до пяти звуков.
Вариант 4. Как в вариант 3, но один ребёнок для другого выбирает картинку со словом, звуковую схему которого нужно выложить.
Вариант 5. На ромашке в центре полянки выставляется одна из картинок, которые ребёнок выложил в варианте 1 и выкладывается звуковая схема.
5. «Одуванчиковые подарки» (индивидуальная, в парах и подгрупповая форма работы)
Цель: упражнять в определении места звука в слове.
Вариант 1. У божьей коровки Звуковки (учитель-логопед) день рождения. Она очень любит одуванчики. Ребёнку предлагается разложить подарки с определённым звуком (например, звук «Р» : роза, корова, сыр и другие) в коробочки: чуть раскрывшийся одуванчик (звук в начале слова, раскрытый одуванчик (звук в середине слова, белый одуванчик (звук в конце слова).
Вариант 2. Как в вариант 1, но выбирает картинки и раскладывает подгруппа детей.
6. «Букет настроения» (индивидуальная, в парах и подгрупповая форма работы)
Цель: определение положительного настроения и эмоционального состояния ребёнка или нескольких детей.
Вариант 1. Божья коровка Звуковка (учитель-логопед) оценивает выполнение заданий одного или нескольких детей с помощью магнитных смайлов: улыбающийся- отлично справились со всеми заданиями, серьёзный- справились не со всеми заданиями, грустный- не справились с заданиями.
Вариант 2. Как в вариант 1, но только сам ребёнок или дети оценивают выполнение заданий с помощью магнитных смайлов.
Лэпбук могут использовать воспитатели в вечернее время для закрепления с детьми заданий логопеда.