Папки-передвижки

Программа по экологии «Звери-наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Бабкина
Программа по экологии «Звери-наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Звери – наши друзья»

Основные направления: экологическое образование дошкольников

Основные цели, задачи:

Познакомить со зверями Волгоградской области.

Обучающий компонент:

Дать элементарные знания о зверях Волгоградской области;

Познакомить с редкими и исчезающими видами зверей Волгоградской области, занесенных в Красную книгу;

Публикация «Программа по экологии „Звери-наши друзья“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Познакомить с разнообразием зверей континентов, дать знания, кто, где живет, особенности их внешнего вида, их отличительные признаки;

Познакомить с особенностями жизни зверей : особенности питания, передвижения, защиты;

Познакомить с особенностями сезонных изменений в жизни зверей, их местообитания.

Воспитывающий компонент:

Воспитание бережного отношения к животным;

Понимания необходимости существования всех видов;

Неправильности их деления на «вредных» и «полезных», «красивых» и «некрасивых»;

Формирование представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме;

Закрепление правил поведения в природе по отношению к животным во время пребывания на природе.

Актуальность:

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир.

Особое место в этом мире отведено животным: они составляют лишь 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна.

От людей во многом зависит сохранность, многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь минимум естественнонаучных знаний.

Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том числе и о животных, ребенок получает уже в детстве. В дошкольном учреждении процесс познания и накопления детьми чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой.

Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во – первых, для воспитания правильного, бережного отношения к фауне, во – вторых, для развития более сложных нравственно – эстетических чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо пробуждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

Известно, каким сложным и противоречивым бывает поведение ребенка в природной среде: или самые добрые намерения, дети, от недостатка знаний, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы, мучают – «ласкают» котенка, уносят из леса диких животных и т. п.) Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. На этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания положительного отношения к объектам природы. От педагога во многом зависит, чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и правильных поступков ребенка.

Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно – эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, созидательной, а не стихийно развивающейся, созерцательной? Как воспитывать у детей интерес к разным представителям животного мира: не только ярким, заметным (собаки, кошки, белка и др., но и к незаметным, непривлекательным (лягушкам, муравьям, ящерицам и др.)

О степени сформированности у детей глубоких, гуманных чувств к четвероногим друзьям можно судить, принимая во внимание следующее:

- интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках;

- знание и выполнение правил обращения с живым существом;

- осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;

- желание трудиться ради животного, умение ухаживать за ним;

- эмоциональность восприятия и общения с животным.

Знания, которые даются детям дошкольного возраста можно подразделить на 2 большие группы: о самом мире фауны, его разнообразных представителях и о возможных формах взаимодействия человека и животного. То есть к первой группе относятся:

знания, расширяющие кругозор детей, способствующих их интеллектуальному развитию, а ко второй группе относятся: знания, определяющие правила поведения ребенка в природе, нормы нравственного отношения к ней.

Старшие дошкольники имеют представление о том, что такое природа. Как правило, дети относят к природе лишь все живое, то, что растет, цветет, изменяется. Меньшее число старших ребят принимают во внимание и неживые объекты. Для детей 6 – 7 лет характерны 3 уровня отношения к природе:

1. обусловлен созерцательной оценкой природных объектов (все в природе интересное, красивое)

2. вызван утилитарной оценкой (природа нам все дает, чтобы есть, в лесу много грибов и ягод)

3. обусловлен нравственно – эстетической оценкой (природа нам помогает жить, поэтому ее надо беречь)

В дошкольном возрасте преобладают 1 и 2 уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы воспитатели значительное место отводят задачам эстетического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальным и этическим; восприятие остается часто во внешнем, созерцательном плане, что становится доминирующим в формировании детского отношения; не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе – она в основном направляется не на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность практическую (сбор ягод, цветов и т. п.)

Однако, у старших дошкольников можно сформировать полное отношение к окружающему, которое будет обусловлено нравственно – эстетической оценкой, т. е. пониманием значения природы для жизни человека и необходимости ее защиты и охраны.

Каждый случай отрицательного отношения так же не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявляет жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого… надо терпеливо, доходчиво и вместе с тем требовательно объяснять, почему так нельзя делать. Ребенок должен усвоить с детства, что человек – это часть природы, а не «хозяин и царь». Человек – друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог должен следить за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только желание, умение, но и потребность потрудиться на благо животного: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, прийти на помощь. Все это нужно знать при уходе за животными уголка природы.

А для диких животных – усвоить правила: не трогать их, не разрушать их дом, не уносить их из «родного дома».

Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве 3 задачи:

1. формирование знаний о животных;

2. развитие эмоционально – положительного отношения к ним;

3. воспитание нравственного поведения в природе.

Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием ее эффективного выполнения является связь детского сада и семьи. По этому разделу педагог планирует следующее:

ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных у детей разного возраста. Для этого даются методические рекомендации для родителей, проводятся родительские собрания, открытые занятия и др.

раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях. Воспитатель проводит консультации, беседы. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно поместить, например, информацию о сезонной жизни животных, возможных способах помощи им в разное время

давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка

повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания в природоохранных мероприятиях, проводимых в нашей стране.

Являюсь участницей центра «Зеленая планета». Разработала и составила план мероприятий на год, индивидуальный план кружковой деятельности по направлению «Звери – наши друзья». При планировании учитывался региональный компонент. Ежемесячно провожу творческие отчеты на заседаниях центра: представляю конспекты занятий, авторские развивающие игры с учетом регионального компонента.

В группе мною был создан мини – музей «Почва – живая земля», где почва представлена в разрезе. Дети знакомятся с составом почвы, слоями, свойствами песка, глины. Также собрана коллекция камней, коллекция образцов почвы, дидактический материал по ознакомлению с почвой, подземными жителями. Разрабатываю планы бесед, занимательных опытно – экспериментальный занятий с почвой, водой. Являюсь автором слайдового материала в электронном виде и презентаций по темам: «Кто такие млекопитающие», «Кто в лесу родился», «Животный разных материков», «Лесные убежища», «Дикие животные», «Домашние животные», «Волшебница - вода», «Звери Красной книги Волгоградской области».

На занятиях по экологии в кружковой работе учитывается принцип региональности, который проявляется в отборе объектов живой и неживой природы родного края, с учетом его историко – географических, этнографических особенностей.

Задачи, решаемые при ознакомлении детей с млекопитающими :

Обучающие:

• дать знания о разнообразии млекопитающих;

• формирование системы знаний о животных Волгоградской области на примере млекопитающих (особенности внешнего вида, образ жизни, питание, способы передвижения, место обитания «дом», жилище (дупло, нора, берлога, заросли, логово); хищники и травоядные, дикие и домашние, их детеныши, сезонные изменения в жизни животных, их значение в жизни человека);

• знакомить детей с млекопитающими с учетом регионального компонента;

• познакомить с редкими и исчезающими видами зверей Волгоградской области, занесенными в Красную книгу;

• показать тесное взаимодействие организма и среды (приспособление к условиям, как уникальное свойство живого, т. е. все живое имеет свои потребности, свой дом, в котором все есть для его жизни);

• изучать взаимосвязи в природе, в соответствии с принципом сезонности;

• осознание ребенком экологической ценности природы, норм и правил поведения;

• познакомить с важными законами природы, законами экологии («Все связано со всем», «Все должно куда – то деваться», «Природа знает лучше», «Ничто не дается даром»); с экологическими понятиями («цепи питания», «приспособление», «экологический взрыв», «среда обитания», «цепочки в лесу», «Красная книга», «кислый дождь»).

Воспитательные задачи:

• воспитывать любовь к млекопитающим как к представителям живой природы и бережное отношение к ним;

• воспитывать в детях человечность, сострадание, доброту, отзывчивость к природе, людям;

всестороннее развитие ребенка: совершенствовать интеллект,.

Развивающие:

• развитие познавательных, эмоционально – волевых, психологических процессов: мышление, память, восприятие и т. д.

• расширять кругозор, речевые формы: диалог, описание, рассказ, объяснение;

• развивать активную познавательную деятельность;

• развитие устойчивого познавательного интереса к природным объектам, активной познавательной деятельности.

Педагогические средства, используемые для решения поставленных задач:

• научно – методическая литература;

• чтение художественной литературы, беседа;

• дидактические игры, упражнения;

• изобразительная деятельность;

• подвижные игры;

• загадки, стихи, рассказы;

• нетрадиционные формы работы (викторины, модели, схемы, экологические тренинги, мини – эксперименты, речевые логические задачи, сказки, тесты, электронные презентации);

• перспективное планирование;

• индивидуальный подход, учет индивидуально – психологических особенностей, возрастной физиологии ребенка;

• дифференцированный подход.

В результате проведении кружковых занятий на тему «Звери – наши друзья» и использования на этих занятиях педагогических средств были достигнуты следующие результаты:

• дети не только расширили свои представления о млекопитающих,

• научились рассуждать, делать выводы, обобщения,

• выделять модели существенных признаков млекопитающих, сравнивать их, группировать, классифицировать по их общим признакам,

• осознали экологическую ценность природы;

• научились изучать взаимосвязи, в соответствии с принципом сезонности;

• развилась активная действенная любовь к природе от уровня созерцания, до деятельного, созидательного уровня;

• сформировался устойчивый интерес к занятиям по экологии.

Разработала воспитатель МОУ детский сад №5 "Олимпия"

г. Волгограда Бабкина С. В

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Конспект беседы для детей дошкольного возраста «Птицы — наши друзья»Конспект беседы для детей дошкольного возраста «Птицы — наши друзья» Ход беседы Воспитатель:Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового. Жить на нашей планете без птиц было бы скучно.

Конспект НОД по экологии «Куда улетают лебеди» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по экологии «Куда улетают лебеди» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно - эстетическое развитие.

Конспект НОД по экологии «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по экологии «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно - эстетическое развитие.

Придумывание сказки «Как звери в лесу пожар тушили». ООД по речевому развитию детей с ОНР старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: развитие речетворческих способностей дошкольников. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ. -Коррекционно-образовательные: 1. Формировать умение придумывать.

Проект для детей дошкольного возраста «Птицы — наши друзья»Проект для детей дошкольного возраста «Птицы — наши друзья» Проект для детей дошкольного возраста "Птицы - наши друзья" Авторы: воспитатель ГБОУ СОШ №1159 Баширова Патимат Рабадановна, старший воспитатель.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Сценарий развлечения «Птицы-наши друзья», для детей младшего дошкольного возраста Сценарий развлечения «Птицы - наши друзья» Для детей младшего дошкольного возраста Действующие лица. Ведущая, Воробей, Журавль, Кукушка,Скворец.

Спортивный досуг для детей дошкольного возраста «Девочка чумазая. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»Спортивный досуг для детей дошкольного возраста «Девочка чумазая. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Девочка «Чумазая», солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: - Создавать.

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста «Птицы — наши пернатые друзья!»Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста «Птицы — наши пернатые друзья!» Экологический проект для детей младшей возрастной группы «Птицы- наши друзья».Разработала воспитатель Т. А. Сироткина Тип проекта: информационно.

Библиотека изображений:

Публикация Программа по экологии «Звери-наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Бабкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа по экологии «Звери-наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 мая 2020 в 16:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД