Светлана Бабкина
Программа по экологии «Звери-наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звери – наши друзья»
Основные направления: экологическое образование дошкольников
Основные цели, задачи:
Познакомить со зверями Волгоградской области.
Обучающий компонент:
Дать элементарные знания о зверях Волгоградской области;
Познакомить с редкими и исчезающими видами зверей Волгоградской области, занесенных в Красную книгу;
Публикация «Программа по экологии „Звери-наши друзья“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Познакомить с разнообразием зверей континентов, дать знания, кто, где живет, особенности их внешнего вида, их отличительные признаки;
Познакомить с особенностями жизни зверей : особенности питания, передвижения, защиты;
Познакомить с особенностями сезонных изменений в жизни зверей, их местообитания.
Воспитывающий компонент:
Воспитание бережного отношения к животным;
Понимания необходимости существования всех видов;
Неправильности их деления на «вредных» и «полезных», «красивых» и «некрасивых»;
Формирование представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме;
Закрепление правил поведения в природе по отношению к животным во время пребывания на природе.
Актуальность:
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир.
Особое место в этом мире отведено животным: они составляют лишь 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна.
От людей во многом зависит сохранность, многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь минимум естественнонаучных знаний.
Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том числе и о животных, ребенок получает уже в детстве. В дошкольном учреждении процесс познания и накопления детьми чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой.
Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во – первых, для воспитания правильного, бережного отношения к фауне, во – вторых, для развития более сложных нравственно – эстетических чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо пробуждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Известно, каким сложным и противоречивым бывает поведение ребенка в природной среде: или самые добрые намерения, дети, от недостатка знаний, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы, мучают – «ласкают» котенка, уносят из леса диких животных и т. п.) Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. На этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания положительного отношения к объектам природы. От педагога во многом зависит, чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и правильных поступков ребенка.
Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно – эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, созидательной, а не стихийно развивающейся, созерцательной? Как воспитывать у детей интерес к разным представителям животного мира: не только ярким, заметным (собаки, кошки, белка и др., но и к незаметным, непривлекательным (лягушкам, муравьям, ящерицам и др.)
О степени сформированности у детей глубоких, гуманных чувств к четвероногим друзьям можно судить, принимая во внимание следующее:
- интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках;
- знание и выполнение правил обращения с живым существом;
- осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
- желание трудиться ради животного, умение ухаживать за ним;
- эмоциональность восприятия и общения с животным.
Знания, которые даются детям дошкольного возраста можно подразделить на 2 большие группы: о самом мире фауны, его разнообразных представителях и о возможных формах взаимодействия человека и животного. То есть к первой группе относятся:
знания, расширяющие кругозор детей, способствующих их интеллектуальному развитию, а ко второй группе относятся: знания, определяющие правила поведения ребенка в природе, нормы нравственного отношения к ней.
Старшие дошкольники имеют представление о том, что такое природа. Как правило, дети относят к природе лишь все живое, то, что растет, цветет, изменяется. Меньшее число старших ребят принимают во внимание и неживые объекты. Для детей 6 – 7 лет характерны 3 уровня отношения к природе:
1. обусловлен созерцательной оценкой природных объектов (все в природе интересное, красивое)
2. вызван утилитарной оценкой (природа нам все дает, чтобы есть, в лесу много грибов и ягод)
3. обусловлен нравственно – эстетической оценкой (природа нам помогает жить, поэтому ее надо беречь)
В дошкольном возрасте преобладают 1 и 2 уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы воспитатели значительное место отводят задачам эстетического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальным и этическим; восприятие остается часто во внешнем, созерцательном плане, что становится доминирующим в формировании детского отношения; не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе – она в основном направляется не на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность практическую (сбор ягод, цветов и т. п.)
Однако, у старших дошкольников можно сформировать полное отношение к окружающему, которое будет обусловлено нравственно – эстетической оценкой, т. е. пониманием значения природы для жизни человека и необходимости ее защиты и охраны.
Каждый случай отрицательного отношения так же не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявляет жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого… надо терпеливо, доходчиво и вместе с тем требовательно объяснять, почему так нельзя делать. Ребенок должен усвоить с детства, что человек – это часть природы, а не «хозяин и царь». Человек – друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог должен следить за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только желание, умение, но и потребность потрудиться на благо животного: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, прийти на помощь. Все это нужно знать при уходе за животными уголка природы.
А для диких животных – усвоить правила: не трогать их, не разрушать их дом, не уносить их из «родного дома».
Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве 3 задачи:
1. формирование знаний о животных;
2. развитие эмоционально – положительного отношения к ним;
3. воспитание нравственного поведения в природе.
Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием ее эффективного выполнения является связь детского сада и семьи. По этому разделу педагог планирует следующее:
ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных у детей разного возраста. Для этого даются методические рекомендации для родителей, проводятся родительские собрания, открытые занятия и др.
раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях. Воспитатель проводит консультации, беседы. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно поместить, например, информацию о сезонной жизни животных, возможных способах помощи им в разное время
давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка
повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания в природоохранных мероприятиях, проводимых в нашей стране.
Являюсь участницей центра «Зеленая планета». Разработала и составила план мероприятий на год, индивидуальный план кружковой деятельности по направлению «Звери – наши друзья». При планировании учитывался региональный компонент. Ежемесячно провожу творческие отчеты на заседаниях центра: представляю конспекты занятий, авторские развивающие игры с учетом регионального компонента.
В группе мною был создан мини – музей «Почва – живая земля», где почва представлена в разрезе. Дети знакомятся с составом почвы, слоями, свойствами песка, глины. Также собрана коллекция камней, коллекция образцов почвы, дидактический материал по ознакомлению с почвой, подземными жителями. Разрабатываю планы бесед, занимательных опытно – экспериментальный занятий с почвой, водой. Являюсь автором слайдового материала в электронном виде и презентаций по темам: «Кто такие млекопитающие», «Кто в лесу родился», «Животный разных материков», «Лесные убежища», «Дикие животные», «Домашние животные», «Волшебница - вода», «Звери Красной книги Волгоградской области».
На занятиях по экологии в кружковой работе учитывается принцип региональности, который проявляется в отборе объектов живой и неживой природы родного края, с учетом его историко – географических, этнографических особенностей.
Задачи, решаемые при ознакомлении детей с млекопитающими :
Обучающие:
• дать знания о разнообразии млекопитающих;
• формирование системы знаний о животных Волгоградской области на примере млекопитающих (особенности внешнего вида, образ жизни, питание, способы передвижения, место обитания «дом», жилище (дупло, нора, берлога, заросли, логово); хищники и травоядные, дикие и домашние, их детеныши, сезонные изменения в жизни животных, их значение в жизни человека);
• знакомить детей с млекопитающими с учетом регионального компонента;
• познакомить с редкими и исчезающими видами зверей Волгоградской области, занесенными в Красную книгу;
• показать тесное взаимодействие организма и среды (приспособление к условиям, как уникальное свойство живого, т. е. все живое имеет свои потребности, свой дом, в котором все есть для его жизни);
• изучать взаимосвязи в природе, в соответствии с принципом сезонности;
• осознание ребенком экологической ценности природы, норм и правил поведения;
• познакомить с важными законами природы, законами экологии («Все связано со всем», «Все должно куда – то деваться», «Природа знает лучше», «Ничто не дается даром»); с экологическими понятиями («цепи питания», «приспособление», «экологический взрыв», «среда обитания», «цепочки в лесу», «Красная книга», «кислый дождь»).
Воспитательные задачи:
• воспитывать любовь к млекопитающим как к представителям живой природы и бережное отношение к ним;
• воспитывать в детях человечность, сострадание, доброту, отзывчивость к природе, людям;
• всестороннее развитие ребенка: совершенствовать интеллект,.
Развивающие:
• развитие познавательных, эмоционально – волевых, психологических процессов: мышление, память, восприятие и т. д.
• расширять кругозор, речевые формы: диалог, описание, рассказ, объяснение;
• развивать активную познавательную деятельность;
• развитие устойчивого познавательного интереса к природным объектам, активной познавательной деятельности.
Педагогические средства, используемые для решения поставленных задач:
• научно – методическая литература;
• чтение художественной литературы, беседа;
• дидактические игры, упражнения;
• изобразительная деятельность;
• подвижные игры;
• загадки, стихи, рассказы;
• нетрадиционные формы работы (викторины, модели, схемы, экологические тренинги, мини – эксперименты, речевые логические задачи, сказки, тесты, электронные презентации);
• перспективное планирование;
• индивидуальный подход, учет индивидуально – психологических особенностей, возрастной физиологии ребенка;
• дифференцированный подход.
В результате проведении кружковых занятий на тему «Звери – наши друзья» и использования на этих занятиях педагогических средств были достигнуты следующие результаты:
• дети не только расширили свои представления о млекопитающих,
• научились рассуждать, делать выводы, обобщения,
• выделять модели существенных признаков млекопитающих, сравнивать их, группировать, классифицировать по их общим признакам,
• осознали экологическую ценность природы;
• научились изучать взаимосвязи, в соответствии с принципом сезонности;
• развилась активная действенная любовь к природе от уровня созерцания, до деятельного, созидательного уровня;
• сформировался устойчивый интерес к занятиям по экологии.
Разработала воспитатель МОУ детский сад №5 "Олимпия"
г. Волгограда Бабкина С. В