Светлана Сергеева
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста эвенкийским орнаментам «Онекур»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Богатство духовной культуры эвенкийского народа можно увидеть в его языке, традициях, обычаях и верованиях. Но, самым таинственным языком культуры каждого народа является молчаливый язык орнамента, который с давних времен считается зашифрованным текстом, своеобразным культурным феноменом нации.
Эвенкийский орнамент, как и любой другой орнамент, отражает и общие культурные понятия наших предков, и самобытный опыт эвенков, который нашел свое воплощение в модели мира этого народа. Слово «орнамент» произошло от латинского слова «украшаю». На эвенкийском он звучит так : «онёр, оневур». Это же эвенкийское слово означает «рисунок, вышивка». Эвенкийский орнамент строго геометричен, ясен по структуре и по форме, сложен по композиции. Он состоит из простейших полос, дуг или ярочек, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур. Разнообразие применяемых при орнаментации материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей значительно обогащают этот, простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым предметам нарядность.
Темочки:
Актуальность. Сегодня в условиях современной жизни среди молодежи теряется культурное наследие эвенков. Мы не должны забывать лучшие традиции своего народа. Поэтому должны учиться мастерству и секретам национального шитья у мастериц старшего поколения.
Руководствуясь этой целью, мы разработали программу для обучения детей старшего дошкольного возраста эвенкийским орнаментам по средствам рисования. Разработанная нами программа «Оневур» является программой художественно-эстетической направленности. Программа рассчитана на 1 год.
Цель: Познакомить детей с орнаментами эвенков, их названием на эвенкийском языке по средством рисования акварелью
Задачи занятия:
Образовательные: Ознакомление детей с культурой кочевого северного народа - эвенков. Приобщение к художественному искусству. Учить рисовать новые элементы на разных силуэтах.
Развивающие: Развитие интереса к художественному искусству. Формирование умений и навыков составлять из элементов орнамента узоры
Воспитательные: Воспитать чувство этнического самосознания, любовь и познавательный интерес к эвенкийским орнаментам.
Дети, рисуя, знакомятся с названием орнамента на эвенкийском языке, также знакомятся с цветами, их названиями на эвенкийском языке. Программе вошли 11 занятий.
Методы и приемы работы :
• игровые приемы;
• рассматривание и обсуждение;
• показ технических приемов;
• пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
• использование сюрпризных моментов;
Формы работы с детьми:
• самостоятельная деятельность;
• совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
• групповая
• подгрупповая
• индивидуальная
ожидаемые результаты:
• уметь рисовать акварельной краской
• знать название орнамента на эвенкийском языке
• уметь работать по эскизам, по образцу
• уметь пользоваться линейкой
• знать цвета на эвенкийском языке
План работы
Месяц Тема Всего
Сентябрь Тынирак (извилистый) 2
Октябрь Иктэмэл (зубчики) 2
Ноябрь Иланкирачи (треугольники) 2
Декабрь Саримикта (бровь) 2
Январь Дедомо, солган
(чередование черного и белого) 2
Март Дылача (солнце) 2
Апрель Орониелин (рога оленя) 2
Май Дюкар (чумики) 2
Сентябрь Иекэр (рожки) 2
Октябрь Удякар (лапки зверьков) 2
Ноябрь Аюкта (звездочка) 2
Примеры занятий:
Занятие №1
Тема: «Тынирак» (извилистый)
Программное содержание. Знакомить детей с эвенкийским орнаментом «Тынирак». Учить умению рисовать волнообразные линии. Познакомить детей с названием цветов (синий, желтый, красный) на эвенкийском языке.
Приемы: Показ, беседа, объяснения, вопросы.
Используемый материал:
Для детей : силуэт формы биля, акварельные краски, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Для воспитателя: образцы изделий с эвенкийским орнаментом, карточки с элементами узора; иллюстрации одежды эвенкийского народа.
Методика проведения занятия : Дети, к нам пришла в гости бумажная кукла, девочка Аяврина. Она хочет пойти на праздник оленеводов, но у нее нет национальной одежды. Она просит нас помочь. Давайте поможем Аяврине. Она принесла свои унты. Давайте нарисуем для унтов биля. Воспитатель показывает иллюстрацию с орнаментом «Тынирак». Предлагает детям нарисовать по образцу биля. Показывает, какие краски использовать для рисования, также знакомит детей с названиями цветов краски на эвенкийском языке.
Занятие №2
Тема: «Иктэмэл» (зубчики)
Программное содержание. Знакомить детей с эвенкийским орнаментом «Иктэмэл». Учить умению рисовать геометрические фигуры в форме прямоугольников с помощью линейки. Прикрепить знание детей с названия цвета красный на эвенкийском языке.
Приемы: Показ, беседа, объяснения, вопросы.
Используемый материал:
Для детей : силуэт формы биля, линейки, акварельные краски, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Для воспитателя: образцы изделий с эвенкийским орнаментом, карточки с элементами узора; иллюстрации одежды эвенкийского народа.
Методика проведения занятия : Сегодня к нам тоже пришел гость мальчик Гарпанча. Он хочет участвовать на оленьих бегах. Гарпанча узнал что вы очень помогли Аяврине и принес нам свои унты и просит нас помочь. Давайте нарисуем для Гарпанча биля для его унтов. Для этого мы используем линейку. Воспитатель показывает и рассказывает детям узор «Иктэмэл».