Елена Тимофеева
Пособие «Говори-читайка». Учим звуки речи
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие . Учим звуки речи
Здравствуйте, дорогие родители, бабушки и дедушки, педагоги! Перед вами пособие «Говори-читайка», которое может использоваться как тетрадь для дополнительных домашних заданий родителей и ребёнка, как тетрадь в помощь воспитателям при проведении занятий по обучению грамоте, учителю-логопеду при проведении индивидуальных или подгрупповых занятий. Надеюсь, что этот материал:
* поможет ребёнку составить первое представление о звуках нашей речи,
Публикация «Пособие „Говори-читайка“, Учим звуки речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
* разовьёт фонематический слух и умение подбирать слова с заданным звуком к определённым схемам, умение свободно определять место звука в слове,
* расширит и активизирует словарь детей,
* познакомит с буквами, которыми обозначаются изучаемые звуки речи, и стихотворениями о буквах,
* научит читать буквы, слоги, слова и предложения,
* автоматизирует умение проводить звуко-слоговой анализ любых слов,
* хорошо подготовит вашего ребёнка к школе.
Характеристики звуков даются в пособии как подсказка для родителей, чтобы они без проблем могли объяснить ребёнку, что за звук он будет сегодня изучать и какие знания надо с ребёнком закрепить. Ребёнок должен проговорить эти характеристики, ответив на ваши вопросы. Либо самостоятельно рассказав то, что запомнил. Весь звуковой материал дан в последовательности, рекомендованной авторами Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. в пособии «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Сначала для ознакомления даются легкие для произношения звуки, потом - потруднее. Помимо понятий о «гласных» и «согласных» звуках, ребёнок знакомится с понятиями «твёрдости» и «мягкости» согласных звуков, узнает о «звонких» и «глухих» согласных. Предлагаются соответствующие звуковым характеристикам символы – красный (для гласных звуков, синий и зелёный цвета (для твёрдых и мягких согласных звуков). А звонкие и глухие согласные звуки обозначаются картинкой с колокольчиком и перечёркнутым колокольчиком, которые в схемах (при выполнении звуко-слогового анализа) обозначаются квадратиком с точкой - звонкие согласные звуки и квадратиком без точки - глухие согласные звуки. Изучение звуков речи – основа обучения чтению. Буквально с первого занятия ребёнок учится читать гласные буквы, правильно озвучивая их при произнесении, пропевая длительно гласные звуки. Переход от одной гласной буквы к другой и последующей должен быть выполнен без остановок. Голосок плавно переходит от одного звука к другому. Здесь же ребёнок узнаёт, что такое ударный гласный звук (тот, который слышится дольше, громче других гласных звуков) и как схематично он обозначается значком ударения. А звук без ударения, который стоит в безударной позиции, называется безударным. Он тоже пропевается голосом, но звучит чуть короче ударного гласного звука и не так громко. Материал для чтения подобран таким образом, что все слова состоят из букв, которые уже выучены. Слова тоже подобраны по степени усложнения: сначала односложные, двусложные и т. д. На первых порах, при выполнении звуко-слогового анализа слов, для лучшего понимания детьми данного вида работы, схемы к словам даются уже в готовом виде: со значками ударения, с обозначением звонкости и делением на слоги с помощью большой вертикальной черты. Ребёнку остаётся только правильно подобрать цвет и раскрасить квадратики. Но взрослый должен обязательно обсудить с ребёнком, почему задание выполнено именно таким образом. Затем подсказки убираются, и дети должны выполнять задания самостоятельно, в том числе рисуя и сами квадратики, соответствующие количеству звуков в словах. Здесь важно обращать внимание на аккуратность выполнения работы.
Стихотворения к буквам подобраны небольшие, конкретные. Содержат не более 4 строчек. Ребёнку легко их запомнить.
Я старалась подбирать такие стихотворения различных авторов, в которых, так или иначе, присутствовало бы описание печатания буквы. Проговаривая такое стихотворение, ребёнку легко будет напечатать букву в тетради в клеточку:
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем –
Получилась буква М.
Озвучивая букву, не стоит называть её так, как она звучит в алфавите («ЭМ»). Надо называть букву так, как звучит звук – буква «М». Пусть стихотворение прозвучит немного не в рифму, зато буква будет озвучена правильно! Называть букву так, как звучит звук надо для того, чтобы ребёнок смог быстрее сливать буквы в слог, без ошибки прочитывая слогослияния и не делая остановки между согласной и гласной буквами. Читать слог или слово, называя буквы, из которых они состоят по отдельности, нельзя. Представьте себе ситуацию, когда ребёнок будет озвучивать буквы так, как они называются в алфавите. Возьмём слово МАК: эМ-А-Ка. Что получилось? Не поймёт даже взрослый! Слогослияние «согласный + гласный» прочитываем без пауз и остановок: м-а-а-а-а-а-а-а… и присоединяем звук [К], который соответствует букве К.
Вот мы и прочитали слово МАК! При подборе слов с соответстующим звуком (мягким, твёрдым) к указанной в пособии схеме, на начальном этапе обучения, слова придумывает родитель вместе с ребёнком и главную роль «придумщика» взрослый берёт на себя. И записывает слова в столбики тоже взрослый. Желательно печатными буквами, чтобы потом, повзрослев, ребёнок смог сам прочитать то, что раньше делал за него взрослый. По мере изучения новых звуков (букв, эту работу может уже выполнять и сам ребёнок, используя небольшую помощь родителя (взрослого) при затруднении. Со временем, вы сами увидите, что ваш ребёнок повзрослел и в состоянии самостоятельно выполнить подобное задание.
При чтении предложений обратить внимание на то, что первое слово в предложении напечатано с большой буквы. Все слова в предложении - отдельно друг от друга, а в конце предложения ставится точка.
К каждому стихотворению я постаралась подобрать небольшую картинку, взятую из просторов интернета. Хотелось, чтобы картинка была «говорящая» и понятная детям, вызывала интерес к изучению букв!
Желаю всем удачи, терпения и успеха!
Тимофеева Елена Ивановна,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР-
детского сада №556 «Тропинки детства»
г. Екатеринбурга
Учим звук [а]. Знать его характеристику:
*гласный (его можно петь, во рту нет никаких преград,
* в схеме обозначим красным цветом,
* гласный звук [а] может быть под ударением (ударным) и в безударной позиции (безударным).
Придумать и записать 6 слов со звуком [а] в начале слова:
аист
* *
* *
* *
Звук [а] обозначается буквой Аа, выучить стихотворение:
Аа: Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква "А".
(С. Маршак)
Читать гласные, пропевая их; выделять голосом ударный гласный:
А а – а – а А-а-а-а
А-А а – а – а
А-А-А а – а – а
Учим звук [о]. Знать его характеристику:
*гласный (его можно петь, во рту нет никаких преград,
* в схеме обозначим красным цветом,
* гласный звук [о] может быть под ударением (ударным) и в безударной позиции (безударным).
Придумать и записать 6 слов к схеме (с ударным звуком [О] в начале слова):
окунь
* *
* *
* *
Звук [о] обозначается буквой Оо, выучить стихотворение:
Оо: Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная.
Спать легла - бока помяла
И теперь овальная.
(Г. Ванюхина)
Читать гласные, пропевая их; выделять голосом ударный гласный:
О о – о – о АО ОА
О -- О о – о – о ао оа
О -- О -- О о – о – о аоа оао
Учим звук [У]. Знать его характеристику:
* гласный (его можно петь, во рту нет никаких преград,
* в схеме обозначим красным цветом,
* гласный звук [у] может быть под ударением (ударным) и в безударной позиции (безударным).
Придумать и записать 6 слов (звук [У] в середине слова):
душ
* *
* *
* *
Звук [у] обозначается буквой Уу, выучить стихотворение:
Уу: Буква у совсем проста -
Тянет рожки из… хвоста.
(Г. Ванюхина)
Читать гласные, пропевая их; выделять голосом ударный гласный :
У у – у – у УО УА
У - У у – у – у ау оу
У - У - У у – у – у ауа уао
Выполнить звуко-слоговой анализ слова (схему) цветными карандашами:
ау
Учим звук [И]. Знать его характеристику:
* гласный (его можно петь, во рту нет никаких преград,
* в схеме обозначим красным цветом,
* гласный звук [И] может быть под ударением (ударным) и в безударной позиции (безударным).
Придумать и записать 6 слов со звуком [И] в начале слова:
ива
* *
* *
* * Звук [и] обозначается буквой Ии, выучить стихотворение:
Ии: На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
(В. Степанов)
Читать гласные, пропевая их; выделять голосом ударный гласный:
И и - и - и ИА ИУ
И - И и - и - и уи иа
И - И - И и - и - и ио ауио
Выполнить звуко-слоговой анализ слова (схему) цветными карандашами:
иа
Учим звук [Ы]. Знать его характеристику:
* гласный (его можно петь, во рту нет никаких преград,
* в схеме обозначим красным цветом,
* гласный звук [Ы] может быть под ударением (ударным) и в безударной позиции (безударным).
Придумать и записать 6 слов (звук [Ы] в конце слова):
бусы
* *
* *
* *
Звук [ы] обозначается буквой ы, выучить стихотворение:
Ы: Вот топор, полено рядом
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны.
(В. Степанов)
Читать гласные, пропевая их; выделять голосом ударный гласный:
Ы ы – ы – ы АЫ ЫУ
Ы-Ы ы – ы – ы уы ыа
Ы-Ы-Ы ы – ы – ы ыо ауыо
Учим звук [Э]. Знать его характеристику:
*гласный (его можно петь, тянуть голосом, во рту нет никаких преград,
* в схеме обозначим красным цветом,
* гласный звук [Э] может быть под ударением (ударным: эхо) и в безударной позиции (безударным: эскимо).
Придумать и записать 6 слов со звуком [Э] в начале слова:
экипаж
* *
* *
* *
Звук [э] обозначается буквой Ээ, выучить стихотворение:
Э: Это Э
С открытым ртом
И большущим языком.
(Г. Юдин)
Читать гласные, пропевая их; выделять голосом ударный гласный:
Э э - э - э АЭ ЭУИ
Э - Э э - э - э уэ эаы
Э - Э - Э э - э - э эо ауэои
Новые звуки [П] и [ПI ]. Знать их характеристики:
*согласные (при их произнесении во рту есть преграда в виде губ,
*твёрдый и мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами,
*глухие (голосовые связки не работают, голоса нет).
Придумать и записать по 5 слов (твёрдый звук - в середине слова. мягкий - в начале):
кепка (а,о,у,ы,э,ъ) пюре (я,е,ё,ю,и,ь)
* *
* *
* *
* *
* *
Выучить 2 стихотворения о новой букве П:
Палка,палка,потолок – Букву П в спортивном зале
П нарисовал мелок. Перекладиной назвали.
Понятие «слог». Читать слоги слитно, без пауз и остановок:
ап па
оп по
уп пу
ип пи
ып пы
эп пэ
Звуки [Т] и [ТI]. Знать их характеристики:
*согласные (при их произнесении во рту есть преграда, нельзя пропеть,
*твёрдый и мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами,
*глухие (голосовые связки не работают, голоса нет).
Придумать и записать по 5 слов (в середине и начале слова):
утка тюбик
* *
* *
* *
* *
* *
Выучить стихотворение о новой букве Т:
Тт: Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
(А. Шибаев)
Читать слоги и слова с буквой Т:
ТА АТ ИТ тот пу-ти
ТО ОТ ту-ту топ то-пот
ТУ УТ та-та пот по-топ
ТЫ ЫТ то-то э-тот ту-пит
ТЭ ЭТ тут о-тит ты тут
*(памятка для родителей: после мягких согласных напишем буквы Я,Е,Ё,Ю,И,Ь)
Звуки [К] и [КI]. Знать их характеристики:
*согласные (при их произнесении во рту есть преграда,
*твёрдый и мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами,
*глухие (голосовые связки не работают, голоса нет).
Придумать и записать по 5 слов (звуки [К] и [КI] в конце и начале слова):
сынок Кеша
* *
* *
* *
* *
* *
Звуки [К] и [КI] обозначаются буквой Кк. Выучить стихотворение о букве К:
Кк: На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит -
Буквой К нас глядит.
(Г. Ванюхина)
Читать слоги и слова с буквой К:
ка ак как так кап Ка-па
ко ок кок ток кот ко-ты
ку ук кук тук кут ку-пи
кэ эк кэк тэк кэт ки-па
кы ык кык тык кып ко-пи
ки ик кик тик кит ки-ты
Выполнить звуко-слоговой анализ слова (схему) цветными карандашами:
коты
Звуки [В] и [ВI]. Знать их характеристики:
*согласные (при их произнесении во рту есть преграда в виде нижней губы и верхних передних зубов)
*твёрдый и мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами)
*звонкие (голос есть, обозначим колокольчиком, а в схеме - квадратиком с точкой)
Придумать и записать по 4 слова:
вода веник
* *
* *
* *
* *
Выучить стихотворение о новой букве В:
Вв: Палочка, рядом две ровные дужки.
Вот и готовы очки для… лягушки!
Читать слоги и слова с буквой В:
ВА АВ ВАВ И-ВА КИ-ВОК
ВО ОВ ВОВ ВО-ВА ТЫК-ВА
ВУ УВ ВУВ ВА-ТА ВАТ-КА
ВЫ ЫВ ВЫВ ПА-ВА ПАВ-КА
ВЭ ЭВ ВЭВ ВИ-КА АК-ТИВ
ВИ ИВ ВИВ АВ-ТО КВА-КА
Выполнить звуко-слоговой анализ слова (цветными карандашами):
ива
Звуки [Ф] и [ФI]. Знать их характеристики:
*согласные (при их произнесении во рту есть преграда в виде нижней
губы и верхних передних зубов)
*твёрдый, мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами)
*глухие (голосовые связки не работают, обозначим перечёркнутым колокольчиком, а в схеме - квадратиком без точки).
Придумать и записать по 5 слов к схемам:
фокус фикус
* *
* *
* *
* *
* *
Звуки [Ф] и [ФI] обозначаются буквой Фф. Выучить стихотворение:
Фф: Всем известно без подсказки:
Буква ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас!
(В. Степанов)
Читать слоги и слова с буквой Ф:
ФА АФ фаф АИФ коф-та
ФО ОФ ФОФ пиф фак-ты
ФУ УФ ФУФ У-фа таф-та
ФЫ ЫФ ФЫФ фи-фа фот-ка
ФЭ ЭФ ФЭФ фа-та пу-фик
ФИ ИФ ФИФ фо-то ка-та-фот
Выполнить звуко-слоговой анализ слов (цветными карандашами):
ф о т о пуфик
Новые звуки [М] и [МI]. Знать их характеристики:
*согласные (при их произнесении во рту есть преграда в виде губ)
*твёрдый и мягкий (в схеме обозначим синим и зелёным цветами)
*звонкие (голосовые связки работают, символ-колокольчик, а в схеме - квадрат с точкой).
Придумать и записать по 5 слов:
команда мюсли
* *
* *
* *
* *
* *
Звуки [М] и [МI] обозначаются буквой Мм. Выучить стихотворения:
Палочка и палочка, Взявшись за руки мы встали
Между ними - галочка. И на М похожи стали.
И понятно сразу всем- (В. Степанов)
Получилась буква М.
(А. Шибаев)
Читать слоги и слова с буквой М:
АМ МА МАМ ма-ки То-ма
ОМ МО МОМ мо-тив мо-ток
УМ МУ МУМ му-ка Ум-ка
ЫМ МЫ МЫМ у-мыт вы-мыт
ЭМ МЭ МЭМ мэм ту-мак
ИМ МИ МИМ ми-мо Мик-ки
Звуко-слоговой анализ (схемы слов) выполнить цветными карандашами:
маки мифы
Новые звуки [Н] и [НI]. Знать их характеристики:
*согласные (при их произнесении во рту есть преграда в виде языка)
*твёрдый и мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами)
*звонкие (голосовые связки работают, обозначим, а в схеме - квадратиком с точкой).
Придумать и записать по 5 словс новыми звуками:
бутон коньки
* *
* *
* *
* *
* *
Звуки [Н] и [НI] обозначаются буквой Нн, выучить стихотворение:
Нн: На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
(Е. Тарлапан)
Читать слоги и слова с буквой Н:
НА АН НАН Ан-тон а-на-нас
НО ОН НОН Нон-на па-на-ма
НУ УН НУН ка-нун фан-ти-ки
НЫ ЫН НЫН но-ты ко-ко-ны
НЭ ЭН НЭН тан-ки о-ку-ни
НИ ИН НИН Ни-на Ни-ки-та
Звуко-слоговой анализ слов выполнить цветными карандашами:
н о т ы Н и н а
Новые звуки [Х] и [ХI]. Знать их характеристики:
*согласные (во рту есть преграда в виде задней части спинки языка)
*твёрдый и мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами)
*глухие (голосовые связки не работают, голоса нет).
Придумать и записать по 5 слов с твёрдым и мягким звуками:
хомяк хитрый
* *
* *
* *
* *
* *
Звуки [Х] и [ХI] обозначаются буквой Хх. Выучить стихотворение :
Хх: Х - забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
(В. Степанов)
Читать слоги и слова с буквой Х :
ХА АХ ХАХ ХА-ХА мох му-хи
ХО ОХ ХОХ ХО-ХО хан хом-ка
ХУ УХ ХУХ ХУ-ХУ пух хо-хот
ХЫ ЫХ ХЫХ ХЫ-ХЫ у-ха хат-ка
ХЭ ЭХ ХЭХ ХЭ-ХЭ э-хо Па-хом
ХИ ИХ ХИХ ХИ-ХИ у-хо о-хо-та
Звуко-слоговой анализ слов выполнить цветными карандашами:
мухи хатка
Новые звуки [Л] и [ЛI]. Знать их характеристики:
*согласные (при их произнесении во рту есть преграда в виде языка)
*твёрдый, мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами)
*звонкие (голосовые связки работают, в схеме обозначим квадратиком с точкой).
Придумать и записать по 5 слов к схемам:
кулак моли
* *
* *
* *
* *
* *
Звуки [л] и [лI] обозначаются буквой Лл. Выучить стихотворение:
Лл: Люди! Видите слона?
Хобот есть. Нога видна.
(Г. Виеру)
Читать слоги и слова с буквой Л:
ал ла лал ла-па лам-пы
ол ло лол Ло-ла ло-па-та
ул лу лул лу-на лу-ков-ка
ыл лы лыл лы-ко во-лын-ка
ил ли лил ли-па ли-мо-ны
Звуко-слоговой анализ (схемы слов) выполнить цветными карандашами:
луна липа
Новые звуки [Б] и [БI]. Знать их характеристики:
*согласные (при их произнесении во рту есть преграда в виде губ,
*твёрдый, мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами,
*звонкие (голосовые связки работают, символ - колокольчик).
Придумать и записать по 5 слов:
бык белый
* *
* *
* *
* *
* *
Звуки [б] и [бI] обозначаются буквой Бб. Выучить стихотворение:
Бб: Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
(А. Шибаев)
Читать слоги и слова с буквой Бб:
ба а-ба ба-тон ба-на-ны
бо о-бо бо-бы бы-ли-на
бу у-бу бы-ки би-нок-ли
бы ы-бы бук-ва бо-тин-ки
бэ э-бэ бан-ка бал-ко-ны
би и-би бин-ты буб-ли-ки
Звуко-слоговой анализ (схемы слов) выполнить цветными карандашами:
бобы бинт
Новые звуки [Д] и [ДI]. Знать их характеристики:
*согласные (при их произнесении во рту есть преграда в виде языка,
*твёрдый, мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами,
*звонкие (голосовые связки работают).
Придумать и записать по 5 слов:
задача дети
* *
* *
* *
* *
* *
Звуки [д] и [дI] обозначаются буквой Дд. Выучить стихотворение:
Дд: Две полоски наклонили,
Снизу третью начертили.
А теперь совсем немножко:
Две коротенькие ножки.
Читать слоги и слова с буквой Д:
да а-да дам по-го-да
до о-до дом до-ми-но
ду у-ду ду-ма ду-би-на
ды ы-ды ла-ды ко-мо-ды
дэ э-дэ Дэ-ни У-лан-Удэ
ди и-ди Ди-ма би-гу-ди
Звуко-слоговой анализ (схемы слов) выполнить цветными карандашами:
дата Дима
Новые звуки [Г] и [ГI]. Знать их характеристики:
*согласные (при произнесении во рту есть преграда в виде спинки языка)
*твёрдый, мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами)
*звонкие (голосовые связки работают, в схеме обозначим)
Придумать и записать по 4 слова:
погода гюрза
* *
* *
* *
* *
Звуки [Г] и [ГI] обозначаются буквой Гг. Выучить стихотворение:
Гг: Перед нами буква «Г»
Стоит, подобно кочерге.
И, подобно кочерге,
Горбит спину буква «Г».
Читать слоги и слова с буквой Г:
га ага у-гол но-га у-го-лок
го ого гал-ка го-мон го-ло-ва
гу угу гном гу-док по-го-ны
гы ыгы гнал гам-ма по-го-да
гэ эгэ гнул ман-гал ман-га-лы
ги иги кни-ги маг-нит би-гу-ди
Звуко-слоговой анализ (схемы слов выполнить цветными карандашами):
гном книги
Звуки недели [C] и [CI]. Знать их характеристики:
*согласные (при произнесении во рту есть преграда в виде спинки языка)
*твёрдый, мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами)
*глухие (голосовые связки не работают, голос "спит").
Придумать и записать по 4 слова:
нос сито
* *
* *
* *
* *
Звуки [с] и [сI] обозначаются буквой Сс. Выучить стихотворение:
Сс: Часть кружочка потерялась –
Буква С у нас осталась.
Читать слоги, слова и предложения:
са аса ста сма ска кус-ты ска-ла
со осо сто смо ско кас-ка сто-лы
су усу сту сму скы мос-ты ста-кан
сы ысы сты смы сны мос-ты сти-хи
сэ эсэ стэ скэ снэ ком-пас смы-вал
си иси сти сни сми сни-мал вы-со-ко
Со-ба-ка спит под сто-лом.
У па-пы и сы-на сум-ка. Там ка-пус-та, са-лат, сок.
У мос-та куст. У кус-та мыс. Там сом. У со-ма у- сы.
Звуко-слоговой анализ (схемы слов выполнить цветными карандашами):
сито носок
Новые звуки [З] и [ЗI ]. Знать их характеристики :
*согласные (при их произнесении во рту есть преграда в виде языка и зубов)
*твёрдый, мягкий (в схеме обозначим синим, зелёным цветами)
*звонкие (голосовые связки работают, голос "спит")
Придумать и записать по 4 слова:
зонт изюм
* *
* *
* *
* *
Твёрдый и мягкий звуки обозначаются буквой Зз. Выучить стихотворение:
Зз: Буква З и цифра «3»,
Как родные две сестры.
Ты внимательно смотри:
Пишем З, как цифру «3».
Читать слоги, слова и предложения с буквой З:
за аза за-мок зи-ма за-но-за
зо озо га-зон зо-ло-то зон-ти-ки
зу узу зу-бы ва-зу зу-би-ло
зы ызы ко-зы во-зы коз-ли-ки
зэ эзэ та-зы за-ты-лок та-зи-ки
зи изи ки-зил ма-га-зин Зи-на-и-да
Нас-ту-пи-ла зи-ма. Ста-ло мо-роз-но.
У Ли-зы сан-ки. На сан-ках Зи-на.
Звуко-слоговой анализ слов (выполнить в цвете, разделить на слоги, поставить значок ударения):
зубы изюм
Новый звук недели [Ш]. Знать его характеристику:
*согласный (при его произнесении во рту есть преграда)
*всегда твёрдый (нет мягкой пары, в схеме обозначим синим цветом)
*глухой (голосовые связки не работают, голоса нет).
Придумать и записать 6 слов:
шапка
* *
* *
* *
Выучить стихотворение о букве Ш:
Шш: Три столба красиво в ряд,
Как солдатики, стоят.
Читать слоги и слова с буквой Ш:
ША АШ ИШ ШОШ миш-ка кош-ка
ШО ОШ ЭШ ШАШ лан-дыш пуш-ка
ШУ УШ ШУШ О-ша ка-мыш ма-шин-ка
ШИ ЫШ ШИШ А-шан шиш-ка кув-шин-ка
Правило: «ШИ» печатай с буквой И.
Выполнить звуко-слоговой анализ слов (схемы) цветными карандашами:
шина камыши
Новый звук [Ж]. Знать его характеристику:
*согласный (при его произнесении во рту есть преграда)
*всегда твёрдый (нет мягкой пары, в схеме обозначим синим цветом)
*звонкий (голосовые связки работают, голос есть).
Придумать и записать 6 слов:
кожа
* *
* *
* *
Выучить стихотворение о букве Ж:
Жж: Посмотрите, буква Ж
На жука похожа.
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
Читать слоги и слова с буквой Ш:
ЖА АЖ ИЖ ЖОЖ ко-жа э-та-жи
ЖО ОЖ ЭЖ ЖАЖ жа-ба жуж-жит
ЖУ УЖ ЖУЖ у-жи жу-ки у-жас-но
ЖИ ЫЖ ЖИЖ о-жог жи-вот жа-ло-ба
Правило: «ЖИ» печатай с буквой И.
Выполнить звуко - слоговой анализ слов (схемы) цветными карандашами:
жуки жужжит
Новый звук [Ц]. Знать его характеристику:
*согласный (при его произнесении во рту есть преграда)
*всегда твёрдый (в схеме обозначим синим цветом)
*глухой (голосовые связки не работают, голоса нет).
Придумать и записать 6 слов:
цапля
* *
* *
* *
Выучить стихотворение о букве Ц:
Цц: Посмотрите, буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Читать слоги, слова, предложения с буквой Ц:
ац цац ов-ца у-ли-ца
оц цоц ли-цо цо-ка-ли
уц цуц от-цы цу-на-ми
ыц цыц цы-ган мо-лод-цы
эц цэц слов-цо си-ни-ца
Около дома у-ли-ца.
У Коли дома си-ни-ца.
Пти-ца сидит на суку.
Маша пошла на тан-цы.
Выполнить звуко - слоговой анализ слов (схемы) цветными карандашами:
лицо синица
Новый звук [Ч]. Знать его характеристику:
*согласный (при его произнесении во рту есть преграда)
*всегда мягкий (в схеме обозначим зелёным цветом)
*глухой (голосовые связки не работают, голоса нет).
Придумать и записать 6 слов:
ключ
* *
* *
* *
Выучить стихотворение о букве Ч:
Чч: Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрою, друзья,
Букву путать нам нельзя.
Читать слоги, слова, предложения с буквой Ч:
ач ча чу-ма поч-ка си-ла-чи
оч чо чу-до боч-ка па-лоч-ки
уч чу ча-сы ча-си-ки ка-бач-ки
ыч чи сы-чи ка-ла-чи ка-чан-чи-ки
эч чум коч-ка ма-моч-ка Чи-пол-ли-но
У Нины сумочка. Вова чистит ботиночки.
Мамочка дала сыночку удочку.
Правило: «Ча» печатай с буквой а. «Чу» печатай с буквой у.
Выполнить звуко - слоговой анализ слов (схемы) цветными карандашами:
чудо калачи
Новый звук [Щ]. Знать его характеристику:
*согласный (при его произнесении во рту есть преграда)
*всегда мягкий (в схеме обозначим зелёным цветом)
*глухой (голосовые связки не работают, голоса нет).
Придумать и записать 6 слов:
щёки
* *
* *
* *
Выучить стихотворение о букве Щ:
Щщ: На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну, что же!
(Е. Тарлапан)
Читать слоги, слова, предложения с буквой Щ:
ащ ищ щи гу-ща о-во-щи
ощ що щит ча-ща пи-щит
ущ щу и-щу та-щу пла-щи
ыщ ща пи-ща мо-щи Щу-ки-ны
Мама готовит щи. Дочка чистит овощи. Мышка пищит.
Правило: «Ща» печатай с буквой а. «Щу» печатай с буквой у.
Выполнить звуко - слоговой анализ слов (схемы) цветными карандашами:
плащи овощи
Новый звук [Й]. Знать его характеристику:
*согласный (нельзя пропеть, при его произнесении во рту есть преграда)
*всегда мягкий (нет твёрдой пары, в схеме обозначим зелёным цветом)
*звонкий (голосовые связки работают, голос есть).
Придумать и записать по 6 слов:
майка думай
* *
* *
* *
* *
* *
* *
Выучить стихотворение о букве Й:
Йй: Букву Й зовут и краткой.
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И -
Сверху галочку пиши.
Читать слова с буквой Й:
май мойка лайка
лай сойка запой
вой война гайка
пой койка Ханой
мой сайка Китай
йод майка наливай
йог зайка попугай
Выполнить звуко-слоговой анализ слов (схемы) цветными карандашами;
выделить значком ударения ударный гласный:
майка попугай